После Сен-Жерменского мира между гугенотами и католиками в августе 1570 года французская королева-мать Екатерина Медичи приступила к заключению брачных союзов, чтобы укрепить международное положение Франции. Она с удовольствием устраивала престижные браки для своих детей. Поначалу Екатерина пыталась женить своего сына короля Карла на королеве Англии Елизавете I, которая была на пятнадцать лет старше его.
Когда это не удалось, она успешно договорилась о его браке с Изабеллой Австрийской, дочерью католического императора Максимилиана II. Казалось, этим браком Франция укрепляла важный союз со Священной Римской империей, и одновременно придавала оживлению французской придворной жизни.
I. Детство.
Жених был молод, впечатлителен и полностью находился во власти матери. В детстве Карл IX был ребенком болезненным, склонным к лихорадке, часто мучался кашлем. С возрастом он стал подвержен приступам какой-то безумной, маниакальной ярости. После таких приступов он становился слабым и полным раскаяния за вспышки гнева. Карл страдал плохим аппетитом, он был слишком подвижен, что приводило его к усталости и отдышке. Жених был старше невесты на четыре года.
Невеста Елизавета Австрийская родилась 5 июля 1554 года в Вене. Она была дочерью Максимилиана II, императора Священной Римской империи из династии Габсбургов от Марии Испанской. Мать Елизаветы была дочерью императора Священной Римской империи Карла V. Елизавета была пятым ребёнком и второй дочерью в семье из шестнадцати детей, лишь восемь из которых пережили младенчество. Елизавета жила со своей старшей сестрой Анной и младшим братом Маттиасом в павильоне в садах Штальбурга, входивших в комплекс дворца Хофбург.
Дети жили в защищенной и привилегированной обстановке, в атмосфере строгости. Их воспитывали в католической вере. Елизавета, похоже, была любимицей отца. Она росла, разговаривая по-немецки и по-испански, а вот французский никогда не изучала специально, даже после того, как подумывали о браке с французским женихом. Принцесса преуспевала в учебе. Елизавета взрослела, cстановясь интересной внешне блондинкой с бледной кожей и безупречной фигурой. Современники её считали настоящей красавицей. Когда французский маршал Вьейвиль посетил Вену в 1562 году увидел еще восьмилетнюю Елизавету, он был настолько впечатлён её внешностью, что воскликнул:
«Ваше Величество, вот королева для Франции!»
В то время как французская казна была пуста, Екатерина Медичи все же была полна решимости устроить пышную свадьбу для сына. Королева-мать стремилась к браку сына с одной из дочерей императора Священной Римской империи. Сестра Елизаветы, Анна Австрийская, когда-то была помолвлена с королём Франции, но король Испании Филипп II воспользовался моментом и сам женился на Анне.
Анна была старше и привлекательнее в плане положения, тогда план Екатерины Медичи был сорван. Брак Карла с Елизаветой впервые обсуждался после смерти его сестры Изабеллы (Елизаветы) Валуа, королевы Испании, в октябре 1568 года. Елизавета Австрийская была младшей дочерью в семье императора, но всё-таки была эрцгерцогиней, и вдобавок Екатерина была впечатлена отзывом маршала о внешности Изабеллы.
Карлу IX показали портрет Елизаветы перед свадьбой, на что он заметил:
«По крайней мере, она не будет вызывать у меня головную боль».
Екатерина назначила Альбера де Гонди для переговоров о брачном договоре. Договор был ратифицирован в январе 1570 года, а в октябре в Шпайерском соборе состоялась церемония бракосочетания с Елизаветы и представляющим жениха эрцгерцогом Фердинандом Австро-Тирольским, по доверенности от Карла IX. После соответствующих торжеств Елизавета покинула Австрию в начале ноября.
II. Франция.
Дожди во время путешествия были настолько сильными, что дороги стали непроходимыми, поэтому было принято решение провести официальную церемонию бракосочетания в небольшом приграничном городке Мезьер в Шампани. Перед тем как добраться до места назначения, Елизавета остановилась в Седане.
Младшие братья короля Генрих, герцог Анжуйский и Франсуа (Франциск), герцог Алансонский, официально приветствовали Елизавету. Карл также присутствовал там, одетый инкогнито, как солдат, смешавшись с толпой, чтобы взглянуть на свою невесту без её ведома. Король оказался в восторге от внешности жены. Хотя французская казна и была пуста, Екатерина решила устроить пышную свадьбу и раздобыла необходимые средства у духовенства, а также ввела специальный налог на продажу тканей. Она хотела устроить действо, которое бы представило жениха и невесту в качестве наследников Карла Великого, а саму королеву-мать в образе Артемиды, дарующей мир.
***
Изабелла прибыла 25 ноября 1570 года в Мезьер, небольшой пограничный городок на краю империи своего отца, в розово-белой позолоченной карете в сопровождении большой свиты немецких дворян. Толпа восторженно приветствовала её. Карл инкогнито бродил среди толпы, наблюдая, как она проходит мимо. Торжественная церемония бракосочетания состоялась на следующий день, её провел кардинал де Бурбон. Наблюдая за приближением невесты во время свадебной мессы, Карл был совершенно поражён её красотой. На ней было серебряное платье, расшитое жемчугом, пурпурная мантия, украшенная геральдическими лилиями, и корона, усыпанная рубинами, изумрудами, сапфирами и бриллиантами.
Потом все потянулись в Париж, чтобы подготовиться к торжественному въезду короля в марте. Екатерина собрала деньги на торжества, заложив и заложив многие из своих личных вещей. Но в январе Елизавета заболела бронхитом в Мадридском замке в Булони. Екатерина и Карл лично ухаживали за ней, пока она не выздоровела.
Карл IX наконец официально въехал в Париж 6 марта. Состоялась церемония, на которой Екатерина Медичи символически передала власть Карлу. 11 марта она благодарила сына перед Парижским парламентом.
Елизавета была коронована в Сен-Дени 25 марта и четыре дня спустя сама въехала в Париж. На ней была королевская горностаевая мантия, расшитая драгоценными камнями и украшенная геральдическими лилиями. Её корона была выполнена из золота, украшенного крупным жемчугом, который идеально оттенял её белокурую красоту. Толпа была поражена прозрачной серебряной тканью её наряда. Рядом с ней сидели её девери, герцоги Анжуйский и Алансонский, также в богатых одеждах, раскрашенных драгоценностями, как и молодая королева. За ней следовала большая свита, и она тоже произвела глубокое впечатление на парижан.
***
Елизавета почти не говорила по-французски, но, казалось, была уже всецело влюблена в мужа, искренне предана ему. Карл считал её натурой чистой и неиспорченной. Он стремился сохранить уважительные отношения с ней. Король привил ей французские манеры, знакомил с местными обычаями. Она была добросовестной женой и чрезвычайно набожной, дважды в день посещала мессу и проводила часы в молитвах. Екатерина Медичи это ценила и прилагала все усилия, чтобы защитить Елизавету от дикости и злобы двора.
Брат же Карла, герцог Анжуйский, любил провоцировать и раздражать окружающих. Он не преминул познакомить Елизавету с придворными обычаями и собственнолично старался флиртовать с ней на глазах у Карла, чем приводил короля в ярость. Пока Карл был на охоте, королева вместе со свекровью встречалась с послами и другими иностранными сановниками. Одной из немногих её подруг при дворе оказалась невестка Маргарита, известная как Марго.
В целом же присутствие Елизаветы при дворе мало нарушало привычный уклад жизни Карла IX. Как уже было рассказано в педыдущей статье, в Париже у Карла была любовница Мари Туше, дочь протестантского буржуа фламандского происхождения. Со знакомства в Орлеане в 1569 году он сразу же влюбился в неё, тайный роман продождался на протяжении многих месяцев. Карл поведал тайну о своей связи с Мари сестре Марго и попросил сестру принять Мари в свой дом в качестве одной из фрейлин. Узнав об этом, Екатерина Медичи навела справки и не воспрепятствовала этому. Мари по сути не искала никакого личного политического влияния в отношениях с королем. И все же именно она родила королю сына, названного в честь отца – ребенка позже называли «маленьким Шарлем». Карл продолжал этот роман на протяжении всего своего брака с Елизаветой.
***
В сентябре 1571 года лидер протестантов Гаспар де Колиньи прибыл в Блуа на встречу с королём и Екатериной Медичи. Король пытался найти баланс в отношениях между ультракатоликами и протестантами. Некоторые отнеслись к этой встрече с большим подозрением. Католичка Елизавета считала Колиньи воплощением дьявола, и его поведение отражало истинные чувства народа. Когда его представили молодой королеве, Колиньи поклонился, шагнул вперёд и, опустившись на одно колено, протянул ей руку для поцелуя. Его неумелость в вопросах дипломатического этикета стала очевидной, ибо Екатерина отстранилась от него, сдавленно вздохнув от ужаса, чтобы избежать его прикосновения. Придворные нервно рассмеялись на её реакцию, хотя они и привыкли скрывать свои чувства.
18 августа 1572 года в Париже состоялась свадьба сестры короля, Маргариты, и Генриха Наваррского. Елизавета тогда уже была беременна и жила в сельской местности Фонтенбло. Свадебная церемония миновала, а на следующий день начались торжества. В пятницу, 22 августа, правительственные каникулы, связанные с бракосочетанием, закончились, и торжества завершились.
Дальнейшие события остаются предметом догадок уже более четырёхсот лет.
Достаточно сказать, что, кто бы ни приказал или санкционировал расправу над гугенотами в Варфоломеевскую ночь, тогда произошла одна из самых кровавых резней в истории Франции. Во время Варфоломеевской ночи только в Париже было убито не менее 3000 протестантов. Адмирал Гаспар де Колиньи был дерзко убит во время всей этой суматохи. Елизавета, узнав от слуг, что бойню одобрил её муж, взмолилась у Бога о прощении мужа Карла. Убийства не закончились в ту ночь. После этой расправы по всей Франции погибнут десятки тысяч протестантов.
Религиозные войны возобновились с новой силой.
II. Вдова в 20 лет.
Елизавета родила свою дочь Марию-Елизавету 27 октября 1572 года. Крестной матерью малютка стала королева Англии Елизавета I. А в 21 августа 1573 года польские послы прибыли в Париж, чтобы приветствовать своего новоизбранного короля Генриха, брата Карла, герцога Анжуйского. Екатерина, Карл и Елизавета приняли их в Лувре. Послы были высокообразованными людьми, знающими несколько языков, говорили по-французски с безупречным произношением.
К этому времени Карл уже был тяжело болен, у него был диагностирован туберкулез. Он страдал от сильной лихорадки и кашлял кровью. В ноябре 1573 года Карл все же настоял на том, чтобы его брат Генрих отправился в Польшу, чтобы принять корону Польши, хотя Генрих был в тот момент прямым после Карла наследником французского трона.
К маю 1574 года Карл IX с каждым днем все ощутимее сдавал и слабел, мучаясь от боли. К середине месяца стало очевидно, что Карл не выживет, хотя он и оставался в ясном сознании. К концу месяца он уже не мог вставать с постели. Король сильно потел и с трудом дышал. Простыни были пропитаны кровью и нуждались в постоянной смене.
Елизавета оставалась в комнате, сидела напротив него, с любовью глядя на него и почти не разговаривая. Он наблюдал, как жена плакала и часто вытирая глаза. Карл IX умер 30 мая 1574 года.
Тем временем Генрих Анжуйский, теперь король Франции, узнав об освободившемся престоле, сумел бежать из не полюбившейся ему Польши и прибыл ко двору императора Максимилиана II, отца овдовевшей Елизаветы, где был радушно принят. После смерти Карла отец юной вдовы очевидно тайно надеялся, что она может выйти замуж за Генриха III, но у нового французского короля были другие планы.
Генрих вернулся во Францию и был коронован. Елизавета Австрийская, которой ещё не исполнилось двадцати лет и которая успела родить только дочерь, не оказалась после смерти мужа особенно интересна при французском дворе, как того заслуживала.
Елизавета овдовела в возрасте 20 лет.
Одна придворная дама сказала Елизавете однажды:
«Для вас было бы лучше иметь сына, чем дочь, потому что вы были бы королевой-матерью и стали бы могущественной».
Елизавета ответила таким образом:
«У Франции достаточно несчастий и без того, чтобы я добавила ей новое. Если бы у меня был сын, здесь случилось бы больше несчастий и войн, и я была бы причиной этого, потому что он бы появился на свет из-за меня. Поэтому я должна благословить ребенка, которого дал мне Бог. »
Елизавета вернулась в Вену, к постели умирающего отца, так и не сумев взять с собой дочь: Екатерина Медичи категорически отказалась, ребенку пришлось остаться во Франции.
Её отец уладил вопрос с её приданым и организовал возвращение дочери.
Согласно французским законам, женщина не могла наследовать трон. Но маленькая Мария-Елизавета была дочерью Франции и, следовательно, не могла покинуть страну, что вынуждало мать отказаться от неё. Елизавета совершила свой последний визит в Амбуаз, чтобы попрощаться с малюткой навсегда, и отбыла 25 ноября 1575 года.
Вдова недолго пробыла в Нанси в обществе герцога Лотарингского, а затем вернулась в Вену. Когда ее сестра Анна, королева Испании, умерла в 1580 году, имя Елизаветы зазвучало в качестве возможной новой жены для испанского короля Филиппа II, но она отказалась от такой перспективы.
Единственная дочь Елизаветы, Мария-Елизавета, после разлуки с матерью сначала жила в Амбуазе и Блуа, прежде чем переехать в Анжуйский отель в Париже, недалеко от Лувра. Генрих, герцог Анжуйский до того жил там перед отъездом в Польшу. В 1573 году он передал дом своей сестре Марго. Так что Мария-Елизавета хорошо знала своих дядю и тетю. Малышку описывали как обладательницу мягкого и доброго характера, говорили, что та пошла в мать. К несчастью ребенок заболел и умер 2 апреля 1578 года.
Было проведено вскрытие её останков, и было установлено, что она умерла от инфекции лёгких, вероятно, туберкулёза, как и её отец. 9 апреля останки Марии-Елизаветы были перенесены из Анжуйского отеля в Нотр-Дам для церемонии прощания, а на следующий день она была похоронена в базилике Сен-Дени рядом с отцом.
***
Подумывая уйти в монахини, Елизавета основала монастырь Святой Клары в Вене, а также заложила церковь Всех Святых в Праге. Елизавета по возвращению в Вену не забывала про благотворительность и уделяла вопросы нуждающимся.
Когда ее подруга Марго оставила своего мужа Генриха Наваррского в 1587 году, она пребывала в нужде и была вынуждена просить милостыню у Елизаветы. Елизавета согласилась отдавать половину своего приданого Маргарите на её жизненные нужды. Так продолжалось до смерти Елизаветы, положившей конец помощи подруге. Впоследствии Марго была вынуждена расстаться со всем своим движимым имуществом, включая ее столовое серебро, только чтобы продолжать свое небольшое хозяйство.
Елизавета, как и планировала удалилась в основанной ею монастырь Святой Клары и скончалась там 22 января 1592 года. Французский мемуарист Пьер де л’Эстуаль писал, что Елизаветы была «очень любима и скучала по французам». А мать Елизаветы, императрица Мария Австрийская, пережившая дочь, якобы высказалась - «лучшая из нас умерла». По её желанию она была упокоена там же. Она была похоронена в соборе Святого Стефана в Вене.
Её роль в качестве королевы Франции, при которой случились ужасные события Варфоломеевской ночи, с одной стороны, оттенена фигурой Екатерины Медичи. Но, с другой стороны, тем интересна история её краткой и трагической жизни, ощущается сложность натуры Елизаветы. Благоверная и набожная женщина, возможно, прожила бы более счастливую жизнь при других обстоятельствах. Но судьба распорядилась иначе, а раннее вдовство очевидно изменило её, ибо Елизавета более не нашла интереса в мирском мире.
Читайте также: