Найти в Дзене
Эффект Зейгарник

Черный квадрат как диалог меж искусством и психологией: психологическая реакция на абстракцию

Когда вы закрываете глаза, что вы чувствуете? Спектр эмоций может варьироваться от абсолютного опустошения и странного спокойствия, присущего затишью, до всплеска фантазий, бурного, похожего на водоворот. Контролируемый или навязчивый. Закрывая глаза, мы остаемся наедине с нашим разумом, и позволяем всем самым потаенным чертям выбраться наружу. Но что, если кто-то выдернет кусок ничего из вашего сознания и расположит его на холсте? Дерзко? Еще бы. Именно поэтому Черный квадрат Малевича оценивался и продолжает оцениваться в столь смешанном формате. Впервые мы смотрим не на авторскую душу, а на отражение собственной. Никогда поиск своих смыслов в чужом произведении не был таким буквальным. И это то, о чем интересно поговорить. Малевич не всегда был известен благодаря Черному квадрату. Он писал много отличных картин, но мировую известность принесла ему черная краска на белом холсте. В долгосрочной перспективе художники прежде всего соревновались меж собой в изображении реального

Когда вы закрываете глаза, что вы чувствуете? Спектр эмоций может варьироваться от абсолютного опустошения и странного спокойствия, присущего затишью, до всплеска фантазий, бурного, похожего на водоворот. Контролируемый или навязчивый.

Закрывая глаза, мы остаемся наедине с нашим разумом, и позволяем всем самым потаенным чертям выбраться наружу. Но что, если кто-то выдернет кусок ничего из вашего сознания и расположит его на холсте?

Дерзко? Еще бы. Именно поэтому Черный квадрат Малевича оценивался и продолжает оцениваться в столь смешанном формате. Впервые мы смотрим не на авторскую душу, а на отражение собственной. Никогда поиск своих смыслов в чужом произведении не был таким буквальным. И это то, о чем интересно поговорить.

Малевич не всегда был известен благодаря Черному квадрату. Он писал много отличных картин, но мировую известность принесла ему черная краска на белом холсте.

В долгосрочной перспективе художники прежде всего соревновались меж собой в изображении реального мира в той или иной плоскости. Лица, пейзажи и знакомые сюжеты являлись важной составляющей искусства чуть ли не с этапа его зарождения. Еще наскальная живопись повествовала о том, что видели древние люди. Изображать то, что видеть.

Но как изобразить ничто? Пребывая в этом поиске нового художественного языка, Казимир Малевич, ранее писавший картины в жанрах реализма и импрессионизма, проходит путь через футуризм и находит себя в абстракции. Если же не себя, то инструмент, через который он может привносить в мир идеи, переворачивающие все с ног на голову (буквально, как и сам квадрат, висевший вверх ногами).

Люди попросту такого никогда ранее не видели, а подлинная реакция психики на неизвестное — страх в жгучей смеси с любопытством. Это защита: своих интересов, своего видения, своего внутреннего ощущения от просмотра и ощущения, что чернота вызывает чувства. И, возможно, в этом есть что-то неправильное. Это нападение: на отличное мнение, на изменения. Закостенелый флегматизм, неприемлющий нового и обороняющий старое. Это сомнения: перед собой и обществом, перед правовой выбора и тем, заслуживает ли искусство таких бурных обсуждений.

Для людей 1915-х это прорыв. Корректнее сказать, разрыв шаблона.

-2

В конечном итоге картина, созданная, чтобы рушить устои искусства, быстро обросла психологизмом. Искусство затрагивает философию, а психология философию продолжает.

Психологи принялись исследовать, как быстро мозг человека достраивает смысл, не имея базовой предметной картины.

Как групповое давление способно влиять на мнение общества. Феномен "великого", если это находится в музее.

Вероятно, велико не столько само подобное искусство, сколько автор, вызвавший волну из падающих домино. Одни за другим ищут смысл и тут же бросаются его отрицать.

Отсюда же проложена дорога всех тех методов, когда из абстракции человек достраивает собственный смысл, а специалист (тот же психолог) формирует мнение о внутренних процессах, исходя из полученных ответов. Работа с подсознанием неразрывно идет с данной методикой.

И поскольку Черный квадрат являлся всем и одновременно ничем, окончанием старого и зарождением нового, психологи быстро подхватили этот формат. Вырастили эдакий собственный символизм нулевой точки, использующийся в психологии, чтобы докопаться до того, что скрыто не только от специалиста, но и от глаз самого клиента.

Подводя итоги, Черный квадрат не стал началом новой эры в психологии, но подарил ей важный инструмент.

-3

Прежде всего данная картина — тест на восприятие и отношение. Как отнесется к картине человек, что знает контекст времени и ее появления на свет? Как отнесется несведущий? Будет ли человек склонен к положительной оценке в толпе обожателей или к негативной в окружении скептиков?

Это проверка на прочность, на устойчивость психики, возможность отстаивания своего мнения, силу духа и толерантность перед неизвестным. Оно пугает? Завораживает? Раздражает? Какие первобытные чувства вызывает в вас картина, написанная, чтобы рушить устои? С этой целью она прекрасно справляется и по сей день, приковывая пытливые умы и острые взгляды иронии.

-4

В комментариях я приглашаю вас поделиться собственным отношением к картине, к творчеству Казимира Малевича, возможно, к личности автора в целом и того периода, стало быть, общества. Дискуссии приветствуются.

На этом у нас все.