С приходом к власти национал-социалистов в Германии началась масштабная кампания по искоренению всего, что не соответствовало идеологии нацистского режима. Одним из наиболее ярких и символичных актов этой кампании стало публичное сожжение книг, которое развернулось в 1933 году. Это событие стало не только актом культурного вандализма, но и зловещим предвестником будущих репрессий и геноцида. Оно наглядно демонстрировало стремление нацистов к тотальному контролю над обществом, в том числе над его культурой и мыслями.
Идеологические предпосылки
Нацистская идеология провозглашала абсолютное превосходство немецкой нации, «чистоту» культуры и необходимость искоренения всех «чуждых» влияний. Под это определение попадали не только евреи, марксисты и пацифисты, но и любые произведения искусства, литературы и науки, которые не соответствовали нацистскому мировоззрению. Книги, вызывавшие сомнения у идеологов режима, объявлялись враждебными «немецкому духу» и подлежали уничтожению.
Критерии отбора «нежелательной» литературы были намеренно размытыми, что позволяло включить в списки практически любые произведения. Под запрет попадали:
- Научные работы о марксизме и коммунизме.
- Литература, считавшаяся «чуждой народному духу», особенно произведения авторов из крупных городов, так называемая «асфальтовая литература».
- Книги, порочащие ветеранов Первой мировой войны.
- Произведения, подрывающие моральные и религиозные устои.
- Литература, прославлявшая Веймарскую республику.
- Книги, не отражающие национальные интересы Германии.
Таким образом, под запрет попадали не только политические труды, но и художественная литература, философия, научные исследования и даже произведения, не имевшие явного политического подтекста.
Организация кампании
Одним из ключевых организаторов кампании по уничтожению книг стал 29-летний берлинский библиотекарь Вольфганг Херман, член НСДАП. Именно он составил первый список литературы, подлежащей изъятию и уничтожению. Уже 26 марта 1933 года в газете «Berliner Nachtaufgabe» был опубликован первый перечень запрещённых произведений, включавший 71 автора. Впоследствии этот список был значительно расширен.
Списки запрещённых книг охватывали различные области знаний и искусства:
- Художественная литература: 127 авторов и 4 сборника.
- История: 51 автор и 4 сборника.
- Искусство: 8 авторов и 5 монографий.
- Политика и общественные науки: 121 автор и 5 безымянных книг.
В мае 1933 года Национал-социалистический союз студентов Германии издал циркуляр, подписанный Герхардом Крюгером и Карлом Гансом Лейстрицем. В документе подчёркивалась необходимость уничтожения литературы, которая не была включена в первоначальные списки, предоставляя организаторам свободу действий. В циркуляре также был представлен перечень из 15 авторов, чьи книги подлежали обязательному сожжению. Среди них были такие видные фигуры, как Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Эрих Мария Ремарк, Эрнст Глезер и другие.
Примечательно, что в списки попали и русские авторы, включая Владимира Ленина, Максима Горького, Александру Коллонтай и Анатолия Луначарского. Это подчёркивало антагонизм нацистов к советской идеологии и культуре.
#### Кульминация: сожжение книг
10 мая 1933 года на площади Опернплац в Берлине состоялось массовое публичное сожжение книг. Это мероприятие стало кульминацией кампании по уничтожению «негерманского духа». В акции приняли участие студенты, профессора и представители нацистской партии. Подобные события прошли и в других городах Германии.
На площади Опернплац десятки тысяч книг были брошены в огромный костёр. Среди уничтоженных произведений были труды Карла Маркса, Эрнста Глезера, Эриха Кестнера, Зигмунда Фрейда, Эриха Марии Ремарка и многих других. Студенты и нацистские активисты скандировали лозунги, прославляющие немецкую культуру и осуждающие «чуждые» влияния.
Сожжение книг стало символом начала тотальной цензуры и подавления свободы мысли в нацистской Германии. Этот акт имел не только практическое, но и глубокое символическое значение: уничтожение книг стало метафорой уничтожения идей, которые не вписывались в нацистскую идеологию.
С периода с марта по октябрь 1933 года в Германии происходила массовая кампания по сжиганию книг, охватившая 70 городов. Эту акцию организовывал Немецкий студенческий союз в сотрудничестве с Гитлерюгендом, молодежной организацией нацистов.
Заранее подготовленный сценарий акций включал в себя выступления высокопоставленных функционеров нацистской партии, ректоров и профессоров университетов, а также лидеров студенческих организаций. В местах проведения акций студенты с энтузиазмом бросали изъятые и нежелательные книги в разжигаемые костры, создавая атмосферу торжественности и радости. Музыка оркестров, пение и «клятвы на огне» сопровождали эти действия, создавая иллюзию единства и патриотизма среди собравшихся.
Сегодня на месте, где когда-то происходило это ужасное сожжение книг, в Берлине установлен памятник, который напоминает о тех трагических событиях. Он представляет собой стеклянный квадрат, в который встроена комната с пустыми белыми книжными полками, видимая через брусчатку на площади. Это символическое сооружение напоминает о том, что уничтожение книг — это не просто атака на культуру, но и предвестник более страшных событий. Рядом с этим окном в никуда установлена металлическая плита с пророчеством Генриха Гейне: «Это было только прологом. Там, где сжигают книги, в конце концов, сожгут и людей». Эти слова, произнесенные в контексте трагедии «Альманзор» в 1820 году, становятся особенно актуальными в свете того, что произошло в Германии в 1933 году.
Таким образом, эти события не только оставили глубокий след в истории страны, но и стали предупреждением о том, как легко можно потерять свободу мысли и культуры под давлением идеологии и ненависти.
Последствия
Публичное сожжение книг в 1933 году стало предвестником более масштабных репрессий. Оно продемонстрировало готовность нацистского режима уничтожать любые проявления инакомыслия. В дальнейшем эта политика привела к преследованиям, арестам и убийствам тысяч людей, чьи взгляды не совпадали с идеологией Третьего рейха.
Уничтожение книг также нанесло серьёзный ущерб культурному наследию. Многие произведения, попавшие под запрет, были утрачены или забыты на долгие годы. Только после окончания Второй мировой войны начался процесс восстановления и переиздания запрещённых книг.
Заключение
Публичное сожжение книг в нацистской Германии стало одним из самых позорных эпизодов в истории XX века. Этот акт символизировал не только уничтожение культурного наследия, но и подавление свободы мысли и слова. История сожжения книг напоминает нам о том, к чему может привести нетерпимость и стремление к тотальному контролю. Она служит важным уроком для будущих поколений о необходимости защищать свободу творчества и право на выражение собственного мнения.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!