Найти в Дзене
Forbes Sport

Эмирова победа: «Сити» добился поблажек, это может изменить самую богатую лигу мира

Оглавление
Игроки «Манчестер Сити» (Фото Dave Thompson / AP Photo)
Игроки «Манчестер Сити» (Фото Dave Thompson / AP Photo)

Английский футбольный клуб «Манчестер Сити» договорился с руководством Английской Премьер-лиги (АПЛ) о мировом соглашении по поводу коммерческих сделок команд с ассоциированными спонсорами. Это не значит, что все финансовые проблемы «горожан» позади, но открывает возможности, чтобы избежать больших трудностей. Forbes Sport рассказывает, как соглашение может изменить английский футбол и сделать разрыв между АПЛ и другими лигами еще более заметным

АПЛ ввела ограничения из-за опасений огромных вливаний в «Ньюкасл» из Саудовской Аравии

Как сообщает The Times, «Сити» смог добиться важнейшего послабление, которое открывает путь к «легальному» получению дополнительных десяткой миллионам фунтов. Речь об «ассоциированных сторонах» (APT) — это очень запутанный элемент всех экономических регламентов, направленный на то, чтобы разграничить вложения владельца клуба и вложения от компаний, принадлежащих владельцам.

В АПЛ действует механизм, позволяющий оценивать рыночность заключаемых спонсорских соглашений — в том числе, и с компаниями, принадлежащими акционерам клубов. Примерно по такому же принципу работает финансовый фейр-плей в УЕФА. Однако «Сити» несколько лет не признавал правила отслеживания соглашений, из-за чего даже подал в суд на лигу.

Теперь же стороны добились мирового соглашения: руководство «Манчестер Сити» полностью признало законность и целостность правил. И в свою очередь, как отмечает Daily Mail, это моментально разблокировало обновленную спонсорскую сделку с Etihad Airways.

Споры начались в 2021 году, когда Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) выкупил «Ньюкасл». Эта покупка насторожила руководство лиги и другие команды, так как финансовое превосходство саудитов над всеми остальными очень велико.

Поэтому через два месяца после покупки «Ньюкасла» АПЛ ввела новые правила по АРТ. Согласно новым нормам, клубы не могут завышать стоимость коммерческих сделок с компаниями, который связаны с их владельцами. Подобные спонсорские соглашения должны проходить оценку у независимого аудитора, которые покажут реальную «рыночную» стоимость.

Это правило не позволяет PIF просто  выделить «Ньюкаслу» любую сумму взамен на титульное спонсорство, либо продажу нейминг-прав на стадион. Собственно, именно из-за этого клуб с севера Англии постоянно ходит на пороге серьезных санкций за нарушение PSR (правила по финансовой устойчивости в АПЛ). В первые годы при саудовцах «Ньюкасл» завершал с убытками более £70 млн за сезон — рекордными в истории команды.

Однако правила распространяются не только на «Ньюкасл», но и вообще на все клубы АПЛ. Лига запретила «быстрые вливания средств» в команды, как это неоднократно происходило ранее. Тот же «Сити» после покупки шейхов из ОАЭ таким образом смог быстро подняться в список сильнейших команд мира. В 2023 году АПЛ, руководствуясь обновленными нормами, заблокировало сделку «Сити» с Etihad Airways.

«Манчестер Сити» два года боролся, чтобы АПЛ одобрила новое соглашение

«Манчестер Сити» и авиакомпания из ОАЭ сотрудничают с 2009 года, когда команда была выкуплена инвесторами из Ближнего Востока. В 2011-м стороны заключили новое соглашение на выгодных условиях, по которому Etihad Airways стала титульным спонсором и приобрела права на нейминг стадиона. По условиям сделки клуб получил 

£400 млн, но в 2023 году стороны захотели обновить соглашение на еще более выгодных условиях. Правила АРТ не позволяли этого сделать: лига и аудиторы посчитали, что контракт оказался сильно завышенным.

Одновременно в 2020-м УЕФА отстранил «Сити» от еврокубков из-за финансовых нарушений. Согласно отчету, а также по данным расследования немецкого Der Spiegel, c 2012 по 2016 годы «Сити» предоставлял УЕФА фальсифицированные финансовые документы. Союз посчитал, что именно шейх Мансур — глава инвестиционной группы Abu Dhabi United Group (ADUG), владеющей клубом — покрывал за свой счет большую часть расходов команды, в то время как Etihad мог быть просто «ширмой». «Сити» оспорил этот тезис и смог добиться снятия бана от еврокубков, так как расследование УЕФА было проведено с нарушениями.

Однако регуляторы в АПЛ не зависят от УЕФА, поэтому лига заблокировала сделку в 2023-м. Уже через год «Манчестер Сити» подает иск против руководства Премьер-лиги, называя запрет «дискриминационным». По мнению владельцев «горожан», бан соглашения дает поблажки соперникам.

И осенью 2024 года произошло неожиданное — суд встал на сторону клуба. Он посчитал, что действия АПЛ являются финансовой дискриминацией. После чего «Манчестер Сити» начал лоббировать полную отмену правил и введение новых. При этом сама лига тоже не решилась отстаивать свои действия в независимым суде, поступив иначе: на голосовании клубов АПЛ было предложено изменение в правилах, которое меняло формулировку ограничений. Только четыре команды из 20 выступили против изменений — «Манчестер Сити», «Астон Вилла», «Ньюкасл» и «Ноттингем» (все они находится в тяжелом положении в отношении PSR), и большинством голосов новые ограничения были приняты.

Сложилась спорная ситуация: суды приняли сторону «Сити» и потребовали отменить старые правила, которые в лиге уже не действуют. Это и позволило затянуть процесс почти на год. В октябре 2025-го должен был состояться решающий суд, но стороны успели прийти к мирному заключению. При этом большая часть норм, ранее мешавшая крупным сделкам с ассоциированными спонсорами, отменена.

Можно сказать, что «Сити» выиграл в этой затяжной, многолетней борьбе. Клуб может официально заключить новую сделку с Etihad Airways, заметно расширив свои возможности и пространство в PSR и финансовом фейр-плей УЕФА. Но только после утверждения от АПЛ. В свою очередь клуб согласился, что нормы по АТР необходимы и все должны их уважать.

При этом эта победа никак не отменят расследование по уже выявленным аудиторами 115 нарушениям «Манчестер Сити». Просто теперь АПЛ никак не получиться расширить список претензий.

Как мирное соглашение может изменить Премьер-лигу?

Пока АПЛ не анонсировала, как могут измениться правила АТР в ближайшее время. А эти изменения должны быть приняты на собрании руководства всех 20 клубов лиги.

С одной стороны, обновленная сделка между Etihad и «Сити» станет прецедентом. Ее размер, а также то, насколько она превосходит «реальную рыночную стоимость» может позволить всем другим командам воспользоваться опцией. Этот кейс явно будут изучать не только саудовцы. Ведь если «Сити» получит «лишние» десятки миллионов, то они должны быть доступны и «Ньюкаслу». Однако на данный момент медийный и экономический уровень у обеих команд существенно разный. Возможно, что только дальний проход в Лиге чемпионов развяжет руки клубу.

С другой же стороны, на данный момент неизвестны все подробности мирного соглашения. Возможно, что оно касается только ситуации с «Сити», который сотрудничает с Etihad более 15 лет. Именно на это клуб и ссылался  во время судебного соглашения, настаивая, что рост спонсорских выплат — норма.

Нельзя исключать, что если правила АТР останутся такими же, как год назад, то сделки «Ньюкасла» не будут быть признаны. И, что самое важное, их не признает уже и «Манчестер Сити», достигший компромисса с АПЛ. В этом случае саудовцы потеряют важнейшего «союзника».

Фактически, ситуация только начинает обостряться. Следующий ход уже за «Ньюкаслом». И если они продавят свои правила, то мало что может остановить все других владельцев команд АПЛ вкладывать завышенные средства от своих компаний. И тогда экономический разрыв между Премьер-лигой и всеми другими лигами станет еще более внушительным, но и в самой лиге резко вырастет разрыв между клубами, зарабатывающими традиционными методами, и клубами, принадлежащими инвестиционным фондам и арабским шейхам.