Найти в Дзене
ARTПатруль

Интервидение: как образы выстраивали национальную идентичность

"Интервидение" - не просто музыкальный конкурс, но и важнейшая площадка для демонстрации культурных достижений стран постсоветского пространства. В условиях, когда искусство и идеология были тесно связаны, визуальный язык выступлений — костюмы и сценография — играл ключевую роль в формировании национального образа. Эти элементы становились мощным средством выражения духа народа, его истории и ценностей. Дизайнеры стремятся найти баланс между народными традициями и эстрадной модой. Часто используются стилизованные народные костюмы - венгерские каботы, польские жупаны - адаптированные для сцены с добавлением блеска и гламура. Это позволяет подчеркнуть культурную уникальность, избегая "музейности". Болгарские артистки, например, вплетали мотивы вышивки и цветочные узоры в современные наряды. Цвета костюмов несли глубокий символический заряд. Красный, белый, синий часто доминировали, олицетворяя патриотизм, чистоту или мощь. Золотые и серебряные акценты добавляли торжественности. Выступлен
Оглавление

"Интервидение" - не просто музыкальный конкурс, но и важнейшая площадка для демонстрации культурных достижений стран постсоветского пространства. В условиях, когда искусство и идеология были тесно связаны, визуальный язык выступлений — костюмы и сценография — играл ключевую роль в формировании национального образа. Эти элементы становились мощным средством выражения духа народа, его истории и ценностей.

Костюм: больше, чем просто одежда, это манифест

На сцене "Интервидения" костюм всегда был сконцентрированным выражением национальной идентичности, своего рода живой визитной карточкой страны.

Традиции на новый лад

Дизайнеры стремятся найти баланс между народными традициями и эстрадной модой. Часто используются стилизованные народные костюмы - венгерские каботы, польские жупаны - адаптированные для сцены с добавлением блеска и гламура. Это позволяет подчеркнуть культурную уникальность, избегая "музейности". Болгарские артистки, например, вплетали мотивы вышивки и цветочные узоры в современные наряды.

SHAMAN спел в конкурсном клипе так, что за него, наверняка, теперь проголосуют в разных странах мира./Сергей Фадеичев/ТАСС
SHAMAN спел в конкурсном клипе так, что за него, наверняка, теперь проголосуют в разных странах мира./Сергей Фадеичев/ТАСС

Цветовая палитра и её тайный смысл

Цвета костюмов несли глубокий символический заряд. Красный, белый, синий часто доминировали, олицетворяя патриотизм, чистоту или мощь. Золотые и серебряные акценты добавляли торжественности. Выступления часто отличались буйством красок, выражая жизнелюбие.

Ансамбль как единое целое

Особое внимание всегда уделялось единству ансамбля. Костюмы бэк-вокалистов или группы гармонично дополняли наряд солиста, создавая цельную визуальную картину, что подчеркивало сплоченность коллектива.

Сценография: от плоскости к объёму, от фона к действующему лицу

Сценография на "Интервидении" эволюционировала, превращаясь из простого фона в активного участника действа.

Участник конкурса "Интервидение" на ВДНХ, 2025
Участник конкурса "Интервидение" на ВДНХ, 2025

Архитектура и пейзаж на сцене

В ранние годы декорации были довольно статичными, но всегда узнаваемыми, отсылая к архитектурным символам или характерным пейзажам страны.

Свет как художник

С развитием технологий световое оформление сцены стало инструментом драматургии. Динамический свет, игра тени и бликов, использование прожекторов и цветных фильтров позволяли создавать нужное настроение и усиливать эмоциональный эффект песни. Цвета света несли свою символику, отражая тему песни или национальные цвета: красные и оранжевые передавали страсть, синие и зеленые - спокойствие.

Движение и технологии

Позже на сцене появились движущиеся элементы: вращающиеся платформы, поднимающиеся или опускающиеся конструкции. Это оживляло пространство, создавало эффектные переходы и удерживало внимание зрителя. Проекционные технологии позволяли выводить на заднюю часть сцены изображения, видео-ряд и абстрактные узоры, создавая более полное визуальное повествование и усиливая колорит национальными пейзажами или орнаментами.

Кадры репетиции выступления кубинской певицы Сулемы Иглесиас и её дружной команды на сцене ЛАЙВ Арены
Кадры репетиции выступления кубинской певицы Сулемы Иглесиас и её дружной команды на сцене ЛАЙВ Арены

Взаимодействие с пространством

Важным аспектом сценографии стало гармоничное взаимодействие исполнителя с окружением. Движения, жесты, мимика - всё вписывается в созданный визуальный контекст. Иногда сценография предлагала элементы, активно задействованные в хореографии: лестницы, подиумы или части декора.

Ведущими «Интервидения’25» от России станет великолепная супружеская и творческая пара — популярный актёр и музыкант Алексей Воробьёв и оперная дива, заслуженная артистка России Аида Гарифуллина
Ведущими «Интервидения’25» от России станет великолепная супружеская и творческая пара — популярный актёр и музыкант Алексей Воробьёв и оперная дива, заслуженная артистка России Аида Гарифуллина

"Интервидение" стало не просто музыкальным соревнованием, но и ареной культурной дипломатии. Визуальный язык выступлений сыграли ключевую роль в создании и продвижении национального образа, став зеркалом многообразия культур стран-участниц. Это - яркий пример того, как искусство и дизайн могут формировать образ нации на международной арене.