Найти в Дзене

Томская писаница и искусство предков

Томская писаница является первым музеефицированным памятником наскального искусства в России. Музей-заповедник находится на правом берегу Томи, в месте, где зафиксировано более 400 наскальных изображений. И этим экспонатам 100 раз по 100 лет! Их основной массив относится к эпохе бронзы (сер. IV – конец II тыс. до н.э.).

Древнее святилище «Томская писаница» - место, где первобытные предки оставили зашифрованные послания. Данные иллюстрации на каменных основах называют петроглифами. Многие рисунки понятны, поскольку на них изображаются знакомые нам образы, а некоторые остаются загадкой до сих пор. В этой статье вы узнаете некоторые известные символы наскальной живописи Томской писаницы и сможете попробовать разглядеть новые сюжеты.

Вид на петроглифы Томской писаницы с реки Томь
Вид на петроглифы Томской писаницы с реки Томь

Первый и самый известный мифический образ в древности в Сибири и Евразии – это олень или лося. Поскольку в послемамонтовой фауне они являлись основными промысловыми животными на этих территориях (в особенности более северные районы). В Томской писанице образ оленя представлен в самых разных видах и проявлениях, что доказывает уникальность данного места. В окрестностях музея некогда существовала древняя переправа лосей с одного берега Томи на другой, которые заходят и по сей день в заповедник.

Изображение оленя в Томской писанице
Изображение оленя в Томской писанице

Значительным образом на древних людей оказывал влияние и хозяин тайги – медведь. Согласно одной из легенд, медведь в древности предпочел землю небу, за что разгневанный отец приказал навечно остаться на ней и покрыл его звериной шерстью. К слову, шорцы (малая народность Кемеровской области – Кузбасса) тоже считали, что медведь был человеком, потому и понимает человеческую речь. «Улу кижи» - в переводе с шорского значит «старый человек», так они и называли их.

Изображение медведя в Томской писанице
Изображение медведя в Томской писанице

Сова – это визитная карточка Томской писаницы. У сибирских народов сова олицетворяла божество смерти и его вестника. Она же считалась прародителем рода, помощницей шамана при камлании, поэтому они использовали шкурки совы с перьями и крыльями для масок и других предметов одежды.

КамлАние – транс, ритуальные действия шамана, во время которых он якобы общается с духами.

Изображение совы в Томской писанице
Изображение совы в Томской писанице

В Томской писанице немало и изображений людей, частности они изображались с птичьими и зверинами чертами. Продолжая тему шаманизма, вероятнее всего, именно они и представлялись подобным образом. Обычно эти люди показаны в необычных позах: с согнутыми коленями с распростертыми в сторону руками и пр. У многих от головы отходят лучи, из-за чего и предполагается, что это иллюстрации божеств или людей в масках.

Многие сюжеты музея интерпретируют как сцены охоты. Мясо лося употребляли в пищу, а шкуру жилы и кости использовали в хозяйственной деятельности, поэтому образы охотников и воинов чаще всего возникают на данной территории.

-5

Очень привлекает один интересный сюжет – образ древнего лыжника. В одной руке у него каёк – лыжная палка, в другой (по разным версиям) – охотничья петля, шаманский бубен или лук, рядом с которым знак в виде окружности.

Изображение лыжника в Томской писанице
Изображение лыжника в Томской писанице

Интересно будет изучить и прорисовки некоторых фрагментов одной из плоскостей Томской писаницы: черный цвет – выбитые наскальные изображения и гравировка, серый – прошлифованные рисунки, желтый – утраченные поверхности скалы.

-7

Многое еще предстоит отыскать и расшифровать, но уже сейчас Томская писаница, без сомнений, является одним из самых необыкновенных памятников культуры не только России, но и целого континента.

Источники:

https://tomskayapisanitsa.ru/ekspozicii/drevnee-svyatiliwe-tomskaya-pisanica/

http://www.kgau.ru/distance/culture/cont/myths-siberia/09.html

https://sib100.ru/tomskaja-pisanica-pisma-iz-proshlogo/

https://rockart-studies.ru/?page_id=49