Под познанием, в общем смысле, понимают усвоение человеком новых знаний об окружающем мире, обществе и самом себе с целью использования полученных знаний на практике.
Под знанием понимают комплексы образов-представлений людей об окружающем мире, обществе и самих себе.
В споре о принципиальной возможности познания мира философы разделились на две группы. Одни утверждают, что мир познаваем, их назвали гностиками (от греч. Gno sis – знание, и logos – слово, понятие). Других назвали агностиками, которые утверждали, что мир непознаваем. Здесь мы будем исходить из предположения, что мир познаваем.
Процесс познания предполагает использование человеком ощущений, восприятия, памяти, мышления как психических процессов обработки информации.
Познание тесно связано с обучением и воспитанием, как целенаправленными педагогическими процессами получения новых знаний, умений, навыков.
Выделяют два вида познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание основано на первичных психических процессах ощущений индивида, как биологической основы человека и представляет собой начальный этап получения и обработки информации. Взаимодействие человека с окружающим миром вызывает в организме человека какие-то тактильные, звуковые, обонятельные, световые, вкусовые ощущения. Эти ощущения, попадая в мозг человека, сравниваются там с ранее полученными комплексами ощущений и комбинируются в какие-то первичные образы восприятия (условные «картинки»). При этом образы восприятия получают эмоциональную окраску (опасно, неопасно, приятно, неприятно и т.д.). Эти образы вместе с их эмоциональной окраской сохраняются в памяти и впоследствии воспроизводятся в сознании человека как образы восприятия при повторных контактах человека с теми же объектами окружающего мира или как образы-представления без реального взаимодействия с окружающим миром.
Рациональное познание. Однако, познание человека не заканчивается на уровне создания образов восприятия. Процесс мышления позволяет человеку обрабатывать эти образы, разделять их, выделяя отдельные части, комбинировать между собой как целые образы, так и их части. Это приводит к появлению новых образов, первоначально не связанных с первым этапом чувственного познания. Этот второй этап познания называется рациональным, поскольку в его основе лежат уже не ощущения, а мышление, разум (англ. reason). Рациональное познание, в отличие от чувственного, предполагает использование законов (правил) логики и отсутствие эмоциональной окрашенности получаемых образов. Источником законов логики является свойство повторяемости событий реального мира. Люди, в процессе жизни, подмечают эту повторяемость и формулируют её в виде законов. И здесь можно выделить законы формальной и диалектической логики. Законы диалектической логики описывают правила мышления о протекании процессов в природе, обществе и сознании. Иногда говорят, что законы логики, это законы самого Бытия природы, общества и сознания. Однако, строго говоря, явления Бытия обладают только свойством повторяемости событий, которые человек и формулирует в виде законов. Их формулирование приписывают немецкому философу Гегелю. Законы формальной логики описывают правила мышления о существовании относительно устойчивых состояний в природе, обществе и сознании. Их формулирование приписывают древнегреческому философу Аристотелю и немецкому математику Лейбницу.
Диалектических законов известно три.
1. Закон единства и борьбы противоположностей, который раскрывает причины всякого движения, изменения в природе, обществе и сознании.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные, который раскрывает механизм (правило) изменений в природе, обществе и сознании.
3. Закон отрицания отрицания, который раскрывает направление, «вектор» изменения, развития природы, общества и сознания.
Законов формальной логики известно четыре.
1. Закон тождества (А º А), который говорит о том, что в процессе размышления о явлении мы не должны изменять представление о нём, иначе мы начнём размышлять о разных явлениях, неизбежно придём к неразрешимым противоречиям и поэтому не сможем узнать истину.
Например. Два суждения – «вода, это жидкость, имеющая химический состав Н2О» и «вода, это вещество, имеющее химический состав Н2О» очень похожи, но не тождественны (не одинаковы абсолютно) поскольку описывают разные явления. Жидкость по химическому составу Н2О, это вода, а вещество по химическому составу Н2О может оказаться льдом или водяным паром.
2. Закон противоречия противоположностей (А ᴧ А), который говорит о том, что противоположно мыслимые суждения об одном и том же явлении не могут быть одновременно истинными, но могут оказаться одновременно ложными.
Например. Два противоположных суждения – «этот объект белого цвета» и «этот объект чёрного цвета» не могут быть одновременно истинными, но могут оказаться одновременно ложными, поскольку цвет объекта может оказаться, например, серым.
3. Закон исключённого третьего (А Ѵ А), который говорит, что два противоречиво мыслимых суждения об одном и том же явлении не могут быть одновременно истинными или ложными. Если одно и них истинно, другое непременно ложно и никакого третьего суждения об этом явлении быть не может.
Например. Из двух суждений – «этот объект белого цвета» и «этот объект не белого цвета», если одно - несомненно, истинно, то другое – несомненно, ложно, и никакого третьего суждения здесь быть не может.
4. Закон достаточного основания (А É А), который гласит, что всякая мысль о явлении может считаться истинной только в том случае, если истинны, необходимы и достаточны для выделения данного явления из множества других исходные основания этой мысли.
Например. У нас есть жидкость, но мы не можем утверждать, что это вода. У нас есть химическое вещество Н2О, но мы также не можем утверждать, что это вода. По отдельности эти утверждения истинны, поскольку проверены опытным путём, но не достаточны для утверждения, что перед нами вода. Но если по отношению к данному веществу мы сможем утверждать и то, и другое, то этого достаточно, чтобы утверждать, что перед нами именно вода.
Важную роль в понимании этих законов имеет категория истины.
Истиной в материалистическом понимании считают отношение (правило) соответствия между реальным явлением и мыслимым образом-представлением о нём. Истинность суждений, в конечном итоге, может быть определена только практически, в реальном взаимодействии с явлениями. Противоположными истинным являются ложные суждения. Поскольку истина и ложь являются противоположностями, то всякое суждение может оказаться и не абсолютно истинным и не абсолютно ложным. И таких суждений большинство. Такие суждения называют относительно истинными или относительно ложными. Абсолютная истина и абсолютная ложь в практике познания «встречаются» редко.
Формами рационального мышления являются суждения и умозаключения.
Суждением называется форма мышления, с помощью которой раскрывается содержание (предмет) мысли или утверждается наличие (или отсутствие) какого-либо явления.
К видам суждений можно отнести определения понятий и утверждения.
Определение понятия, это суждение, с помощью которого явление определяется через необходимые и достаточные признаки (свойства), позволяющие выделить именно это явление из множества других. Определение понятия строится по логической формуле: «субъект – глагол-связка – предикат» и лишено психологической (эмоциональной) окраски.
Например: вода, это жидкость, имеющая химическую формулу Н2О.
Здесь слово «Вода», это определяемое понятие, субъект (предмет определения),
«это» (или есть), является глаголом-связкой, связывающим субъект и предикат,
«жидкость, имеющая химическую формулу Н2О» является предикатом, то есть определителем субъекта (понятия).
Через это определение мы можем однозначно выделить именно воду из множества других видов вещества. В этом случае слово вода становится понятием именно этого химического вещества. Чтобы слово стало понятием, его содержание (смысл) нужно однозначно определить.
В логической формуле определения понятий кроме элементов «субъект», «глагол-связка», «предикат» используют операторы (кванторы) общности (этот, некоторые, все и т.п.) и существования (есть, нет, существует, не существует и т.п.). Кванторы общности определяют количественные характеристики субъекта, кванторы существования определяют качественные характеристики отношений между субъектом и предикатом.
Не все суждения являются определениями.
Например. Высказывание «Коля гуляет» является суждением, поскольку раскрывает содержание мысли. Но оно не является определением, поскольку здесь целью высказывания является констатация факта, описание процесса, а не раскрытие содержания того, кто такой «Коля».
Такие суждения называют утверждениями. Утверждения могут иметь психологическую (эмоциональную) окраску.
Всякое суждение что-либо утверждает или отрицает. В этом смысле вопросительное высказывание суждением не является.
Суждения бывают модальными, то есть оценочными.
Выделяют следующие виды модальных суждений.
- Оценка закономерностей (необходимо – случайно, возможно – невозможно),
- Оценка существования (необходимо – случайно, возможно – невозможно),
- Оценка знаний (доказуемо, неразрешимо, опровержимо),
- Оценка убеждений (достоверно, сомнительно, возможно, невозможно),
- Оценка разрешений (разрешено, запрещено, обязательно, безразлично),
- Абсолютная оценка (хорошо, плохо, безразлично),
- Сравнительная оценка (лучше, хуже, равноценно),
- Абсолютная оценка времени (всегда, никогда, иногда),
- Сравнительная оценка времени (раньше, позже, одновременно).
Операторы модальности уточняют отношение человека к высказываемым суждениям.
Умозаключением называется форма мышления, в которой отдельные (простые, ассерторические) суждения можно объединить с помощью определённых правил (законов) в новое умозаключение (новую мысль), которая будет истинной, если истинны исходные суждения и правила (законы) объединения не нарушены. В логике умозаключения называют силлогизмами.
Так мы получаем новые знания (познаём мир), не прибегая к практическим действиям (проверкам истинности высказываний).
Например.
В смеси концентрированной соляной и серной кислоты растворяются все металлы.
Золото является металлом.
Следовательно, золото растворяется в смеси концентрированной соляной и серной кислоты.
Не проводя никаких опытов, используя только практически проверенные знания других людей, мы получили новое для нас знание о том, что золото можно растворить в «царской водке».
Известны две формы умозаключений: дедукция и индукция.
Каждая из форм может иметь также вид условного и безусловного (категорического) умозаключений. В условном умозаключении используют оператор «если, … то». В безусловном умозаключении этот оператор не используют.
Дедуктивное умозаключение или дедукция (от лат. Deduction – выведение), умозаключение, основанное на выведении частного суждения (заключения) из общих суждений (посылок) на основе логического закона построения дедуктивных умозаключений. Логический закон построения дедуктивных умозаключений утверждает, что из истинных общих суждений (посылок) истинным является только частное суждение (заключение).
Например.
Дедуктивное безусловное умозаключение.
В смеси концентрированной соляной и серной кислоты растворяются все металлы.
Золото является металлом.
Следовательно, золото растворится в смеси концентрированной соляной и серной кислоты.
Дедуктивное условное умозаключение.
Если в смеси концентрированной соляной и серной кислоты растворяются все металлы.
Если золото является металлом.
То, следовательно, золото растворится в смеси концентрированной соляной и серной кислоты.
Противоположным дедуктивному является индуктивное умозаключение.
Индуктивное умозаключение или индукция (от лат. Induction – наведение) основано на выведении общего суждения (вывода) из частных суждений (посылок). В этом случае логический закон построения индуктивных умозаключений гласит, что из частных истинных посылок выводимое общее суждение всегда носит только вероятностный характер.
Например.
Индуктивное безусловное умозаключение.
Этот организм – живой.
Этот организм живёт в воде.
Вероятно (возможно) это рыба.
Индуктивное условное умозаключение.
Если этот организм – живой.
Если этот организм живёт в воде.
То, вероятно (возможно) это рыба.
Подвидом индуктивного умозаключения является умозаключение по Аналогии (от греч. analogia – соответствие, сходство между явлениями). Аналогия представляет собой логическую операцию сравнения явлений по несущественным признакам (свойствам). Как и всякое индуктивное умозаключение, аналогия носит вероятностный характер и может быть условной и безусловной. Выводы по аналогии принято называть не истинными, а правдоподобными.
Например. Планеты земля и Марс находятся относительно рядом в Солнечной системе.
Обе планеты имеют некоторые схожие параметры, например, атмосферу и воду.
На Земле есть жизнь.
Возможно, и на Марсе есть жизнь.
Аналогия, помимо того, что как всякое индуктивное умозаключение может служить средством выдвижения новых гипотез (предположений), также может являться и удобным объяснительным принципом, позволяющим некоторые абстрактные модели представить в виде наглядных и более понятных образов-представлений.
Так английский физик Эрнест Резерфорд в начале 20 в., пытаясь описать строение атома, предложил рассматривать атом как планетарную систему, в которой электроны вращаются вокруг ядра атома, как планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Такая аналогия позволяла наглядно представить себе внутреннюю структуру атома.
Если в процессе мышления нарушены законы логики, то такое мышление становится иррациональным, то есть нелогичным. Как правило, иррациональное мышление приводит к ложным или вероятностным выводам (суждениям). Однако иногда, в силу случайных совпадений, нарушение правил логики приводит и к истинным выводам.
Например. Исследуя жидкость по несущественным признакам (таким как текучесть и отсутствие цвета), мы можем сделать вывод о том, что это вода и выпьем эту жидкость. И это действительно может оказаться вода, хоть мы и нарушили закон достаточного основания. Но мы в своём исследовании сильно рисковали, поскольку это могла оказаться кислота. Выпив эту жидкость, мы могли и отравиться.
Часто иррациональное мышление связывают с интуицией. Интуиция основана на способности мышления делать умозаключения на уровне подсознания. Примером тому могут служить некоторые научные открытия, которые были сделаны, как утверждают некоторые учёные, во сне.
Например. Ходит легенда о том, что Д.И. Менделеев описал свою знаменитую периодическую таблицу химических элементов так, как он увидел её во сне.
Но такой пример свидетельствует лишь о том, что Д.И. Менделеев много внимания уделял именно этой проблеме. Его мышление было занято именно этим, и психические процессы были выстроены именно таким образом. А поскольку психика «работает» и во время сна, то после засыпания, мышление продолжалось, и образы-представления о различных схемах классификации химических элементов иногда всплывали во сне. Если человек просыпается во время поверхностного сна, то он этот сон помнит и может пересказать. Остальные же сны, перебитые фазой глубокого сна, как правило, забываются. Так срабатывает то, что мы называем интуицией. Однако, интуитивные умозаключения носят исключительно вероятностный характер, поскольку часто нарушают законы логики.
Познание опирается на два важнейших взаимосвязанных между собой процесса: понимание и объяснение.
Понимание, это способность человека определить суть (смысл) явления или высказывания о нём. Суть (смысл) явления или высказывания можно считать пОнятым, если:
1. человек сам может определить его существенное содержание (дать содержательное определение через указание на необходимые и достаточные признаки для его выделения из множества других).
2. Кроме этого, человек сам может дать функциональное определение явлению, то есть определить как, по каким правилам явление существует.
3. Затем он в состоянии сам дать определение причин существования явления.
То есть человек в состоянии дать ответ на три вопроса: что существует, как это существует и почему это существует. В этом случае можно говорить о полном понимании явления. Если же ответы есть не на все вопросы, то можно говорить о частичном понимании явления.
Однако, следует помнить, что если определения даны с нарушениями законов логики, то такое понимание является ложным или вероятностным.
Вторым процессом познания, связанным с пониманием, является объяснение.
Объяснение, это процесс высказывания о явлении с целью его понимания.
Как и в понимании, объяснение явления предполагает раскрытие его сути (смысла) через:
1. раскрытие его содержания (структурное объяснение), отвечающее на вопрос, как устроено это явление,
2. раскрытие его функции, предназначения (функциональное объяснение), отвечающее на вопрос, как и зачем существует это явление,
3. раскрытие причин существования явления (причинное объяснение), отвечающее на вопрос, почему существует это явление.
В зависимости от применяемой формы умозаключения, оно может быть каузальным (основанном на дедукции), или вероятностным (основанном на индукции).
Общая схема дедуктивного, каузального объяснения:
«А» является причиной «В»,
«А» имеет место (существует),
Следовательно, «В» также имеет место (существует).
Например. Во время грозы молния является причиной раскатов грома.
Во время грозы слышатся раскаты грома.
Следовательно, где-то сверкнула молния.
Общей схемой индуктивного, вероятностного объяснения является схема:
Пример. Имеет место «В»,
«В» является следствием «А»,
Возможно «А» является причиной «В».
Например. В небе раздался грохот.
Грохот в небе часто является следствием разряда молнии.
Возможно, где-то сверкнула молния.
Вывод является вероятностным, поскольку:
1. Это умозаключение построено по принципу индукции (рассуждение от частного к общему).
2. Грохот в небе может быть следствием, например, взрыва.
Поскольку объяснение является процессом высказывания мысли для её понимания другими людьми, важным условием является условие использования объясняющим языка, понятного тому, кто должен понять объясняемое. В этом случае полезным представляется использование аналогии, как объяснительного принципа, о котором было сказано выше. Причём при объяснении нужно использовать образы, понятные (известные) тому, кто должен понять то, что объясняется.
Кроме того, в практике жизни, кроме знания законов логики и умения их использовать, важное значение имеет учёт психологической стороны процесса объяснения. Поскольку образы, которые используются при объяснении, особенно образы восприятия, часто эмоционально окрашены, то их использование будет более эффективным, если эти эмоции учитывать (использовать) в процессе объяснения.
Познание явлений помогает человеку выживать в этом мире, поскольку позволяет прогнозировать возможность будущих явлений на основании знаний о прошлых явлениях. Процесс познания может быть основан на двух способах познания: Веры и Науки.
Исходным положением Веры как способа познания является утверждение «Верь». Основной метод познания – толкование. Такой способ познания был широко распространён в древности. Пытаясь объяснить явления, люди приписывали их проявлению сверх естественных сил, например, Богам, утверждая, что Боги знают и умеют всё. Существование самого Бога принималось «на веру».
Исходным положением Науки как способа познания является утверждение «Сомневайся». Основной метод познания – доказательство. Этот способ познания широко распространён в современном мире.
Оба способа познания не исключают, а хорошо дополняют друг друга, позволяя глубже познавать явления. Так, например, в основе научных теорий лежат так называемые «неопределяемые понятия» (точка, прямая и т.п.) и бездоказательные утверждения «аксиомы» (на плоскости две параллельные прямые не пересекаются и т.п.).