Найти в Дзене
Леонов | Правый руль

Владельцы Toyota и Hyundai станут элитой с 1 ноября 2025. Почему автомобили из Азии исчезнут для среднего класса

С 1 ноября 2025 года российские автовладельцы и импортеры проснутся в новой реальности: утильсбор начнут считать по другой формуле. Раньше всё выглядело относительно просто — учитывались возраст машины и объём двигателя. Теперь же добавился третий параметр — мощность. И не просто как дополнительный коэффициент, а с прогрессивной шкалой: чем мощнее мотор, тем дороже право поставить такой автомобиль на российские номера. Привычные внедорожники и кроссоверы, которые ещё недавно казались «достижимой мечтой», теперь могут подскочить в цене до категории премиума. Неудивительно, что сегодня импортеры судорожно пересчитывают расходы, а покупатели стараются успеть «запрыгнуть в последний вагон» до ноября. Утилизационный сбор — это обязательный платёж, который взимается с каждой машины, произведённой или ввезённой в Россию. Формально деньги идут на переработку старых автомобилей и улучшение экологии. До нынешнего года схема была максимально понятной: два параметра — возраст и объём двигателя. Ма
Оглавление

С 1 ноября 2025 года российские автовладельцы и импортеры проснутся в новой реальности: утильсбор начнут считать по другой формуле. Раньше всё выглядело относительно просто — учитывались возраст машины и объём двигателя.

Теперь же добавился третий параметр — мощность. И не просто как дополнительный коэффициент, а с прогрессивной шкалой: чем мощнее мотор, тем дороже право поставить такой автомобиль на российские номера.

Привычные внедорожники и кроссоверы, которые ещё недавно казались «достижимой мечтой», теперь могут подскочить в цене до категории премиума. Неудивительно, что сегодня импортеры судорожно пересчитывают расходы, а покупатели стараются успеть «запрыгнуть в последний вагон» до ноября.

Изменения в правилах утильсбора

Утилизационный сбор — это обязательный платёж, который взимается с каждой машины, произведённой или ввезённой в Россию. Формально деньги идут на переработку старых автомобилей и улучшение экологии.

До нынешнего года схема была максимально понятной: два параметра — возраст и объём двигателя. Машины моложе трёх лет облагались по одной ставке. Старше трёх — по другой, выше.

Но с 1 ноября к возрасту и объёму теперь добавляется мощность двигателя. Причём ключевая планка — 160 л.с. Всё, что ниже, останется в прежних льготных рамках. А вот всё, что выше, попадает под прогрессивную шкалу: небольшое превышение порога приведёт к скачку суммы в десятки и сотни раз.

Для владельцев компактных авто есть хорошие новости. Если автомобиль мощностью до 160 л.с. и ввозится физлицом для личного пользования, сумма не изменится: 3 400 рублей за новый и 5 200 рублей за подержанный автомобиль старше трёх лет.

-2

Примеры, от которых челюсть отвисает

  • Geely Monjaro (238 л.с.) — вместо 3,4 тыс. рублей сбор подскочит почти до 952 тысяч.
  • Модели свыше 500 л.с. и объёмом от 3,5 литров к 2030 году будут облагаться сбором вплоть до 10 миллионов рублей.
  • Гибриды и электромобили не стали исключением: для них считают суммарную мощность электродвигателей. К примеру, Zeekr 001 (~225 л.с.) с ноября вместо 3,4 тыс. рублей получит сбор в 2,16 миллиона.

Влияние на цены на импортируемые автомобили

По данным Минпромторга, около 88% всех автомобилей в России имеют мощность до 160 л.с. На Дальнем Востоке эта доля ещё выше — более 95% среди «праворульных» японцев. Для основной массы автовладельцев серьёзных изменений не предвидится.

Совсем другая история у более мощных машин. Toyota Highlander, Hyundai Palisade, Kia Sorento, Geely Monjaro, BMW X-серии — все они значительно превышают «порог» и теперь будут стоить на сотни тысяч, а то и миллионы дороже. Для многих покупателей это автоматически переводит такие автомобили из разряда «мечта для семьи» в категорию «роскошь».

В итоговую цену автомобиля входят таможенные платежи, транспортировка, сертификация. Теперь добавьте утильсбор, который вырос в десятки раз, — и получится неподъёмный ценник. В результате рынок мощных иномарок рискует схлопнуться, особенно для частных импортеров и мелких компаний.

-3

Неудивительно, что осенью 2025 ожидается ажиотажный спрос: покупатели будут спешить оформить документы на ввоз до вступления новых правил.

Предприятия и организации, которые утилизируют автомобили

Рост ставок утильсбора контрастирует с почти неизменной инфраструктурой переработки. Реально утилизацией занимаются государственные и муниципальные пункты приёма, частные компании по приёму металлолома, лицензированные предприятия по переработке.

Документально процесс оформляется актом или свидетельством об утилизации, без которых невозможно снять машину с учёта. Альтернативой остаётся trade-in у дилеров, но такие программы есть не у всех и зависят от бренда.

Куда уходят деньги от утильсбора

Формально собранные миллиарды направляются на:

  • финансирование программ утилизации;
  • экологические проекты (меньше старых авто — меньше выбросов);
  • поддержку отечественного автопрома.

Часть денег уходит в региональные бюджеты. Но главный вопрос остаётся прежним: реально ли средства будут работать по назначению, а не растворятся в очередных субсидиях?

По итогу

С 1 ноября 2025 года утильсбор фактически станет барьером для ввоза мощных машин. Всё, что ещё вчера считалось среднеценовым сегментом, завтра окажется в зоне премиума.

Импортёрам и покупателям предстоит выбирать: успеть купить до ноября или смириться с новыми правилами и пересмотреть мечты в пользу «маленьких» машин.

А главный вопрос остаётся за скобками: действительно ли собранные миллиарды помогут экологии и автопрому, или это просто ещё одна строка в длинной истории о том, как автомобилисты оплачивают чужие ошибки.

Подписывайтесь на канал! Буду собирать только актуальную и полезную информацию!