💬... когда она работала в кафе, хозяин как-то зазвал ее в кладовую... А через 9 месяцев она родила мальчика, унесла в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала тельце в земле. На суде эта женщина говорила, что ей нечем кормить ребенка.
Узнали? Это описание женщины по имени Фрида из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"... Кем на самом деле была самая печальная героиня романа Булгакова и почему он описал именно ее в своем произведении про сатану и всепрощение? Все мы знаем, за что Фрида угодила в Ад. Но кто на самом деле в этом виноват?
Позволю привести сюда этот отрывок полностью:
Фрида представляется читателю в 23 главе «Мастера и Маргариты» и это появление вроде как мимолётное, но у Булгакова не бывает случайностей. Каждая фигура в его романе вплетена в общий узор, и если убрать даже самую неприметную нить, нарушится ткань всего повествования.
Эта молодая женщина едва достигла 20 лет, но её жизнь омрачилась трагедией и позором. Когда-то она работала в кафе, где хозяин заведения, пользуясь её беззащитностью, соблазнил её. Время прошло, и на свет появился ребёнок. Но вместе с ним пришло отчаяние, которое не оставило Фриде выхода. Она отнесла младенца в лес и задушила его платком с голубой каёмкой. Этот платок стал её вечным приговором.
30 долгих лет каждое утро ей приносят его. Он появляется у её постели, неизменно и неотвратимо. Сколько раз она пыталась бросить его в огонь или закопать в землю, но платок возвращался. И каждое возвращение было новой пыткой, напоминанием о преступлении, которое нельзя вычеркнуть из памяти.
На балу у Сатаны Фрида, иссохшая от внутренней муки, умоляет Маргариту замолвить за неё слово перед Воландом. Только князь тьмы, владыка, смеющийся над судьбами людей, мог бы прекратить её страдание. В её просьбе нет надежды на прощение, там лишь тоска... Желание, чтобы ее наконец, забыли. Маргарита, не зная, чем утешить несчастную, произносит: «напейся, чтобы не думать».
Фрида - это символ вины, которая не имеет срока давности. Она доказательство того, что в мире Булгакова ничто не проходит бесследно, и даже самый маленький шаг в сторону греха возвращается эхом, не позволяя забыть ни на мгновение. Впрочем, еще одно такое доказательство - Понтий Пилат, ждущий на Луне прощение от Га Ноцри.
История булгаковской Фриды уходит корнями не только в мир мистики и символики, но и в реальность, куда более страшную и холодную. Реальным прототипом героини стала молодая швейцарская швея Фрида Келлер, родившаяся в 1879 году. Её судьба повторяет в деталях тот рассказ, что Коровьев поведал Маргарите. Булгаков не выдумал саму канву трагедии, он почерпнул её в материалах знаменитого психиатра Огюста Фореля, изучавшего преступления, безумие и тонкую грань между ними.
По воскресеньям Фрида Келлер помогала в кафе. Хозяин заведения, человек женатый и настойчивый, не оставлял девушку в покое. В девятнадцать лет он заманил её в погреб, где произошло то, что навсегда изменило её жизнь. В мае 1899 года Фрида родила ребёнка. Малыша решили отправить в приют, но закон требовал, чтобы мать забрала его обратно, когда ему исполнится пять лет.
И вот наступает тот день. Фриду видели метущейся по дому, ища шнурок. Затем она отправилась в приют и забрала мальчика. Схватив его за руку, женщина увела сына в Гагенбахский лес. Там, произошло преступление, которое нельзя ни оправдать, ни забыть. Вернувшись домой, Фрида вела себя так, будто совершила обыденное действие. Но уже 14 июня её арестовали. На допросе она повторяла одно и то же: у неё не было средств содержать ребёнка, а позор от рождения внебрачного сына разрушил бы её жизнь.
Суд вынес смертный приговор. Позднее казнь заменили пожизненным заключением, и вся дальнейшая жизнь Фриды стала тем же возвращающимся платком с голубой каёмкой, то есть наказанием без срока давности.
Но у Булгакова был и иной источник, не только документальные хроники, но и великая литература. Литературным прототипом его героини стала Гретхен из «Фауста» Гёте. Гретхен, возлюбленная Фауста, также становится матерью внебрачного ребёнка и убивает его в отчаянии. Суд и казнь над Гретхен сделали её символом женской судьбы, искалеченной страстью, грехом и осуждением общества.
Так два образа, Фрида Келлер и Гретхен, сливаются в романе Булгакова в единую героиню, символ вины, которая не имеет срока давности, и напоминанием, что человеческое преступление всегда рождает ответное возмездие.
Булгаков говорит нам через Фриду: за каждым преступлением стоит не абстрактная злодейка, а человек, чья жизнь когда-то могла сложиться иначе. И в этом трагическом «могла бы» рождается самый горький вопрос — кто виноват: сама Фрида, её соблазнитель или общество, которое не оставило ей выбора?
Когда после бала у Маргариты появилась возможность попросить награду, её первым желанием стало освобождение Фриды от наказания, от проклятого платка с голубой каёмкой. В этом поступке есть простая человечность: она дала обещание и не захотела отступить. Маргарита сама объясняет Воланду, что попросила о милости только потому, что неосторожно вселила в Фриду твёрдую надежду. Но в этих словах чувствуется и нечто большее. Освобождая Фриду, Маргарита как будто снимает часть тяжести со своего собственного сердца.
Зачем она вообще дала эту надежду? Вероятно, потому что в судьбе Фриды ей показалось что-то знакомое. У Булгакова нет чужих историй, каждая связана с его собственной жизнью и его окружением. Писатель открыто касается того, о чём обычно молчат: ответственность за ребёнка несут не только женщины, но и мужчины.
Когда Маргарита спрашивает: «А где же хозяин этого кафе?», Бегемот отвечает, что с точки зрения закона отец не виноват. Но Булгаков заставляет нас задуматься, можно ли считать невиновным того, кто толкнул девушку к трагедии и сам отошёл в сторону.
Эта сцена становится особенно горькой, если помнить биографию писателя. В жизни Булгакова были женщины, которым пришлось делать аборты, и это случалось не однажды. Он говорил: «В четверг проведу операцию. Я врач и знаю, какие дети бывают у морфинистов». Сказанное в 1928 году, это признание звучит сухо и деловито, но за ним угадывается боль и чувство вины.
Поэтому появление Фриды на балу Сатаны можно рассматривать не только как художественный ход, но и как отражение личных переживаний автора. Она напоминает о том, что прошлое не исчезает и требует ответа.
Даже короткая сказка, которую Маргарита рассказывает ребёнку, отражает тоску самого писателя: «Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая». Это простое и почти детское повествование обнажает боль куда сильнее, чем самые громкие слова.
Еще больше интересных историй на моем канале в телеграм...