Найти в Дзене
ВЭБ.РФ

Старые вагоны в прошлом: Россия превращает поезда в транспорт будущего

Россия — страна огромных расстояний. Для миллионов людей поезд — не просто способ передвижения, а единственный доступный вариант добраться до родных, места отдыха или учёбы. Только в 2024 году перевозки пассажиров РЖД выросли на 7% — и достигли 1,2 млрд человек. 55% — больше половины граждан нашей страны — путешествуют на поезде хотя бы раз в год. При этом устаревшая инфраструктура и изношенный подвижной состав в ряде регионов остаются серьёзным барьером для удобных и быстрых поездок. Вызов понятен: нужны современные и безопасные поезда, которые соответствуют запросам времени. В статье рассказываем, как в России решается эта проблема. Чем больше людей выбирают поезда и электрички, тем меньше пробок на автодорогах, особенно вокруг мегаполисов. Это значит меньше выхлопных газов, меньше времени в заторах и больше свободы передвижения. Железнодорожный транспорт делает города и регионы связанными: удобное расписание и новые маршруты повышают мобильность людей. А ещё это экономически выго
Оглавление

Россия — страна огромных расстояний. Для миллионов людей поезд — не просто способ передвижения, а единственный доступный вариант добраться до родных, места отдыха или учёбы.

Только в 2024 году перевозки пассажиров РЖД выросли на 7% — и достигли 1,2 млрд человек. 55% — больше половины граждан нашей страны — путешествуют на поезде хотя бы раз в год.

При этом устаревшая инфраструктура и изношенный подвижной состав в ряде регионов остаются серьёзным барьером для удобных и быстрых поездок.

Вызов понятен: нужны современные и безопасные поезда, которые соответствуют запросам времени.

В статье рассказываем, как в России решается эта проблема.

Почему рост пассажиропотока важен для железных дорог

Чем больше людей выбирают поезда и электрички, тем меньше пробок на автодорогах, особенно вокруг мегаполисов. Это значит меньше выхлопных газов, меньше времени в заторах и больше свободы передвижения.

Источник: https://ria.ru/20221230/bilety-1842379246.html
Источник: https://ria.ru/20221230/bilety-1842379246.html

Железнодорожный транспорт делает города и регионы связанными: удобное расписание и новые маршруты повышают мобильность людей. А ещё это экономически выгодно — спрос на билеты позволяет гибко формировать цены, предлагая комфортные условия для пассажиров с разным уровнем дохода.

Время менять вагоны

К 2019 году российский пассажирский вагонный парк заметно устарел: средний возраст вагонов достиг 17 лет, а износ составил 57%. Чтобы железные дороги соответствовали современным требованиям и справлялись с растущим потоком пассажиров, стране нужно не менее тысячи новых вагонов в год.

Но здесь возникает вопрос: кто готов инвестировать в масштабное обновление?

Производство требует времени, а закупки — серьёзных финансовых вливаний.

Источник: https://vgudok.com/gorod/pyatsot-pishem-tysyacha-v-ume-rzhd-zakupayut-500-passazhirskih-vagonov-dlya-polnogo
Источник: https://vgudok.com/gorod/pyatsot-pishem-tysyacha-v-ume-rzhd-zakupayut-500-passazhirskih-vagonov-dlya-polnogo

Решить проблему стремятся ВЭБ и Трансмашхолдинг — одни из ключевых игроков в развитии пассажирских перевозок в России. Совместными усилиями они поддерживают производство и внедряют современные технологии, делая железнодорожные перевозки комфортнее, быстрее и безопаснее.

Проекты ВЭБа и ТМХ: результаты и планы

В июне 2024 года ВЭБ и ТМХ объединили усилия в реализации новых проектов транспортного машиностроения. Это не только новые вагоны и поезда, но также рабочие места и повышение конкурентоспособности отрасли.

Объём инвестиций на тот момент превысил 144,6 млрд рублей.

Источник: https://t.me/razvivaemrf/6021
Источник: https://t.me/razvivaemrf/6021

Годом ранее ВЭБ поставил на Сахалин 8 вагонов, произведённых на Тверском вагоностроительном заводе (входит в ТМХ). Они оснащены современными системами: кондиционирование воздуха, экологичные туалеты, информационные табло и аппараты для раздачи воды.

Техника курсирует по маршрутам Южно-Сахалинск — Поронайск и Южно-Сахалинск — Томари. Общая стоимость составила 692 млн рублей.

Источник: https://t.me/razvivaemrf/6142
Источник: https://t.me/razvivaemrf/6142

Осенью 2024 года ВЭБ направил 6,3 млрд рублей на производство поставку современных вагонов для поездов дальнего следования. В числе закупок — как одноэтажные, так и двухэтажные составы, разработанные с учётом потребностей пассажиров.

-5

Новые поезда помогут снизить нагрузку на южные маршруты и уменьшить экологический след. До 2025 года Федеральная пассажирская компания (ФПК) планирует привлечь в ВЭБе до 30,5 млрд рублей на обновление подвижного состава.

Уже в марте этого года первый купейный вагон увеличенного габарита ТМХ приступил к испытаниям. Главное его отличие — не только просторный салон, но и современные системы управления. Дополнительно разрабатывается опытный образец с двумя купе для людей с ограниченными возможностями.

Испытания завершатся в апреле, после чего Тверской вагоностроительный завод приступит к серийному производству.

Также в марте ТМХ выпустил 1000-й вагон электропоезда «Иволга». Он станет частью 92-го состава, произведённого на Тверском вагоностроительном заводе. Серийное производство предприятие налаживает благодаря поддержке ВЭБа.

Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64b942529a7947e2c98f2eca
Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/64b942529a7947e2c98f2eca

Разработка «Иволги» началась в 2013 году — и с тех пор ТМХ выпустил уже 4 модификации электропоезда:

С 2013 года «Иволга» прошла несколько этапов модернизации:

• «Иволга 2.0» — USB-зарядки, улучшенное освещение, новая информационная система.
• «Иволга 3.0» — скорость увеличена до 160 км/ч, больше мест для сидения.
• «Иволга 4.0» — три двери в промежуточных вагонах для быстрой посадки и высадки пассажиров.

Востребованность «Иволги» растёт: в 2024 году было реализовано 220 вагонов, в планах на 2025 год — более 360.

Сотрудничество ВЭБа и ТМХ играет важную роль в развитии пассажирских перевозок в России. В долгосрочной перспективе подобные инициативы помогут укрепить позиции нашей страны как лидера в сфере железнодорожных технологий и инфраструктуры.

Более подробно о сотрудничестве ВЭБа и ТМХ — в наших следующих публикациях.