Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Противоречия вокруг картины Томаса Икинса

Мир искусства полон спорных и противоречивых моментов. Сегодня мы расскажем о работе американского художника Томаса Икинса, которая вызвала бурную реакцию общественности. Речь пойдет о полотне 1875 года – «Клиника доктора Гросса». Перед тем, как перейти к переполоху, возникшему вокруг картины, рассмотрим ее поподробнее. На огромном холсте – 240 см × 200 см – изображена лекция реально существовавшего доктора Сэмюэля Д. Гросса, во время которой проводится операция на бедре мальчика. В левой части картины сидит клерк клиники, доктор Франклин Уэст, делающий заметки об операции, некоторые студенты внимательно следят за операцией, некоторые – скучают. Помимо Гросса, держащего скальпель в руке, испачканной кровью, пациента окружают несколько хирургов. Элизабет Джонс писала, что «проводимая операция соответствовала принципам "консервативной" хирургии, которой следовал Гросс: она ставила целью не только избегать ампутаций, но и в более широком смысле работать в гармонии с естественными процесса

Мир искусства полон спорных и противоречивых моментов. Сегодня мы расскажем о работе американского художника Томаса Икинса, которая вызвала бурную реакцию общественности. Речь пойдет о полотне 1875 года – «Клиника доктора Гросса». Перед тем, как перейти к переполоху, возникшему вокруг картины, рассмотрим ее поподробнее.

«Клиника доктора Гросса»
«Клиника доктора Гросса»

На огромном холсте – 240 см × 200 см – изображена лекция реально существовавшего доктора Сэмюэля Д. Гросса, во время которой проводится операция на бедре мальчика. В левой части картины сидит клерк клиники, доктор Франклин Уэст, делающий заметки об операции, некоторые студенты внимательно следят за операцией, некоторые – скучают. Помимо Гросса, держащего скальпель в руке, испачканной кровью, пациента окружают несколько хирургов.

Фрагмент. Франклин Уэст.
Фрагмент. Франклин Уэст.
Элизабет Джонс писала, что «проводимая операция соответствовала принципам "консервативной" хирургии, которой следовал Гросс: она ставила целью не только избегать ампутаций, но и в более широком смысле работать в гармонии с естественными процессами заживления. При этом подход Гросса демонстрировал его отторжение театральности, характерной для ранних преподавателей хирургии, которая к 1875 году ещё полностью не исчезла».

Слева от Гросса, сидит женщина, скрывающая лицо – мать мальчика. Благодаря ей на картине появляется контраст эмоционального переживания и холодного профессионализма.

Еще один любопытный герой – сам Икинс, его автопортрет: мужчина у правого края картины, возле перил, делающий зарисовки происходящего. Художник был свидетелем этого события, потому полотно выглядит настолько реалистично:

«Икинс не скрывал ничего [...] требования реальной хирургической ситуации превалировали над гармонией композиции, а точность и правдивость наблюдения – над эстетическим изяществом. Аналогично объясняется шокирующая реалистичность сцены и кровь на правой руке Гросса: рану и кровотечение он изобразил потому, что они были в реальности, и потому что его художественные принципы требовали максимально точно показать то, что он видел».

«Клиника доктора Гросса» была создана специально для Всемирной выставки в Филадельфии, приуроченной к 100-летию независимости США. Однако полотно было отклонено отборочной комиссией, состоявшей преимущественно из консервативно настроенных членов.

Фрагмент. Мать мальчика
Фрагмент. Мать мальчика

Несмотря на это, картина в некоторой степени предстает в качестве портрета выдающегося врача, составившего руководство по военной хирургии. Благодаря этому она была допущена к экспозиции среди медицинских экспонатов в сборном здании госпиталя армии США, также входившего в состав Столетней выставки.

В 1879 году Икинс решил представить «Клинику доктора Гросса» на ежегодной выставке недавно созданного «Общества американских художников» в Нью-Йорке. Для этого ему пришлось одолжить картину у Медицинского колледжа Джефферсона, который, во-первых, приобрел картину Икинса за 200 долларов годом ранее, во-вторых, был местом проведения самой операции. Неоднозначная реакция на полотно повторилась:

Жюри приняло работу, однако критики Нью-Йорка отреагировали крайне резко: они признавали мощь картины и мастерство художника, но почти единогласно были потрясены выбором темы и ее изображением.
Фрагмент. Автопортрет Икинса
Фрагмент. Автопортрет Икинса

После успеха выставки Пенсильванская академия изящных искусств пригласила «Общество» прислать в Филадельфию больше своих работ. Однако работу Икинса отделили от других полотен. Как отмечает исследователь «Клиники доктора Гросса» Майкл Фрайд:

Для Икинса, который к тому времени уже был ключевой фигурой в художественной школе Пенсильванской академии, такое пренебрежение к его шедевру, несомненно, было неприятным и обидным.

Действительно, для своей эпохи работа потрясала реализмом, но с течением времени отношение к ней стало меняться, уже в наше время ее называют одной из лучших американских картин XIX века.

После выставки и вплоть до 2006 года картина находилась в Медицинском колледже Джефферсона. За 130 лет она стала символом медицинского образования и гордостью учебного заведения.

Сейчас картина находится в совместном владении Филадельфийского музея искусств и Пенсильванской академией изящных искусств и продолжает привлекать внимание посетителей и вызывать обсуждения.

Приглашаем в наш тг-канал посмотреть на подборку картин, посвященных медицине.

Читайте также: