А тем, кто с этими запретами не соглашается, архивное начальство начинает угрожать
В Российском госархиве новейшей истории (РГАНИ) переходят к шантажу и угрозам. Мы недавно сообщали, что там перестали выдавать исследователям часть описей. И вот сегодня последовала весьма неожиданная реакция. В разгар моей работы над микроплёнками в читальный зал явились сразу два заместителя директора архива – Прозуменщиков и Степанов – и, даже не спросив, есть ли у меня возможность с ними побеседовать и могу ли я оторваться от исследовательской работы, сразу стали хамить. Я попросил двух начальников не мешать мне работать. И тут же посыпались угрозы: ах так, мы дадим охране приказ вас больше не пускать в архив. Дальше последовал допрос: с какой целью я интересуюсь описями 50 и 58 фонда 3 «Политбюро ЦК КПСС». Мол, я в своё время в анкете указал, что моя работа: «История советской культуры», а одна из затребованных мною описей касается советских вооружённых сил, и на этом основании мне теперь эти описи вообще не будут выдаваться.
То есть никакой закон начальникам РГАНИ и, видимо, их покровителям из Росархива не писан. Напомним, что все рассекреченные описи архив обязан, подчеркну – обязан, выставлять в открытом доступе (а не хранить их в каких-то подсобках) и каждый исследователь должен иметь возможность с ними ознакомиться. При этом исследователь не должен ни перед кем отчитываться, что именно его в той или иной описи интересует.
А теперь о культуре. Знают ли Степанов и Прозуменщиков, что культура имеет к нашим вооружённым силам самое непосредственное отношение? Не случайно в Министерстве обороны есть даже департамент культуры. И вообще воинская культура всегда была неотъемлемой частью российской культуры.
Я понимаю, что под нынешним руководством РГАНИ начинает гореть земля. Ведь тот же Прозуменщиков много лет обслуживал интересы западных структур, отдавал им, в частности, все материалы, связанные с Кировым. Но в Росархиве раньше никаких расследований о его противозаконной деятельности не велось. А уж про его вклад в деятельность признанного у нас нежелательной организацией Германского исторического института уже столько написано…
Но сколько верёвочке ни виться, всегда будет конец. Посмотрим, как на прозвучавшие сегодня угрозы и шантаж отреагирует руководитель Росархива Артизов. Или ему уже всё до лампочки?
P.S.
Теперь, кажется, понятно, откуда растут ноги. А то исследовали гадали, откуда с недавних пор у директора РГАНИ Пермякова появился третий заместитель и откуда этот Степанов взялся. Оказывается, это тот самый Степанов, который тысячу лет работал в Президентском архиве и в Администрации президента на Старой площади и одно время по поручению Кремля надзирал за Росархивом в качестве члена коллегии этого ведомства. А того Степанова мы прекрасно помним. Это при нём тогдашний советник Ельцина бывший генерал Волкогонов оптом и в розницу продавал американцам тысячи архивных документов, недоступных российским историкам. Это при нём тот же РГАНИ работал в основном в интересах иностранцев.
Напомним: россияне десятилетиями не имели доступа к рабочим записям Л.И. Брежнева и к записям заседаний Секретариата ЦК КПСС за 1965-1980-е годы. Но зато их беспрепятственно выдавали признанному в нашей стране нежелательным Германскому историческому институту в Москве. Когда же то ли в самом конце десятых, то ли в начале двадцатых годов в президентской администрации разоблачили «крота» Осипова, являвшегося непосредственным начальником Степанова, все думали, что наконец и Степанова отовсюду уберут. Но мы ошибались. Он недавно выплыл в РГАНИ. А интересно, за какие заслуги? И какие теперь у него цели? По-прежнему прятать от российских историков документы, разоблачающие злодеяния бандеровцев и прочей русофобской швали?
А как нравится нынешняя деятельность такого архивного деятеля руководителю Администрации Президента РФ Антону Вайно, которому вроде бы напрямую подчинено архивное ведомство?
Автор: Вячеслав ОГРЫЗКО