Нара — древняя столица Японии, и именно здесь находится один из самых впечатляющих буддийских храмов страны — Тодай-дзи. Построенный в VIII веке, он был центром буддийской культуры и когда-то считался самым большим деревянным зданием в мире.
Главная святыня — гигантская статуя Великого Будды (Дайбуцу), которая до сих пор поражает размерами и атмосферой. Стоит посетить Тодай-дзи, чтобы своими глазами увидеть одну из самых больших бронзовых статуй Будды!
Как мы посетили храм — подробно в сегодняшней статье!
Как добраться
Из центра Нары дойти до Тодай-дзи можно пешком примерно за 20–25 минут от станции Kintetsu-Nara или за 40 минут от JR Nara. Дорога проходит через парк Нара, где олени будут встречать вас буквально на каждом шагу.
📍 Координаты храма: 34.6851° N, 135.8406° E
Ворота Нандзэнмон
Прежде чем попасть в сам храм, нужно пройти через величественные ворота Нандзэнмон. Эти массивные деревянные ворота были построены в XII веке и до сих пор поражают своими размерами.
Здесь также гуляет много оленей, которые с удовольствием готовы сопроводить прямо до касс комплекса.
По обе стороны внутри ворот стоят гигантские статуи стражей Нио — хранителей буддийской веры.
Каждая фигура высотой более 8 метров, создана мастерами эпохи Камакура. Их напряжённые позы и грозные лица символизируют защиту священного пространства от злых духов и врагов. Стоя у ворот, понимаешь, что за ними начинается совершенно иной мир — мир буддийской гармонии.
Стоимость и режим работы
После прохождения ворот может показаться, что вы уже у главного храма. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь: здание современное, но очень внешне похоже деревянное святилищ. В этом здании находятся лишь кассы.
Прямо у центрального входа мы взяли два взрослых билета — оплата только наличными. Дети дошкольного возраста проходят бесплатно.
Часы работы:
- с 8:00 до 17:00 (зимой)
- с 8:00 до 17:30 (с апреля по октябрь)
Стоимость билета:
- 600 йен для взрослых, 300 йен для детей.
Обратите внимание на сам процесс проверки билетов: в старых деревянных будках сидят контролёры, которые вручную отрывают корешки. Даже если людей немного, одновременно работают все четыре прохода — такая слаженность могла бы послужить примером для пограничников!
Зал Великого Будды
От касс остаётся лишь прямая дорога до главного здания комплекса — Дайбуцу-дэн, или Зала Великого Будды. Его история уходит в 752 год, когда император Сёму решил воздвигнуть грандиозный храм, чтобы объединить страну под покровительством буддизма.
Здание не раз уничтожали пожары, и его приходилось отстраивать заново. Но даже нынешний вариант остаётся одним из крупнейших деревянных сооружений в мире.
Масштабы поражают: перед входом хочется непременно остановиться и сфотографироваться всей семьёй. Однако действуют строгие правила — групповые фотосессии запрещены, чтобы не создавать толпу. Сотрудники внимательно следят за порядком, так что атмосфера остаётся спокойной и торжественной.
Еще нельзя возле лестницы оставлять детские коляски. Пришлось ее поднимать наверх. Позже выяснилось, что где-то левее есть пандус, но найти его было непросто.
Заходим в храм и перед нами предстает главная святыня — статуя Будды Вайрочаны (по-японски Дайбуцу). Бронзовый гигант достигает почти 15 метров в высоту и весит около 500 тонн.
Нёрай (Будды и Бодхисаттвы) — по обе стороны от Дайбуцу расположены огромные бронзовые статуи бодхисаттв. Фотографии не передают, но они просто огромных размеров как и сам Будда.
На этом интересные места не закончились. Обходим Будду по часовой стрелке вместе с толпой туристов и школьниками. Пока плывем в трафике не забываем восхищаться тем, что все вокруг сделано из дерева.
В другой части в зале стоят две деревянные статуи небесных стражей (комокутэн и тамионтэн), выполненные мастерами периода Камакура.
Они прикрывают тыл Будды, пока вы гуляете за его спиной.
Рядом со стражниками, стоят крупные деревянные модели храмового комплекса, выполненные с высокой точностью. Они показывают, как выглядел Тодай-дзи в разные эпохи.
- Макет VIII века (период Нара) — изображает храм в его изначальном величии. Тогда Тодай-дзи был не просто храмом, а целым религиозным и политическим центром Японии. В комплексе стояли две гигантские пагоды высотой более 100 метров, которые считались самыми высокими деревянными сооружениями мира. К сожалению, они не сохранились: их разрушили пожары и землетрясения. На макете можно увидеть, насколько огромным и грандиозным был весь ансамбль.
- Макет современного храма — показывает нынешний вид Дайбуцу-дэна. Интересно, что в реконструированном виде зал стал меньше примерно на треть от оригинала VIII века. Даже в таком «уменьшенном» виде он всё равно остаётся одним из крупнейших деревянных зданий планеты.
Также здесь находится одна из самых необычных достопримечательностей — колонна с отверстием в основании.
Говорят, что размер отверстия равен ноздре статуи Будды. По легенде, если пролезть через него, то в будущем обретёшь просветление и удачу. Для детей это лёгкая игра, а взрослые пробуют с азартом, нередко собирая вокруг себя целую группу зрителей, подбадривающих и смеющихся.
Отверстие очень узкое, поэтому мы даже не думали пробовать пролезть, да и все желание отобьет огромная очередь из школьников, так как это для них главное развлечение в этом комплексе.
Чтобы увлечь туристов и школьников ходить по храмам в Японии придумали паломнический паспорт храмов, или госюин-тё.
Это красивая книжка-альбом, которую можно приобрести почти в любом крупном храме или синтоистском святилище. В неё ставятся уникальные печати и каллиграфические записи — свидетельства того, что вы посетили святое место. Каждая печать выполняется вручную монахами или служителями: это не просто штамп, а настоящее произведение искусства.
Платные печати (госюин). В Тодай-дзи можно получить каллиграфическую запись с красной печатью за символическую плату — обычно 300–500 йен. Монах собственноручно выводит название храма и ставит храмовую печать. Такая запись ценится и как духовный сувенир, и как подтверждение вашего визита.
Каллиграфия выглядит очень красиво, хотя и полностью состоит из иероглифов, поэтому неподготовленному человеку различить подписи из разных храмов бывает непросто. Мы оставили одну такую платную запись на память, а дальше решили ограничиться только бесплатными печатями.
Бесплатные печати встречаются реже (я бы даже сказал очень редко), как раз в Тодай-дзи ее можно поставить. Такая печать нам больше понравилась. Сразу становится понятно с какого она храма.
Ставьте лайк, если информация была полезной. Подписывайтесь на канал и телеграмм-канал по ссылке, чтобы не пропустить обзоры интересных туристических мест