Роберт Редфорд — больше чем просто актер. Он икона стиля, режиссер с «Оскаром» и человек, создавший «Сандэнс». Сегодня его не стало. Вспоминаем пять его великих ролей, в которых отразилась целая эпоха американского кино, от расцвета Нового Голливуда до его заката.
Афера
The Sting (1973)
Два мошенника, Джонни Хукер (Редфорд) и Генри Гондорфф (Пол Ньюман), объединяются, чтобы отомстить за смерть общего друга (Роберт Эрл Джонс). Их цель — провернуть виртуозную аферу против влиятельного и жестокого банкира Дойла Лоннегана (Роберт Шоу) в Чикаго времен Великой депрессии.
Здесь Редфорд — само обаяние, золотой мальчик на пике формы. Его Хукер — не просто жулик, а артист своего дела. Обратите внимание на его пластику, на то, как он меняет маски: от мелкого пакостника до самоуверенного плейбоя. Редфорд играет не столько мошенника, сколько человека, играющего роль мошенника. Эта двойственность, легкость и едва заметная грусть в глазах и делают его дуэт с Ньюманом одним из величайших в истории. Фильм для тех, кто ценит элегантные авантюрные комедии, где интрига закручена не хуже пружины в швейцарских часах.
Буч Кэссиди и Сандэнс Кид
Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969)
Конец XIX века. Главарь банды «Дыра в стене» Буч Кэссиди (Пол Ньюман) и его верный напарник Сандэнс Кид (Редфорд) промышляют ограблениями поездов. Но времена меняются, и за ними по пятам идет отряд лучших сыщиков. Друзьям приходится бежать в Боливию.
Это роль, сделавшая Редфорда суперзвездой. Его Сандэнс — молчаливый, смертоносный и чертовски харизматичный антигерой. Вся его «крутизна» — наносная, это защитная реакция. Редфорд мастерски показывает внутреннюю уязвимость персонажа, прячущегося за репутацией лучшего стрелка Дикого Запада. Фильм — элегия уходящей эпохе, и Редфорд здесь — ее самое красивое и трагичное лицо. Идеальное кино для тех, кто любит романтические вестерны о мужской дружбе и неизбежности перемен.
Иеремия Джонсон
Jeremiah Johnson (1972)
Уставший от цивилизации ветеран мексиканской войны Иеремия Джонсон (Редфорд) решает стать траппером в Скалистых горах. Он учится выживать в дикой природе, общается с индейцами и пытается обрести покой, но жестокость мира настигает его и здесь.
Здесь нет привычного голливудского лоска. Редфорд почти весь фильм молчит, и это его бенефис. Его игра строится на физике, на взгляде, на том, как меняется его лицо под натиском природы и жизненных трагедий. Мы видим превращение наивного идеалиста в закаленного, сломленного, но не сдавшегося человека. Это неспешная и суровая притча о столкновении человека с природой и самим собой. Фильм для зрителя, готового к медитативному и визуально безупречному погружению в мир, где слова не имеют значения.
Вся президентская рать
All the President's Men (1976)
Два молодых репортера газеты «Вашингтон пост», Боб Вудворд (Редфорд) и Карл Бернстайн (Дастин Хоффман), начинают расследовать странное проникновение в штаб-квартиру Демократической партии в отеле «Уотергейт». Никто еще не знает, что это дело приведет к отставке президента.
Редфорд здесь не только исполнитель главной роли, но и продюсер, главный мотор проекта. Его Вудворд — образец сдержанности и методичности. Вся энергия уходит внутрь, в напряженную работу мысли. Он играет не «говорящую голову», а человека, одержимого поиском правды. Его дуэт с экспрессивным Хоффманом — идеальный пример актерского партнерства, где контраст характеров создает невероятное напряжение. Кино для тех, кто ценит умные политические триллеры, основанные на реальных событиях.
Не угаснет надежда
All Is Lost (2013)
Опытный яхтсмен (Редфорд) в одиночку пересекает Индийский океан. После столкновения с дрейфующим контейнером его судно получает пробоину. Оставшись без связи и навигации, он вступает в отчаянную борьбу за жизнь с безжалостной водной стихией.
Это актерский подвиг и, возможно, самое смелое высказывание Редфорда. Один актер в кадре. Почти без слов. Вся палитра эмоций — от надежды до отчаяния — передана через взгляд, жесты, через физическое усилие стареющего тела. Редфорд обнажает здесь не тело, а душу, показывая несгибаемость человеческого духа перед лицом неминуемой гибели. Фильм для тех, кто не боится остаться один на один с большим артистом и вечными вопросами о смысле борьбы, когда финал предопределен.