Найти в Дзене

Густав Климт: "золотой" гений модерна

Один из ярчайших представителей венского модерна, австрийский художник с чешскими корнями. Родился 14 июля 1862 года в Вене, в самом красивом районе, расположенном у подножья Восточных Альп и окруженный живописными лесами. В семье сыновья стали художниками, а дочери успешными модельерами. Отец Густава был ювелиром по золоту и с детства научил сына рисовать и смешивать краски. С 1880 года Густав помогает создавать фрески на стенах провинциальных театров, венского Музея истории. За отлично проделанную работу Густав Климт получил престижную награду «Золотой крест», открывший ему путь ко всемирной славе. Слава и скандал следовали за Густавом рука об руку. На пике карьеры художник сам выбирал темы для своих полотен и был финансово независим. Самый узнаваемый и знаковый этап его творчества – «Золотой период», хронологические рамки которого – приблизительно 1899 – 1910 годы. Именно он сделал Климта всемирно известным и характеризуется активным использованием сусального золота и золотых красок
Густав Климт
Густав Климт

Один из ярчайших представителей венского модерна, австрийский художник с чешскими корнями.

Родился 14 июля 1862 года в Вене, в самом красивом районе, расположенном у подножья Восточных Альп и окруженный живописными лесами. В семье сыновья стали художниками, а дочери успешными модельерами. Отец Густава был ювелиром по золоту и с детства научил сына рисовать и смешивать краски.

С 1880 года Густав помогает создавать фрески на стенах провинциальных театров, венского Музея истории. За отлично проделанную работу Густав Климт получил престижную награду «Золотой крест», открывший ему путь ко всемирной славе. Слава и скандал следовали за Густавом рука об руку. На пике карьеры художник сам выбирал темы для своих полотен и был финансово независим.

Самый узнаваемый и знаковый этап его творчества – «Золотой период», хронологические рамки которого – приблизительно 1899 – 1910 годы. Именно он сделал Климта всемирно известным и характеризуется активным использованием сусального золота и золотых красок в работах. Такой прием придавал его картинам невероятную сияющую текстуру и монументальность.

На работу в такой неординарной технике художника вдохновили две поездки. Первая в Равенну (Италия) в 1903 году. Он был ошеломлен византийскими мозаиками в базилике Сан-Витале, где кусочки смальты создавали декоративные и яркие изображения. Вторая такая поездка была в Венецию, где Климт исследовал искусство иконописи и раннего итальянского Ренессанса с их золотыми фонами.

«Золотой период» отличают символизм и орнаментальность. Фоны и одежда на портретах превращаются в сложные плоские орнаменты. Климт использует геометрические формы, глаза, символы (например, яйца как символ жизни и спирали как символ вечности). Контраст между реалистично написанными лицами и руками и абсолютно абстрактным, декоративным окружением — одна из главных черт его стиля.

Основными темами стали жизнь, смерть, возрождение, красота и соблазн. Его работы этого периода аллегоричны и наполнены скрытыми смыслами. Он часто изображал сильных, властных женщин, амазонок нового века, которые были одновременно и прекрасны, и опасны.

Знаковые работы «Золотого периода»:

1. «Юдифь I» (1901) – Один из первых примеров использования золота. Образ соблазнительной и опасной библейской героини.

2. «Бетховенский фриз» (1902) – Монументальная настенная роспись, созданная для выставки венского Сецессиона. Изображает человеческое стремление к счастью через страдания.

3. «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) – Знаменитая «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Апофеоз золотого периода, где платье и фон полностью растворяются в золотом орнаменте.

4. «Поцелуй» (1907-1908) – Самая известная картина Климта и икона венского модерна. Олицетворение абсолютной любви, страсти и единства.

Однако, Климт постепенно отошел от обильного использования золота. Его палитра стала более цветной и яркой, а стиль – более свободным и живописным. Это было связано с новыми художественными влияниями, такими как творчество молодых экспрессионистов, и новыми впечатлениями от поездок по Европе.

«Водяные змеи I» и «Водяные змеи II» (также известная как «Подруги») — едва ли не самые чувственные и загадочные картины Густава Климта. Обе посвящены водной стихии и таинственным женским существам, обитающим в ней. Климт исследует темы красоты, соблазна, эротики и безмятежности подводного мира. Это не повествовательные работы, а скорее декоративные и эмоциональные образы. Они изображают русалок или нимф, переплетенных между собой и с водорослями в сюрреалистическом пространстве воды.

«Водяные змеи I» - это квадратная картина (50 x 50 см), что было любимым форматом Климта для символических и аллегорических работ. На ней изображены четыре женщины, чьи лица выражают состояние мечтательной эйфории и тайны. Здесь еще заметно влияние золотого периода — использование золотых и серебряных красок для создания мерцающего эффекта воды и украшения волос. Однако фон уже не плоский, а заполненный органическими формами и цветами. Работа создает ощущение неги, чувственности и погружения в сказочный, ирреальный мир.

Картина «Водяные змеи II (Подруги)» имеет горизонтальный формат (80 x 145 см), что усиливает ощущение водного потока и пространства. Эта работа считается одной из самых откровенно эротичных в творчестве Климта. Золотой фон почти полностью уступает место богатой палитре синих, зеленых и фиолетовых оттенков, которые создают иллюзию глубины и движения воды. Орнамент становится всё более сложным и органичным. Моделью для рыжеволосой женщины в «Водяных змеях II» была Адель Блох-Бауэр (та самая «Золотая Адель»), а для темноволосой — Маргарита Стонборо-Витгенштейн, сестра известного философа.

Обе работы являются ярким примером отхода от золотого периода. Климт здесь — уже не ювелир, а скорее поэт цвета и формы. Тема воды и русалок была очень популярна в искусстве модерна (ар-нуво), и Климт обращался к ней неоднократно.

🎨 Нравится ли Вам «Золотой период» в творчестве Густава Климта? Какая картина мастера больше всего откликается в Вашем сердце?