Найти в Дзене
Приключения натуралиста

Почему ни один волк не сможет победить взрослого кабана

Оглавление

Поединок, достойный экранизации в каком-нибудь вестерне. На одной стороне — матёрый хищник, чья жизнь подчинена холодному расчёту и тактике. На другой — саловичок в самом расцвете сил. Сможет ли волк одолеть кабана в одиночку? Чтобы ответить на вопрос, нужно опираться не на домыслы и фантазии, а на физиологию и психологию обоих.

Весомые аргументы

Первое, что бросается в глаза — это габариты. Матёрый волк евразийского подвида (степного в расчёт не берём!) — зверь поистине внушительный. В среднем самец достигает 50-65 кг, а в отдельных случаях «кабанеет» до 90 кг и выше! Элита псового братства, специалист широкого профиля. Вот только на фоне секача даже такой «атлет» выглядит скромно.

Судя по комментариям, некоторые охотники из Хабаровского и Приморского краёв воочию видели кабанов за полтонны! И всё же обратимся к проверенным данным: средний вес взрослого кабана колеблется в районе 150-200 кг, а отдельные товарищи могут набить пузцо до 350 кг!

Сравнить волка с кабаном — как поставить рядом мотоцикл «Восход-3» и карьерный самосвал. Да, первый — манёвренный, быстрый и вообще красавец! Но второму всё это до лампочки. Масса — это инерция, это мощь тарана. И секач превосходит волка по весу как минимум в 3 раза.

Топор плотнику кормилец

Волк вооружён до зубов в самом прямом смысле. Главную роль в охотничьей кухне играют два вида зубов. Клыки длиной до 5 см создают огромное давление в точке укуса, а карнассиальные (хищнические) зубы работающие как ножницы для разделки. Сила укуса Серого позволяет эффективно умерщвлять любую добычу в черте леса и за его пределами.

Фотография: FotografieDanielZiegler, CC BY-NC-ND 2.0
Фотография: FotografieDanielZiegler, CC BY-NC-ND 2.0

Однако и секач не лыком шит. Рыло его шире плеч, а постоянно растущие нижние клыки — натуральные шпаги! В среднем длина клинков матёрого самца достигает 8-12 см. Весомый аргумент в любом споре!

Более того, Мать Природа снабдила кабана точильным камнем: короткие верхние клыки служат заточкой для нижних. Каждым движением челюстей кабан слегка подтачивает лезвия! В итоге они остры как бритва. Поперечное сечение клыка имеет треугольную форму, а значит обеспечивает максимальную проникающую способность.

-3

В отличие от волка, кабан не кусает, а наносит серьёзные рваные раны резким движением рыла снизу вверх. Когда дело пахнет жареной свининой, кабан идёт в разнос! Одним единственным ударом он способен пробить любую цель и перерезать жизненно важные артерии.

Свитер и тулуп

Матушка Природа выдала почётному санитару леса отменный тулуп! Волчья шкура имеет высокую устойчивость к напряжению на разрыв и порез, спасает от холода, а ворсинки хорошо держатся за мездру. А что кабан? У кабана всё интереснее! Когда граф Свиноухов пожелает свататься, свитер из сальца растечётся оттепелью по телу... а на боках и груди вырастет «калкан» — слой плотной хрящевидной соединительной ткани толщиной до 4 см.

Padbol57, CC BY-SA 4.0
Padbol57, CC BY-SA 4.0

Нагрудная броня формируется под действием гормонов и выходит на пиковые значения к периоду гона, то есть к зиме. Опытные охотники в курсе, что дробь или картечь часто просто застревают в калкане, не причиняя зверю вреда. А всё потому, что калкан состоит из переплетённых коллагеновых волокон и по своей структуре напоминает скорее прочный войлок, чем живую ткань.

Своеобразные латы защищают Вепря во время брачных турниров. Но, как вы понимаете, от зубов Серого этот «щит» защищает ничуть не хуже. Прокусить грудь секача в период гона — задача почти невыполнимая.

Тактика решает

Вообще, главная сила волка — не в зубах, а в коллективе. Волчья стая — почти идеальный инструмент для добычи пропитания. Санитары леса используют сложные стратегии: «оклад» (окружение добычи), «загон» к засаде, или изматывающая посменная погоня. Волки обмениваются информацией с помощью языка тела и направляют цель в нужное им место — на лёд, в глубокий снег или на открытое пространство. Они сбивают спесь с самых храбрых и выявляют «слабое звено».

Фотография: Nicolas Grevet, CC BY-NC-SA 2.0
Фотография: Nicolas Grevet, CC BY-NC-SA 2.0

Охотясь стаей, волки берут зверя измором: одни гонят, другие отрезают пути к отступлению, третьи нападают с разных сторон. И здесь важно понять масштабы охоты: волки могут часами преследовать добычу, пока та не выбьется из сил. Но волк-одиночка лишён главного козыря! У него нет даже «второго номера», который мог бы создать ложную атаку и отвлечь внимание секача. Вся мощь и ярость кабана будет направлена на него единственного. А это, как говорится, совсем другой расклад.

Закон сохранения дури

Почуяв угрозу, кабан начинает злиться. Ноздри его хлопочут, рыло становится длинным, как баллада у гусара, а гребень на спине поднимается на манер пиратского флага. Кабан в секунду получает мощнейший выброс адреналина и эндорфинов, а значит многократно повышает болевой порог. Тактика вепря проста и эффективна: идти к цели нахрапом.

Подранок или загнанный в угол кабан — один из самых опасных зверей в лесу!
Подранок или загнанный в угол кабан — один из самых опасных зверей в лесу!

Психика блокирует восприятие боли, а заплывшие адреналином мозги работают в одном режиме — покалечить, разбить, уничтожить. В момент опасности кабан будет атаковать, сбивать с ног и кромсать клыками всё, что движется. Правда с одним уточнением — атакует кабан только по прямой и в 90% случаев не возвращается в случае промаха.

Игра на скоростях

Волк прирождённый марафонец. Он может долго бежать рысцой со скоростью 10 км/ч, а в погоне разгоняться до 60 км/ч. Сердце и лёгкие уже «с завода» увеличены объёме, а значит позволяют эффективно насыщать кровь кислородом во время нагрузок. Волк евразийского подвида способен преследовать добычу без остановки несколько часов! Кабан? Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, дикий свин — высококлассный бегун. На короткой дистанции вепрь легко развивает скорость до 40-50 км/ч.

Секач знает свои угодья вдоль и поперёк! «Кабаньи тропы» — сеть хорошо утоптанных маршрутов, которая позволяет свину быстро и почти бесшумно перемещаться по чаще. Philippe Rouzet, CC BY-NC-ND 2.0
Секач знает свои угодья вдоль и поперёк! «Кабаньи тропы» — сеть хорошо утоптанных маршрутов, которая позволяет свину быстро и почти бесшумно перемещаться по чаще. Philippe Rouzet, CC BY-NC-ND 2.0

При этом кабан обладает взрывной силой и удивительной для своей массы манёвренностью. Особенно на первых метрах. Кабан способен совершать резкие развороты, прыгать через препятствия и внезапно менять направление атаки. В условиях лесной чащи, где и происходит большинство встреч, этого более чем достаточно.

Кабаний залп подобен шрапнели: короткий, мощный и сметающий всё на своём пути. У волка есть манёвренность и чувство дистанции, но нет права на ошибку. Один пропущенный удар клыками — и конец.

«Ахиллесова пята»

Охотясь в стае, волки стараются нападать на добычу сзади, целясь в менее защищённые конечности, чтобы обездвижить. Первостепенная цель — перекусить сухожилия на скакательных суставах. Классическая тактика из «Руководства против крупных копытных». Но секач пожил и секач знает о своих слабых местах. При угрозе кабаны часто прижимаются пятой точкой к густым зарослям, валунам или деревьям, не давая хищнику зайти в тыл.

Вепрь заставляет противника атаковать «в лоб», где его ждут клыки и бронированная грудь. Задача волка усложняется в разы.
Вепрь заставляет противника атаковать «в лоб», где его ждут клыки и бронированная грудь. Задача волка усложняется в разы.

Взрослый кабан — не инфантильный бродяга Пятачок! Обмануть не удастся. Подобраться к задним конечностям — сложно. Атака спереди? Там тот самый калкан. Остаётся горло, но чтобы до него добраться, нужно миновать частокол из острых как бритва клыков. Волк пасёт задних!

«Не съем, так надкушу»

В бою сталкиваются две разные мотивации. Волк, даже голодный, — всегда расчётливый хищник. В биологии есть понятие «оптимальной кормовой стратегии». Суть в том, что зверь инстинктивно выбирает ту добычу, которая даст максимум калорий при минимуме затрат энергии и риска. Нападение на секача — себе дороже! Это колоссальный риск получить травму, которая для волка-одиночки равносильна билету в один конец.

Фотография: thewaspfactory74, CC BY-NC-SA 2.0
Фотография: thewaspfactory74, CC BY-NC-SA 2.0

Поэтому учёные мужи уверенно заявляют: добычей волков являются не кабаны, а поросята-сеголетки (до 80-90% случаев) и изредка молодые или ослабленные самки. Волк умён, волк хитёр и в состоянии оценить риски. Нападение на матёрого секача — возможность получить на орехи или остаться без обеда. Мотивация кабана гораздо выше. Он бьётся за свою жизнь, а значит идёт буром, не считаясь с возможными травмами.

Теория и практика

Что говорит практика? Промысловики и этологи в один голос утверждают: одинокий волк никогда не пойдёт на здорового матёрого секача. Это нонсенс! Даже стая далеко не всегда рискует связываться со столь серьёзным противником. Один на один с кабаном выйдет только медведь! Но и Потапыч предпочитает добывать рульку у охотничьей привады или из засады... И это лучший индикатор того, насколько опасным может быть взрослый кабан.

Как раньше говорили бывалые охотники? «На медведя идёшь — соломки бери, на кабана идёшь — гроб теши!». Фотография: Rolf Dietrich Brecher, CC BY 2.0
Как раньше говорили бывалые охотники? «На медведя идёшь — соломки бери, на кабана идёшь — гроб теши!». Фотография: Rolf Dietrich Brecher, CC BY 2.0

Шансы волка в этом противостоянии стремятся к нулю. Масса, калкан, острые клыки и непобедимая сила духа делают секача сильнейшим зверем в лесу. Мудрость Акелы как раз и заключается в том, чтобы понимать: есть противники, бросать вызов которым — заведомо проигрышная затея.