Найти в Дзене

Сквер Нестерова в Нижнем Новгороде

Первая в мире “мёртвая петля” на самолёте…. первый в истории групповой перелёт на самолётах…. первая в истории авиации киносъёмка во время полёта… первый в мире воздушный таран…. Знаменитый русский лётчик Пётр Николаевич Нестеров прожил всего 27 лет, из которых только 2 года занимался лётным делом. Однако за это время он успел сделать очень много для молодой, зарождающейся в те годы авиации и навсегда оставить в ней свой ярчайший след. ✔ Будущий авиатор родился в 1887 году в Нижнем Новгороде. Судьба вела его по карьерной лестнице артиллериста, но призванием оказалась авиация, которая в те годы была на пике популярности. Поняв, что хочет заниматься только воздухоплаванием, в октябре 1911 года Нестеров добился своего зачисления в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. В 1912 году сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика. В том же году он выполнил уникальный для того времени 13-часовой полёт на аэростате на расстояние в 750 вёрст на высоте 3400 метров. ✔

Первая в мире “мёртвая петля” на самолёте…. первый в истории групповой перелёт на самолётах…. первая в истории авиации киносъёмка во время полёта… первый в мире воздушный таран….

Знаменитый русский лётчик Пётр Николаевич Нестеров прожил всего 27 лет, из которых только 2 года занимался лётным делом. Однако за это время он успел сделать очень много для молодой, зарождающейся в те годы авиации и навсегда оставить в ней свой ярчайший след.

✔ Будущий авиатор родился в 1887 году в Нижнем Новгороде. Судьба вела его по карьерной лестнице артиллериста, но призванием оказалась авиация, которая в те годы была на пике популярности. Поняв, что хочет заниматься только воздухоплаванием, в октябре 1911 года Нестеров добился своего зачисления в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. В 1912 году сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика. В том же году он выполнил уникальный для того времени 13-часовой полёт на аэростате на расстояние в 750 вёрст на высоте 3400 метров.

✔ В августе 1913 года Нестеров возглавил первый в истории групповой перелёт тремя самолётами по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка.

✔ На заре становления авиации лётчики не выполняли кренов на самолётах, а летали “блинчиком”, держа планер строго горизонтально. Нестеров начал летать, используя виражи и крены. Это были первые попытки пилотажа на самолёте. Искренне увлечённый полётами, он глубоко понимал принципы воздействия воздуха на плоскости самолёта и сумел рассчитать и выполнить на практике манёвры, которых раньше никто не делал. Нестеров был уверен, что на самолёте возможно не только летать “в горизонте”, но и выполнять вертикальные фигуры. Для выполнения петли в вертикальной плоскости и полёта “вверх ногами” Нестеров провел расчёты, доказавшие, что воздух сможет удержать самолёт в перевёрнутом состоянии, а центробежная сила не даст лётчику выпасть из кабины.

27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем Пётр Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор IV» замкнутую "мёртвую" петлю в вертикальной плоскости, став основоположником высшего пилотажа. Фигура получила название "петля Нестерова".

Нестеров был не только лётчиком. Хорошо зная математику и механику, он занимался конструированием самолётов и двигателей, строил летательные аппараты. Продолжить эту деятельность помешала война...

✔ 26 августа (8 сентября) 1914 года, защищая свой аэродром от австро-венгерского самолёта-разведчика «Альбатрос», в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, Нестеров пошел на воздушный таран. Самолёты тех лет не были оснащены оружием, а сбить разведчика с земли не представлялось возможным из-за высоты его полёта. И других способов справиться с врагом в сложившейся ситуации не было.

Нестеров шел на таран не бездумно. Этот маневр тоже был высчитан и продуман. Лётчик был уверен, что сможет колёсами шасси нанести критические повреждения самолёту противника, а сам после этого безопасно приземлится. Однако при выполнении тарана он ошибся и столкновение было таким, что в результате разрушились оба самолёта. Все пилоты погибли.

Это был первый в истории авиации воздушный таран. Нестеров погиб в возрасте 27 лет.

Кстати, через несколько месяцев другой лётчик применил методику Нестерова и сбил немецкий аэроплан колёсами своего самолёта, после чего благополучно вернулся на аэродром.

***

На родине лётчика, в Нижнем Новгороде, около Верхневолжской Набережной есть улица, носящая имя Петра Николаевича Нестерова и одноимённый сквер, в котором создан памятный комплекс.

Памятник легендарному военному лётчику был установлен в 1987 году, в честь его 100-летия. Авторы: архитектор Юрий Воскресенский и скульпторы народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Иулиан Рукавишников и его сын заслуженный художник РСФСР Александр Рукавишников. Дочь Петра Нестерова, Маргарита, помогала авторам в работе, предоставив редкие фотографии отца, снятые в разные годы.

С высокого постамента бронзовый лётчик смотрит на Волгу, на крутой волжский откос, где на краю обрыва установлен макет самолёта “Ньюпор IV”. Именно на таком он первым в мире выполнил “мёртвую петлю”.

-3
-4
-5

В сквере стоят четыре стелы в форме самолётных крыльев. На них — четыре наиболее значимых этапа жизни лётчика: рождение в Нижнем Новгороде, групповой перелёт, мёртвая петля и воздушный таран, в результате которого Нестеров погиб.

***

В Школьном переулке Нижнего Новгорода перед входом в институт Конфуция стоит небольшая будка теплового пункта. На её стене, обращенной к дороге, нарисован портрет Петра Николаевича Нестерова, его краткая биография и выдержки из статьи о нём, напечатанной в художественно-литературном журнале "Искра", №35 от 7 сентября 1914 года.

-7
-8

***

Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года в системе государственных наград России учреждена медаль Нестерова.

-10

Медалью Нестерова награждаются военнослужащие военно-воздушных сил,

авиации других видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, при несении боевой службы и боевого дежурства, при участии в учениях и манёврах, за отличные

показатели в боевой подготовке и воздушной выучке, за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолетовождения и иные заслуги.

***

Современный высший групповой и одиночный пилотаж на военных самолётах и вертолётах