Как бы я мог описать свое духовное взросление?
Конфуций писал о себе: «В 15 лет я был настроен на учебу. К 30-ти годам мой характер сформировался. В 40 лет у меня не было никаких сомнений. В 50 я познал волю Небес. В 60 – спокойно воспринимал то, что слышал. В 70 я мог следовать желаниям своего сердца, не нарушая моральных принципов». Как бы я мог описать свое духовное взросление? И когда я ощутил глубинную связь между мной, моими мыслями и ощущениями и восточной мудростью – философией и религиями Буддизма?
Я не уверен, что со мной когда-либо происходило духовное взросление. Более того, я не уверен, что оно вообще существует. Мне представляется, что глубоко внутри каждый из нас без слов знает всё, как оно есть. А с тем, как мы становимся старше, мы овладеваем умением жить среди людей и узнаём слова, которыми это знание можно описать.
И я все-таки не стал бы делить мудрость на «восточную» и «западную»: все люди устроены одинаково, а значит, и мудрость одна: различаются только традиции и языки, на которых мы пытаемся эту мудрость передать. Если люди живут в снегу, то образы и обычаи их будут отличаться от образов и обычаев людей, живущих в сожженной солнцем пустыне.
У каждой культуры – свой метод описания истины; и в этом смысле (точно, как в притче о семи слепых, которые ощупывают слона) – чем больше разных описаний, тем лучше; потому что не зря говорят: «определить – значит ограничить». Вселенная больше любых попыток человека ее описать.
На последок, несколько мудрых мыслей:
Ученик спросил у своего Учителя: «что ты почувствовал в момент просветления?»
Мастер ответил: «я почувствовал себя дураком».
Ученик удивился: «как так?»
Мастер, улыбнувшись, продолжил: «представь себе, что ты хочешь попасть домой: карабкаешься по лестнице, разбиваешь окно – а потом выясняешь, что всё это время дверь была не заперта».