В середине 1890-х годов обозреватель «Новгородских губернских ведомостей» с сожалением констатировал, что волховские воды оживляют лишь убогие «челноки-душегубки», а о парусном спорте в губернском центре не было и речи. Однако в скором времени в Новгороде нашлись энтузиасты, загоревшиеся идеей изменить эту ситуацию.
Инициаторами создания первого кружка любителей водного спорта выступили начальник новгородской железнодорожной станции Василий Захарович Гречановский и дворянин Александр Семенович Семенов. На свои средства Василий Захарович соорудил на Волхове плавучую пристань с сараем для хранения инвентаря, которая стала "фундаментом" будущего клуба, а Александр Семенович построил двухмачтовую яхту «Ушкуйник» – настоящий шедевр корабельного искусства с теплой каютой и кухней. Именно эта группа первопроходцев и начала разработку устава будущего официального общества, видя в парусном спорте не просто развлечение, а целую культуру.
Официальной датой основания Новгородского яхт-клуба считается 1898 год. Он расположился на Екатерининской набережной, у самых стен Кремля, став местом притяжения для состоятельной публики. В те годы белые паруса на фоне древних стен были символом престижа и следования столичной моде. Членство было платным и требовало наличия собственного судна, что изначально делало клуб элитарным учреждением. Во главе его стояли уважаемые люди города: купцы, гласные городской думы, а в 1915-1916 годах его возглавил отставной генерал-майор Михаил Бархоткин, бывший офицер морской артиллерии, чья профессиональная компетенция придала деятельности клуба новый импульс. К середине 1900-х годов на рейде яхт-клуба швартовалось уже более тридцати разнообразных судов. Жизнь клуба кипела. Летом устраивались гонки парусных, моторных и гребных судов, а на берегу, на специально отстроенной веранде, проходили музыкальные и танцевальные вечера под оркестр А. М. Гречановского. Клуб стал не только спортивным, но и важным социальным центром Новгорода.
Однако золотой век частного яхт-клуба был недолгим. После революции 1917 года его деятельность практически прекратилась. Эпоха «спорта для богатых» завершилась. Лишь весной 1920 года наметилось возрождение: был избран новый комитет, принято на баланс уцелевшее, разномастное имущество от лодок и столов до самоваров и трюмо, и начался массовый приток новых членов. Яхт-клуб, сохранив название, стал по-настоящему демократичным. Примечательно, что многие вступали в клуб не столько из-за любви к парусу, сколько для получения легального места для стоянки лодки в условиях новых советских правил, что привело к невероятному росту численности до 325 человек к 1922 году.
Эпоха НЭПа наложила свой отпечаток: клуб пытался выжить, сдавая в аренду буфет, а его члены – свои лодки для прогулок. Доходило до того, что руководство ходатайствовало о разрешении на устройство рулетки и карточных игр, что ярко характеризует отчаянное финансовое положение. Несмотря на эти трудности, спортивная жизнь не угасала: проводились регулярные гонки, соревнования по плаванию, а клуб участвовал в губернских олимпиадах. Важным признанием заслуг стало принятие Новгородского яхт-клуба в 1922 году в члены Всероссийского союза гребных обществ. Однако выживать самостоятельной организации в условиях постоянных административных реформ становилось всё сложнее. В середине марта 1923 г. президиум Губбюро РСКОФК (Российского союза красных организаций физической культуры) вынес постановление о роспуске Яхт-клуба. 9 июня 1923 года он со всем своим имуществом был передан в ведение комсомола.
Парусный спорт в Новгороде возродился вновь уже после Великой Отечественной войны и тяжелых лет послевоенного восстановления. Долгий переход судов от Волхова к акватории Ильменя сдерживал развитие, и потому было принято решение построить современную базу ближе к озеру. В августе 1953 года было принято решение об открытии нового яхт-центра вблизи Юрьева монастыря. Строительство его велось почти десять лет, и официально он был завершен в апреле 1962 года, где яхт-клуб располагается и сегодня. Это событие дало мощный импульс для развития, так всего через шесть лет, в 1968 году, стартовала первая Ильменская регата, которая сегодня является визитной карточкой Новгорода и солидным событием для общероссийского парусного спорта.
Сегодня, оглядываясь на столетний путь, яхт-клуб живёт непростой, но насыщенной жизнью. Пройдя путь от элитарной забавы до массового спорта, пережив революции, войны и административные бури, он сохранил свою душу. Благодаря поддержке энтузиастов и спонсоров, паруса над Ильменем по-прежнему наполняются ветром, связывая славное прошлое, полное имён и событий, с надеждой на новые победы и поколения юных моряков.
Литература:
1. Иванов, А. От кремлевских стен до Юрьева / А. Иванов. // Новгород. - 1998. - № 23 (11 июня). - С. 12.
2. Кириллов, А. Н. Паруса над Волховом / А. Н. Кириллов. - Текст : непосредственный // Лики губернского города. - 2018. - Кн. 1. - С. 324-338.
3. Кириллов, А. Н. Страсти по спорту в патриархальном городе / А. Н. Кириллов. - Текст : непосредственный // Лики губернского города. - 2018. - Кн. 1. - С. 339-362.
4. Кудряшова, С. Гонки на Ильмене / С. Кудряшова. - Текст : непосредственный // Новгородские ведомости. - 1998. - 11 сент. - С. 3.