«Чернобыль на Кубани», «Лучезарный Краснодар», «ФНЦБЗР»... Сколько же прозвищ имеет этот поистине необычный объект, расположенный на западной окраине Кубанской столицы. ВНИИБЗР – научно исследовательский институт, занимающийся разработкой систем биологической защиты сельскохозяйственных культур. В советские же времена на объекте проводили довольно специфические эксперименты с применением радиоактивных изотопов. Так на опытных полях института, исследовали воздействие ионизирующих излучений на различные растения, что, конечно же, привело к локальному загрязнению территории.
В узких кругах «БЗР» имеет весьма дурную славу. Ещё в далёком 2010 года в популярной социальной сети появилось видео со странным названием «ЛучИзарный Краснодар». В ролике энтузиасты находят на территории объекта полуразрушенный сарайчик, где покоился некий металлический контейнер, днище которого "светит" свыше 5 000 000 мкР/ч! Для сравнения сейчас на промплощадке у ЧАЭС не найти очагов загрязнения с МЭД более 1000 мкР/ч, а в знаменитом "Ковше смерти" фон достигает лишь 200 000 мкР/ч. Как-то жестко плодородных для Кубанских земель, не правда ли?
Сегодня мы вооружимся двумя продвинутыми дозиметрическими приборами и попробуем отыскать тот самый заветный сарайчик. Если же нам повезёт, я также постараюсь провести гамма-спектрометрический анализ, дабы узнать, какой конкретно изотоп является основным загрязнителем. Поехали!
Немного истории
История объекта начинается 20 августа 1959 года, когда в соответствии с
приказом МСХ СССР №174 от 03.08.1959 г. был образован Северо-Кавказский филиал Всесоюзного НИИ фитопатологии на базе 2-го отделения «Краснодарского НИИ СХ». 7 июля 1960 года филиал был реорганизован в Северо-Кавказский научно-исследовательский институт фитопатологии (СКНИИФ).
По некоторым (неподтверждённым) данным, в 1985 году, в «СКНИИФЕ» функционировали две лаборатории, задачей которых было изучение темы "Ведения сельского хозяйства в условиях применения ядерного оружия".
После распада Союза, в 1992 год — Северо-Кавказский НИИ фитопатологии был переименован во Всероссийский научно-исследовательский институт биологической защиты растений (ВНИИБЗР). В 2018 году институт передан в ведомство Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а уже в 2020 преобразован в ФГБНУ «Федеральный научный центр биологической защиты растений».
В настоящее время ФНЦБЗР занимается занимается разработкой инновационных научных проектов, в том числе грантовой деятельностью. Институт также осваивает современные технологий биологических средств защиты растений и проводит фитоэкспертизы семян.
НИИ активно сотрудничает с институтами РАСХН, РАН, различным учебными ВУЗами. За 60 лет научной деятельности институт прошел богатый путь. На счету ВНИИБЗР свыше 120 патентов, более 4300 научных статей и 210 монографий.
Путь к объекту
Наш заветный, загрязненный изотопами, сарай находился по факту за основной территорией научного центра. Идти через проходную – довольно глупая идея, поэтому мы с другом решили лишний раз не "мутить воду" и добраться до нужной точки тихим и спокойной маршрутом через ближайшую посадку.
Путь к объект запомнится мне надолго... Это 600 метров дикой "пересечёнки", кишащей пауками и ненасытными южными комарами. Полчасика страданий и мы на месте. Заброшенный сектор перекрыт стареньким забором, а на воротах красуется значок "радиационной опасности".
В режим "поиск" свой дозиметр я переключил ещё в самом начале маршрута. По пути мощность дозы гамма излучения (далее МЭД) не превышала 0,08 мкЗв/ч – абсолютно нормальные значения.
Аккуратно обходим забор и попадаем на заброшенную территорию НИИ. Через несколько метров показались первые признаки рекультивации – небольшие сектора были оцеплены информационными лентами с надписью «ОСТОРОЖНО РАДИАЦИЯ». Судя по всему это участок таки собираются дезактивировать. И это славно.
За жёлтыми ленточками видим места отбора проб грунта. Это небольшие прямоугольные участки с отборными скважинами в центре. На месте отбора прикреплены бирки со служебной информацией. Дата свежая: июнь 2025 год.
Здесь же впервые дозиметр и просигнализировал о превышении условного порога в 1 мкЗв/ч. У скважинки МЭД достигала 2 мкЗв/ч. Цифры не представляют опасности. Напоминаю, мой поисковой сцинтилляторный прибор RadiaCode-101 измеряет только гамму излучение в широком диапазоне (от 20 кэВ).
От себя добавлю. Сразу же приметил огромную разницу в характере загрязнения. Если на наших урановых помоечках территория имеет обширные границы, плавные переходы (снижение/повышение) МЭД. То здесь же, источники радиации максимально точечные. Без чувствительного оборудования обнаружить этим мелкие "горячие" точки будет крайне сложно.
Впереди из-за деревьев показался старенький кирпичный забор. За ним уже начинается рабочая территории НИИ. Там уже, как я понимаю, можно нарваться на персонал, поэтому двигаемся тихо. Через 50 метров по левую сторону примечаю ещё один загрязненный сектор оцепленный жёлтой лентой...
Дозиметр сигнализировал о превышении порога в 5 мкЗв/ч. Уже интересно. Продолжаем поиски самой "горячей точки". В одной из 7-ти скважин МЭД превысила 10 мкЗв/ч. Пока что рекорд за сегодняшний поход.
Тем временем мы уже свободно гуляли по территории, где по старому ролику и находилась та самая заветная "коробка смерти", от которой в добрые времена светило свыше 5 Р/ч "чистой гаммы".
Очень злые ампулы
За зарослями крапивы показался знакомый силуэт. Наконец-то! Тот самый удивительный сарайчик, окружённый колючей проволокой. Вокруг множество предупреждающих знаков "радиационная опасность". При этом, каждым шагом показания дозиметра уверенно росли вверх.
Конечно же в ангарчике того самого злого ящика не оказалось... По имеющейся и у меня информации, он пропал отсюда ещё лет так 12 назад. Именно в металлическом ящике и хранились пробирки с радиоактивными материалами, которые использовались для экспериментов.
Под крышей постройки мы не нашли ничего супер-радиоактивного. Лишь около металлического листа дозиметр проинформировал о превышении порога в 5 мкЗв/ч.
Но самое впечатляющее нас ждало впереди! Рядом с сарайчиком мой товарищ обратил внимание на обширную территорию оцепленную жёлтой информационной лентой, при приближении к которой дозиметр нервно увеличивал свой треск.
Рядом с сухим деревом была пробурена пробоотборная скважинка. И вот чудо! У полена я нашел осколки тех самых ампул с радиоактивными изотопами!
На расстоянии метра от ампулы, мой прибор RadiaCode-101 показывал свыше 10 мкЗв/ч. В это время товарищ достал второй прибор МКС-01СА1. Газоразрядный дозиметр модели «МКС», в непосредственной близости от пробирки, показал дикие 2000 мкЗв/ч! Мой же сциниляторный поисковик и вовсе ушёл в зашкал (>1 мЗв/ч) с дикими криками.
Находиться тут продолжительное время ни у кого желания не возникло. Поэтому быстро перешагнув за "колючку", мы отправились исследовать дальний сектор ВНИИБЗР.
Южный сектор ВНИИБЗР
Пройдя чуть дальше, мы увидели интересную картину – заброшенный домик, обтянутый уже знакомыми жёлтыми ленточками с предупреждающими знаками. Ну как не провести измерения в таком месте?
К нашему удивлению, внутри строения мы не нашли повышенного излучения. В уголке под деревом (фото выше) также никаких существенных превышений. Странно.
В отличии от наших территорий, загрязнённых продуктами распада уранового ряда, здесь, по моей информации, господствуют два страшнейших техногенных изотопа – Цезий-137 и, вероятно, Стронций-90. При этом характер загрязнения крайне локальный, и не представляет опасности для здоровья человека.
Конечно, 137Cs здесь находится явно в водорастворимом соединении и, гипотетически, может мигрировать до реки Кубань. От НИИ до Кубани по прямой меньше 1 километра. Внешнее же излучение даже в 1 мЗв/ч не представляет опасности, если, не находится в "грязном" месте сутками. А вот мелкодисперсная пыль попавшая в организм может натворить конкретных бед, поэтому мы использовали бахилы и фильтрующие маски.
Впереди показался забор. Двигаемся в южном направлении. Слева проглядывались какие-то заброшенные конструкции. Тем временем показания дозиметра вернулись к фоновым – 0,09 мкЗв/ч.
Рядом какие-то технические помещения. Друг сообщал: это территория электроподстанции. В общем данный сектор в настоящее время почти не имеет никакого отношения к деятельности нашей любимой НИИшки.
Кстати, есть информация что данная территория давно сдаётся в аренду 3-м лицам. На южном входе стоит информационная табличка «ООО РТУТЬСЕРВИС». Гугл подсказывает – контора занимается утилизацией люминесцентных лам. В общем ничего интересного по нашей радиоактивной теме.
Дальние ворота оказались закрытыми. Решаем возвращаться обратно. По пути встречаются различные строения – гаражи, заброшенные домики охраны, пост администрации и др.
И всё же нас терзал главный вопрос – какой изотоп ответственен за такой дикий фон? Чтобы получить ответ, придётся вернуться к знакомому сарайчику и запустить портативный гамма-спектрометр...
Спектрометрический экспресс-анализ
Вернувшись к сарайчику, я включил на дозиметр режим гамма-спектрометра. Измерение проводилось на расстоянии 1 метра от разбитой ампулы, мощность дозы γ-излучения составила около 35 мкЗв/ч.
Уже через 10 секунд набора спектра, на дисплее появился отчетливый "бугорок" в районе 600 кэВ. Через минуту по пику в 662 кэВ был определен радиоактивный изотоп – Цезий-137! Радиоцезий довольно коварный изотоп, с периодом полураспада в ~30 лет, и характерным мощным гамма-каналом излучения.
Собственно так и подтвердилась информация, что основным изотопом-загрязнителем на территории ВНИИБЗР выступает 137Cs. Кстати насчёт стронций-90 у меня имеются сомнения. Поэтому не берусь утверждать, что в загрязненном почвенном слое может быть также и радиоактивный стронций, являющийся чистым бета-излучателем. Увы, наши приборы не способны в экспресс-режиме идентифицировать подобные изотопы в полевых условиях.
Выше показываю скромную карту с гамма-съёмкой около сарайчика. Цифрой 1 отмечена территория у "ангара", цифрой 2 – оцепленная территория с 7-ю скважинами, где МЭД стабильно превышает показания в 10 мкЗв/ч.
Заключение
Заброшенный сектор у НИИ действительно можно называть территорией с повышенной радиацией. Однако не стоит разводить лишнюю панику и, тем более, сравнивать объект с Чернобыльской зоной отчуждения. Радиационное загрязнение на БЗРе имеют слишком локальный характер. По факту это небольшие (до от 50 см до 10 метров) участки, где МЭД в несколько раз превышает фоновые показания. Действительно неприятным местом можно отметить участок с битыми ампулами, где МЭД может достигать 2500 мкЗв/ч.
Полагаю в скором будущем территория предприятия будет полностью рекультивирована и о радиоактивных аномалиях будут напоминать лишь фото в Интернете. Спасибо за внимание!
Смотри также
Прогулка на хранилище радиоактивных отходов
Радиоактивные пруды-отстойники на южном склоне горы Бештау
Радиационные аномалии на окраине города Лермонтов | ГМЗ, гамма-съёмка и полигон захоронения РАО
Ночные поиски урана в Зоне Великого обрушения на горе Бештау