Когда-то, очень давно, в середине нулевых, я покупал себе свой первый ноутбук. Комп у меня уже был, а ноутбуком я пользовался в дороге через модем и в универе. Стоило это удовольствие недешево - тем более, что я только недавно устроился на свою первую работу.
Ноутбук я тогда покупал в ныне существующем Эльдорадо - по какой-то там беспроцентной рассрочке. И вместо 15 тысяч рублей я платил по 2500 рублей каждые десять месяцев. Кредитом на тот момент я его не считал, да и особо не вдавался в подробности этой самой "рассрочки". И вот сегодня мне попалась в сети статья про такую же "рассрочку":
Добрый день, уважаемые читатели.
Мне бы хотелось рассказать вам одну занятную историю, связанную с посещением известного магазина электроники и техники, который активно рекламирует сверхвыгодную беспроцентную рассрочку — именно ею и воспользовался мой отец.
Несколько лет назад, когда в мегамаркете Сбербанка проходили разнообразные акции под названием «зеленые дни», а возврат средств (кэшбек) достигал до 70% от суммы покупок, я закупился бытовой техникой для своей новой квартиры, в которую, правда, так до сих пор и не переехал.
И при этом с воодушевлением рассказывал всем, как здорово я сэкономил, призывая забыть про походы в обычные магазины и срочно последовать моему примеру.
Мой отец тогда не особо вслушивался в мои рассказы, да и в то время, казалось, не нуждался в обновлении домашней техники.
Однако в этом году он решился на ремонт, который успешно довел до конца, но для полного образа будущего быта у него должны быть новый холодильник и морозильная камера, ведь он любит запасти большое количество продуктов впрок.
Мои рекомендации о маркетплейсах, конечно, были забыты, и вместе со своей супругой они приняли решение приобрести все в обычном магазине, имеющем богатую и длительную историю, не подозревая даже о возможных подводных камнях.
Они отправились в магазин вместе с моей сестрой и её мужем, которые планировали приобрести телевизор.
При входе в «Мвидео» из каждого утюга лился мощный поток рекламы беспроцентной рассрочки на невероятно выгодных условиях — взял любой товар в рассрочку и не платишь проценты. Папа — человек простой — значит, раз предлагают, надо брать.
Выбрали технику, прикинули свои возможности и сели за стол с сотрудником кредитного отдела оформлять документы.
К сожалению, меня там не было, интересно было бы посмотреть, каким образом этот специалист “обработал” отца.
Для получения рассрочки необходимо заполнить анкету для банка. Анкету заполнили и подписали, сделали запрос в кредитные учреждения, и добро дал Совкомбанк.
Дальше сотрудник подряд пристал с оформлением страховки, без неё, говорят, никак.
Ну, страховку оформили.
Затем начал упорно настаивать на подключении SMS-оповещений — вдруг кто забудет внести очередной платёж и пострадает. Уговорил, включили SMS.
После этого отец внёс какой-то первоначальный взнос (в рассрочке первоначальный взнос? — непонятно), а остаток суммы, а также страховку и платежи за уведомления специалист любезно распределил на 10 месяцев, после чего продемонстрировал на мониторе график платежей.
Всем это показалось устраивающим.
После начались разногласия в показаниях свидетелей, но я догадываюсь, как было дальше: сестра с мужем оформили телевизор на соседнем столе, при оплате у сестры просили номер телефона и другие данные для начисления бонусов по программе лояльности «Мвидео».
Не исключено, что вся её информация (номер мобильного, электронный адрес и место прописки) была каким-то образом привязана к кредитному договору (договору потребительского займа) отца. Возможно, отца решили не регистрировать в программе лояльности «Мвидео», а провели покупку через личный кабинет сестры, чтобы она могла воспользоваться бонусами магазина.
Точных причин и подробностей никто не помнит.
На телефон сестры пришли SMS-сообщения со ссылками на личный кабинет страницы Совкомбанка и ссылки на подписанные электронной подписью документы в цифровом формате.
Всем показалось всё хорошо, отец с женой поехали домой.
Через пару дней они решили проверить график платежей, сестра переслала все ссылки — но отец ни в один из аккаунтов зайти не смог.
Он пошел к офису Совкомбанка, что за углом.
Там сообщили, что по номеру договора у них на руках нет займов, но по паспортным данным отца был найден совсем другой договор — заключённый с МФК «Совком Экспресс», что является микрофинансовой организацией.
График платежей там растянут аж на 60 месяцев при неслабой такой переплате в 100%!!!
Позвонил мне, поговорили, и я не мог понять, откуда у него была такая наивность в финансово-кредитных вопросах, настолько он слепо доверился сотруднику «Мвидео», не проверив ни один из документов, даже в электронном формате (которые потом не проверил и я).
Так он вышел из магазина с договором на страхование, чеком и крупной задолженностью.
Затем мы направились в «Мвидео», где около часа допрашивали кредитного сотрудника, который многократно разводил руками, утверждая, что не встречал подобных случаев и что это невозможно, а сотрудники Совкомбанка путались в показаниях. Кстати, Совкомбанк распечатал тот самый график платежей, где фигурирует его кредитный договор.
То есть, банк прекрасно знает о всех махинациях с МФК «Совком Экспресс».
Специалист настойчиво заявлял, что для понимания всей ситуации необходимо перейти по ссылке из SMS и скачать кредитный договор вместе с графиком платежей, иначе не доказать ничего. Сделать это можно только через ссылку, отправленную на телефон сестры. Сестра переслала нам все полученные ссылки.
Мы открываем её ссылку, сайт требует номер договора, телефон и код подтверждения из другого SMS.
Удалось войти, используя номер телефона сестры.
Загружаем график, и действительно — выплаты рассчитаны на 10 месяцев с равными платежами.
Казалось бы, ситуация улажена.
Потом пытаемся отказаться от страховки, смс-оповещений, а также от услуги установки холодильника (особый интерес представляла эта услуга за 1700 рублей — доставание из коробки и размещение на постоянное место установки).
С чувством выполненного долга покидаем магазин.
Я сохранил себе все документы, пришёл домой и решил более внимательно изучить файлы.
И тут всё стало на свои места.
Файл «Индивидуальные условия» не содержит ни единого слова про рассрочку.
Да и не могло там быть ничего подобного, потому что на первой странице документа крупными буквами написано: «ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАЙМА 15,607% ГОДОВЫХ», а в подробных условиях отражен срок в 60 месяцев.
Более того, если за первые 25 дней не настроить автоплатеж и не зарегистрироваться в личном кабинете Совкомбанка, ставка автоматически поднимается до 77,98%, а сам график платежей первоначально является предварительным и уточняется уже в личном кабинете.
Такая вот занимательная интерпретация услуги под названием «беспроцентная рассрочка».
Подумаете, что здесь всё из-за невнимательности, надо было всё внимательно проверять?
Конечно, вы будете правы.
Но разве это даёт магазину «Мвидео» право вводить клиентов в заблуждение?
Лично я так не считаю.
В итоге пришлось оперативно сделать несколько шагов:
- Скачал с сайта страховой компании бланк для расторжения договора страхования, заполнил его, сделал копии договора и паспорта отца, затем отправил документы заказным письмом в Москву (в Екатеринбурге нет уполномоченных отделений страховой компании, принимающих заявления о расторжении договора).
Закон предусматривает срок отмены договора (период охлаждения) в 30 дней, а в некоторых случаях 14 дней, поэтому тянуть нельзя.
- Зарегистрировался на сайте Retail Solutions, чтобы отключить SMS-оповещения. Опять понадобился телефон сестры, так как именно на её номер зарегистрированы все аккаунты, к которым привязаны документы на отца.
Все подтверждающие коды и сообщения также приходят туда, обеспечивая процесс расторжения.
После того, как получим все официальные подтверждения о расторжении «побочных» услуг, планируем обратиться в Совкомбанк с просьбой о досрочном закрытии кредита, потому что полностью отказаться от него, насколько я понял, очень сложно (если ошибаюсь, поправьте).
За последние годы я уже приобрёл множество телевизоров, телефонов, полный набор бытовой техники для дома, дорогие наушники, ноутбук и много другой мелочевки исключительно через маркетплейсы.
За всё это время у меня не было ни одного возврата, ни одной проблемы, никаких мошенничеств и так далее.
Генеральный директор «Мвидео» уже пару лет регулярно появляется в СМИ с жалобами, что маркетплейсы отнимают у них прибыль, и что нужно срочно запретить продажу товаров через интернет, чтобы покупатели ходили только в их магазины.
После сегодняшних раздоров я окончательно решил — никогда больше не переступлю порог этой фирмы и никому этого не порекомендую эту шарашкину контору.
Спасибо m3g90 за историю