Россия — страна огромных расстояний. Для миллионов людей поезд — не просто способ передвижения, а единственный доступный вариант добраться до родных, места отдыха или учёбы.
Только в 2024 году перевозки пассажиров РЖД выросли на 7% — и достигли 1,2 млрд человек. 55% — больше половины граждан нашей страны — путешествуют на поезде хотя бы раз в год.
При этом устаревшая инфраструктура и изношенный подвижной состав в ряде регионов остаются серьёзным барьером для удобных и быстрых поездок.
Вызов понятен: нужны современные и безопасные поезда, которые соответствуют запросам времени.
В статье рассказываем, как в России решается эта проблема.
Почему рост пассажиропотока важен для железных дорог
Чем больше людей выбирают поезда и электрички, тем меньше пробок на автодорогах, особенно вокруг мегаполисов. Это значит меньше выхлопных газов, меньше времени в заторах и больше свободы передвижения.
Железнодорожный транспорт делает города и регионы связанными: удобное расписание и новые маршруты повышают мобильность людей. А ещё это экономически выгодно — спрос на билеты позволяет гибко формировать цены, предлагая комфортные условия для пассажиров с разным уровнем дохода.
Время менять вагоны
К 2019 году российский пассажирский вагонный парк заметно устарел: средний возраст вагонов достиг 17 лет, а износ составил 57%. Чтобы железные дороги соответствовали современным требованиям и справлялись с растущим потоком пассажиров, стране нужно не менее тысячи новых вагонов в год.
Но здесь возникает вопрос: кто готов инвестировать в масштабное обновление?
Производство требует времени, а закупки — серьёзных финансовых вливаний.
Решить проблему стремятся ВЭБ и Трансмашхолдинг — одни из ключевых игроков в развитии пассажирских перевозок в России. Совместными усилиями они поддерживают производство и внедряют современные технологии, делая железнодорожные перевозки комфортнее, быстрее и безопаснее.
Проекты ВЭБа и ТМХ: результаты и планы
В июне 2024 года ВЭБ и ТМХ объединили усилия в реализации новых проектов транспортного машиностроения. Это не только новые вагоны и поезда, но также рабочие места и повышение конкурентоспособности отрасли.
Объём инвестиций на тот момент превысил 144,6 млрд рублей.
Годом ранее ВЭБ поставил на Сахалин 8 вагонов, произведённых на Тверском вагоностроительном заводе (входит в ТМХ). Они оснащены современными системами: кондиционирование воздуха, экологичные туалеты, информационные табло и аппараты для раздачи воды.
Техника курсирует по маршрутам Южно-Сахалинск — Поронайск и Южно-Сахалинск — Томари. Общая стоимость составила 692 млн рублей.
Осенью 2024 года ВЭБ направил 6,3 млрд рублей на производство поставку современных вагонов для поездов дальнего следования. В числе закупок — как одноэтажные, так и двухэтажные составы, разработанные с учётом потребностей пассажиров.
Новые поезда помогут снизить нагрузку на южные маршруты и уменьшить экологический след. До 2025 года Федеральная пассажирская компания (ФПК) планирует привлечь в ВЭБе до 30,5 млрд рублей на обновление подвижного состава.
Уже в марте этого года первый купейный вагон увеличенного габарита ТМХ приступил к испытаниям. Главное его отличие — не только просторный салон, но и современные системы управления. Дополнительно разрабатывается опытный образец с двумя купе для людей с ограниченными возможностями.
Испытания завершатся в апреле, после чего Тверской вагоностроительный завод приступит к серийному производству.
Также в марте ТМХ выпустил 1000-й вагон электропоезда «Иволга». Он станет частью 92-го состава, произведённого на Тверском вагоностроительном заводе. Серийное производство предприятие налаживает благодаря поддержке ВЭБа.
Разработка «Иволги» началась в 2013 году — и с тех пор ТМХ выпустил уже 4 модификации электропоезда:
С 2013 года «Иволга» прошла несколько этапов модернизации:
• «Иволга 2.0» — USB-зарядки, улучшенное освещение, новая информационная система.
• «Иволга 3.0» — скорость увеличена до 160 км/ч, больше мест для сидения.
• «Иволга 4.0» — три двери в промежуточных вагонах для быстрой посадки и высадки пассажиров.
Востребованность «Иволги» растёт: в 2024 году было реализовано 220 вагонов, в планах на 2025 год — более 360.
Сотрудничество ВЭБа и ТМХ играет важную роль в развитии пассажирских перевозок в России. В долгосрочной перспективе подобные инициативы помогут укрепить позиции нашей страны как лидера в сфере железнодорожных технологий и инфраструктуры.
Более подробно о сотрудничестве ВЭБа и ТМХ — в наших следующих публикациях.