Найти в Дзене
VMESTE

🌊 Как Москва могла стать морским городом: нереализованные проекты каналов

Оглавление

Когда я гуляю возле воды — на набережной, у шлюзов, у каналов — мне часто приходит мысль: а что, если бы Москва была городом, в котором вода играла бы ту же роль, что в Петербурге, Амстердаме или Венеции? Ведь были проекты, в которых Москва могла бы быть прорывной на водных путях. Я погрузилась в археологию замыслов — вот что удалось найти.

А еще больше интересного читайте в моем телеграм-канале "Вместе по Москве", новости города, новые локации, обзоры на рестораны и идеи бесплатного досуга публикуются каждый день!

Источник: https://artguide.com/events/1627-my-sozdali-iz-moskvy-stolitsu-k-80-lietniemu-iubilieiu-mosproiekta-1-1742?page=99
Источник: https://artguide.com/events/1627-my-sozdali-iz-moskvy-stolitsu-k-80-lietniemu-iubilieiu-mosproiekta-1-1742?page=99

Проект «Москва — Волга»: реализованный и нереализованный одновременно

Первый и главный пример — канал Москва-Волга. Он существующий сегодня, но его история полна нереализованных вариантов, которые могли бы изменить лицо города.

Что построено

  • Решение о строительстве канала Москва-Волга было принято в 1931 году.
  • Строительство велось с 1932 по 1937 годы силами заключённых, под руководством Дмитровлага (ОГПУ).
  • Канал обеспечивает Москву питьевой и технической водой, обводняет реку Москву, создает судоходный путь, имеет шлюзы, плотины, гидро- и теплоэлектростанции.

Нереализованные варианты

Но до окончательного варианта были другие проекты, которые либо не реализовали, либо реализовали частично:

  • В тексте BBC описывается, что проект «обводнения Москвы-реки» путём соединения её с Волгой обсуждался задолго до 1930-х, даже при Петре I, но тогда до дела так и не дошло.
  • Также существовал «дмитровский» вариант маршрута канала: от деревни Иваньково через Дмитров и Мытищи к Москве, с участками, где необходимо было преодолевать перепады уровней — проект предполагал насосные станции.
  • Ещё один проект: в 1844 году строили участок канала между Истрой и Сестрой, но дело дальше не пошло.

Так что идея была не одна, и часть вариантов оставалась на бумаге, либо были начаты, но не завершены.

Другие идеи и проекты каналов или водных путей, которые могли сделать Москву «морским городом»

Я поискала — и вот ещё что удалось обнаружить:

  • Гребной канал в Крылатском — он существует и был сооружен в 1972-73 гг. Но это не транспортный канал, не судоходный путь, а спортивный. Он показывает, что идеи водной инфраструктуры рассматривались и в позднем СССР, но часто — в узком функционале.
  • Есть выставки (например, в Музее «Садовое кольцо») под названием «Нереализованные проекты XX века», где показаны архитектурные эскизы, планы преобразования Москвы, магистралей, каналов, но документов проектов каналов, кроме «Москва-Волга», немного.
  • А еще больше интересного читайте в моем телеграм-канале "Вместе по Москве", новости города, новые локации, обзоры на рестораны и идеи бесплатного досуга публикуются каждый день!

Почему большинство проектов не были реализованы

Из моих наблюдений и изучения источников я выделила несколько причин, по которым Москва не стала «морским» городом:

  1. Топографические и геодезические сложности — перепады высот, грунты, необходимость насосов, сложность прокладывания пути через уже застроенные территории.
  2. Экономические ресурсы и технологии — в XIX веке и даже в начале XX многие идеи не могли быть реализованы из-за отсутствия техники или денег; в СССР проекты часто тормозились из-за нужды перераспределения ресурсов (войны, индустриализация, репрессии).
  3. Политические приоритеты и идеология — иногда проекты доходили до стадии эскизов, когда менялись власти или идеологическая линия (например, смена генеральных планов, смена архитектурных подходов).
  4. Экологические и социальные аспекты — вопросы, связанные с затоплением земель, переселением людей или уничтожением старых строений. Часто они ставились на задний план, либо проекты откладывались.

Какой могла бы быть Москва, если бы некоторые идеи были реализованы

Представим, что один из нереализованных «Москва-Волга» вариантов, который проходил ближе к городу, был бы реализован — с более полным судоходством, портовыми объектами. Тогда:

  • часть Москвы, особенно северных и северо-восточных районов, могла бы развиваться вдоль водного пути, как набережные, склады, причалы;
  • транспорт воды, речные маршруты, прогулочные лодки и даже пароходы могли бы стать частью жизни города, как это было на Волге, Неве, Темзе;
  • городской пейзаж был бы иной: порты, промышленные гидросооружения, возможно, иные мосты, набережные, архитектура, ориентированная на воду.

Но город, как мы его видим, сложился по другому пути.

А еще больше интересного читайте в моем телеграм-канале "Вместе по Москве", новости города, новые локации, обзоры на рестораны и идеи бесплатного досуга публикуются каждый день!

Источники

Вот основные материалы, которым я пользовалась:

  • BBC News: статья «Канал имени Сталина: как зэки ГУЛАГа соединяли Волгу с Москвой-рекой». (bbc.com)
  • Сайт проекта «Канал имени Москвы» — официальный обзор строительства. (Москва-Волга)
  • Википедия: статьи «Икша», «Яхрома», «Дмитровлаг». (Википедия)
  • «Аргументы и Факты»: статья «Канал на костях — миф». (aif.ru)
  • ФАМФИСТ (Famhist.ru): описание альтернативных вариантов трассы канала и ранних проектов. (famhist.ru)