Провокационный он в первую очередь потому, что большинство посчитают его антисоветским. Плюс ко всему задета очень святая тема, одна из самых тяжелых и страшных страниц периода Великой Отечественной – блокада Ленинграда.
И на первый взгляд действительно кажется, что сатира, гротеск и трагикомедийность не очень-то стыкуются с тематикой. Но не все так очевидно, правда. И узкомыслие, когда есть привычка воспринимать информацию прямо в лоб, без желания задуматься, тут может сыграть злую шутку. Потому что режиссеры фильма при всей его неоднозначности ни в коем случае не хотели принизить образ блокадника, или подвиг русского человека, ленинградца в данном случае, или хоть как-то умалить достоинство страны. Фильм – не о кощунстве (и это подтверждает одна из героинь, но почему-то кому-то удобно этого не замечать).
И в широкий прокат его не выпустили совсем по другим причинам. Кино снято на собственные средства съемочной группы, плюс сбор средств путем краудфандинга. И в итоге Красовский даже не стал обращаться в Министерство культуры за прокатным удостоверением. Его фильм неудобен, потому что актуален, увы. Потому что за образом семьи Воскресенских стоят нынешние власть имущие. Элита. Те люди, вокруг которых крутится мир. Не зря против съемок так активно выступали многие депутаты. Говорят, что режиссеру даже угрозы поступали.
Неважно, какое сейчас время – XXI век, или 1941 год в Ленинграде. Неважно, речь о депутатах нынешних, или представителях советской власти и номенклатурных работниках «важных» отраслей. Это было, есть и будет. И кино именно об этом. Прямо как у Оруэлла «Все люди равны, но некоторые равнее других».
«Между временем блокады Ленинграда и сегодняшним временем есть прямая связь. Чиновники и прочие люди, безгранично обогатившиеся на несчастье других людей, продолжают жировать, жить припеваючи. Конечно, они будут оскорблены, конечно, они будут пытаться всеми правдами, а чаще неправдами запретить эту картину».
Алексей Красовский
🎬ПРАЗДНИК (2019)
Фильм камерный, все происходит в одном помещении. Визуально – как старые фотографии оттенка сепии, по атмосфере – как телеспектакль.
Итак, Ленинград, 31 декабря 1941 года. Где-то в окрестностях города, в засекреченном доме проживает семья ученого Воскресенского – непосредственно сам Георгий (Ян Цапник), его супруга Маргарита (Алёна Бабенко), их дети – старшая Лиза (Анфиса Черных) и младший Денис (Павел Табаков), и бабушка-инвалид на верхнем этаже, которую нам не показывают, но она есть, и общение с ней ведется методом перестукивания (один удар – попить, два – вынести горшок и так далее).
Так как Георгий занимает ответственный пост и в своей лаборатории выполняет какое-то важное правительственное задание, его семью прячут от посторонних глаз, что, учитывая ситуацию в городе, вроде, как и логично. Ведь на фоне умирающих от голода людей, Воскресенские ни в чем себе не отказывают. Им выдается очень хороший паек, и главная проблема хозяйки, Маргариты, не в том, как достать порцию хлеба, а в том, как разделать и приготовить курицу, ведь домработницу у них забрали, и что теперь делать с птицей, неизвестно.
Да, разумеется, Воскресенские в курсе, что творится за пределами их уютного мирка. В курсе, но без подробностей (что хлеб режут на газетке, чтобы не растерять ни единой крошки, например). Были ли у них мысли, что следует поделиться излишками продуктов? Конечно, были. Но паёк один, а желающих много. Сегодня ты отдашь еду одному ребенку, а завтра тебя съедят вместе с пайком все остальные. Примерно так рассуждает Маргарита, когда слышит обвинения от неожиданной гостьи.
Денис приводит в новогоднюю ночь девушку Машу (Ася Чистякова), что становится шоком для всех. Ведь теперь посторонний человек увидит, как живут Воскресенские. Маша падает в обморок не только от голода, но и от увиденного в одном месте такого количества еды (и не просто еды, а еды деликатесной). Еще один внезапный гость – новоиспеченный «жених» Лизы Виталий (Тимофей Трибунцев). В кавычках жених потому, что ранее Лиза была влюблена в некоего Матвея, папиного сотрудника, но родители были против их романа и в отместку дочь притащила в дом первого встречного, подговорив его подыграть.
Теперь Маргарите нужно как-то объяснить, откуда на праздничном столе такое изобилие. Тут-то и начинается представление. Что делать и как быть? Заключить соглашение? Соврать? Простить все проступки гостям (как, например, Машино воровство)?
Фильм смотрится на одном дыхании, достигает накала во время прозрения Маши и понимания того, что тут вообще происходит, и её диалога с Маргаритой. Добивает сцена с Виталиком и переполохом, смертельным испугом, когда Воскресенские кое-что узнают о Матвее…
Есть ли во всем этом что-то оскорбительное? Разве что оскорбление людей, подобных Воскресенским. Чтобы увидеть тут оскорбление памяти блокадников – это надо сильно постараться.
Может, кто-то видел «Праздник»? Что скажете?
Мой канал в Телеграм
Моя группа в ВКонтакте