Найти в Дзене

Транспорт в Мьянме: как передвигаться и что попробовать

Мьянма — удивительная страна во многих смыслах. Она богата историей, культурой, храмами и потрясающей природой. Но есть еще один аспект, который обязательно бросается в глаза каждому путешественнику — транспорт. В отличие от других стран ЮВА, где все довольно предсказуемо, Мьянма поражает своим разнообразием и в то же время хаотичностью. Здесь можно найти и самолеты, и поезда, и междугородние автобусы, и даже старые городские маршрутки, путешествие на которых само по себе является отдельным приключением. К сожалению, мы не смогли попробовать абсолютно все. Война, экономический кризис, ограничения для иностранцев — все это внесло свои коррективы. Но даже те виды транспорта, которые нам удалось протестировать, оставили сильное впечатление. На первый взгляд кажется, что авиасообщение в Мьянме развито очень неплохо. Есть несколько внутренних авиакомпаний, которые соединяют Янгон, Мандалай, Нейпьидо, Баган, озеро Инле и курорт Нгапали. Плюс многие дороги перекрыты из-за боевых действий, и а
Оглавление

Мьянма — удивительная страна во многих смыслах. Она богата историей, культурой, храмами и потрясающей природой. Но есть еще один аспект, который обязательно бросается в глаза каждому путешественнику — транспорт. В отличие от других стран ЮВА, где все довольно предсказуемо, Мьянма поражает своим разнообразием и в то же время хаотичностью. Здесь можно найти и самолеты, и поезда, и междугородние автобусы, и даже старые городские маршрутки, путешествие на которых само по себе является отдельным приключением.

К сожалению, мы не смогли попробовать абсолютно все. Война, экономический кризис, ограничения для иностранцев — все это внесло свои коррективы. Но даже те виды транспорта, которые нам удалось протестировать, оставили сильное впечатление.

Баган и транспорт на улицах
Баган и транспорт на улицах

Авиация

На первый взгляд кажется, что авиасообщение в Мьянме развито очень неплохо. Есть несколько внутренних авиакомпаний, которые соединяют Янгон, Мандалай, Нейпьидо, Баган, озеро Инле и курорт Нгапали. Плюс многие дороги перекрыты из-за боевых действий, и авиасообщение часто становится единственным способом попасть в провинцию Шан или на побережье Бенгальского залива.

Теоретически можно построить маршрут исключительно на перелетах. Но на практике все выглядит куда печальнее. Самолеты старые, ремонта почти не видно, задержки случаются регулярно. Рейсы выполняются не каждый день.

Мы не стали рисковать — и дело не только в безопасности, но и в цене: билеты стоят дороже, чем автобусные маршруты в несколько раз. Решили оставить такие перелеты «на потом», в лучшие времена, когда в стране будет спокойнее.

Центр Мандалая
Центр Мандалая

Железные дороги

Железные дороги в Мьянме — это, пожалуй, самый романтичный, но в то же время самый недоступный сейчас вид транспорта. В стране осталась разветвленная сеть, еще британского происхождения, но в 2020-е годы она находится в плачевном состоянии.

Всего я наметил три маршрута по железной дороге: Янгон-Мандалай, Мандалай-Хсипау, петля Янгона. Из бывшей столицы до Мандалая сейчас проехать нельзя — велик риск перехвата состава повстанцами...

Мы очень хотели проехать хотя бы по знаменитому кольцу вокруг Янгона. Там поезда соединяют пригороды с центром, и поездка дает редкую возможность взглянуть на жизнь города под другим углом. Но график настолько неудобный, что ради одной поездки пришлось бы тратить почти полдня, которого у нас не было.

Участник движения
Участник движения

Еще одна мечта — легендарный маршрут из Мандалая в Хсипау, проходящий по виадуку Готеик. Это один из самых впечатляющих железнодорожных мостов в Азии, и фотографии с ним завораживают. Но Мандалай оказался фактически в прифронтовой зоне, и движение поездов там закрыто. Так что нам снова пришлось ограничиться мечтами.

Вообще, сейчас междугородние поезда в Мьянме — закрытая тема. Иногда их не пускают иностранцев по соображениям безопасности, иногда движение просто отменено. Поэтому железнодорожный транспорт остался для нас только пунктом в списке «обязательно попробовать в будущем».

Улица в Баго
Улица в Баго

Городские автобусы и маршрутки

То, что мы испытали на пути в Баго, заслуживает отдельного рассказа. Местные маршрутки — это не просто транспорт, это целое представление. Кондуктор висит на дверях, громко зазывает пассажиров, иногда буквально затаскивает людей внутрь, убеждая, что именно этот автобус им и нужен. Салон набит под завязку, играет музыка, а в окне открывается бурная жизнь улиц. Это было скорее похоже на Суматру или даже Бангладеш, а не на привычный Юго-Восток.

По цене — сущие копейки. Но главное не цена, а опыт: этот хаос, этот драйв, эта смесь людей, запахов и звуков. Для путешественника это то, что дает почувствовать настоящую жизнь страны, а не глянцевую обертку для туристов. Но на них далеко и быстро не уедешь.

Исследуем Баган
Исследуем Баган

Междугородние автобусы

Именно они оказались основным видом транспорта для поездки по стране. В Мьянме работает несколько автобусных компаний, но иностранцы в основном пользуются JJ Express. У них есть сайт и даже приложение, где цены указаны в долларах. Интересно, что платить можно в кьятах по официальному курсу, что сразу снижает затраты почти вдвое. Главное — не пытаться делать оплату самостоятельно, а доверить процесс сотрудникам на месте.

Автобусы сами по себе неплохие. Это обычные, слегка потрепанные машины, чем-то напоминающие российские междугородние автобусы. Никаких суперкомфортных ночных автобусов 2х1, как в Турции или Таиланде, не ждите. Но и откровенной разрухи нет. Едешь, качаешься, терпишь — и доезжаешь.

Улицы Багана
Улицы Багана

Сложности начинаются на КПП. В стране идет война, и поэтому автобусы останавливают часто и надолго. Паспортные проверки, военные, задержки. Иногда это затягивается так, что ночной переезд превращается в бессонную череду остановок. Еще одна проблема — сами дороги. Большая часть покрыта бетонкой, но швы изношены, автобус постоянно подпрыгивает и гремит. Качка быстро утомляет.

Тем не менее мы остались довольны. Междугородние автобусы в Мьянме — это способ быстро покрывать большие расстояния, а ночные маршруты даже позволяют экономить время и деньги на ночевке.

КПП в центре Янгона
КПП в центре Янгона

Такси и частные трансферы

Иностранцев иногда пугают, что автобусы небезопасны, и предлагают такси как единственный вариант. Но на деле это больше похоже на способ заработать на туристах. Сами местные почти всегда ездят на автобусах, а плохих историй с ними почти нет.

Такси здесь дорогие. Особенно на длинные расстояния, например, если ехать из Янгона в Баго или в окрестности. Мы пользовались ими только в крайних случаях — например, чтобы доехать до вокзала или выехать из города.

КПП на въезде в Сикайн
КПП на въезде в Сикайн

Аренда мотоцикла

Аренда мотоцикла здесь не так развита, как в других соседних странах. Собственно, как и туризм в целом, в этом и проблема. Но мы арендовали байк дважды: в Мандалае для выезда по окрестностям, чтобы не брать такси на день, что дорого; а также в Багане, чтобы кататься по храмам самостоятельно, а не на экскурсии.

Что же по итогу: движение тут хаотичное и дикое, ездить неудобно и неприятно. А еще эти постоянные гудки, от которых отвыкли люди в Камбодже и Таиланде. Местные водители совсем не уважают мотоциклистов, не то что во Вьетнаме, а препятствий на дорогах много, как в Индии.

Улица Янгона
Улица Янгона

Транспорт в Мьянме — это отражение самой страны. Разнообразный, но изношенный. Рабочий, но хаотичный. Он требует терпения и готовности к неожиданностям. Мы, конечно, попробовали лишь часть: маршрутки, автобусы, немного такси. Поезда, самолеты и легендарные маршруты оставили на будущее. Но даже этого хватило, чтобы понять: передвижение в Мьянме — это не просто логистика, это часть путешествия, отдельное приключение, которое запоминается ничуть не меньше, чем храмы и пагоды.

А вы бы решились попробовать мьянманские авиалинии или предпочли бы автобус, пусть и с ночными проверками на КПП? Пишите в комментариях! Подписывайтесь на канал и на мой канал в Telegram. Спасибо, что дочитали до конца! До встречи!