Юрий Борисов — один из самых востребованных и загадочных российских актёров своего поколения, чей путь от выпускника Щепкинского училища до номинанта на «Оскар» кажется ослепительно быстрым и триумфальным. Однако за сдержанным публичным образом и ролями суровых героев скрывается сложная и противоречивая личность: его откровения шокируют, мотивы вызывают недоумение, а поступки порой балансируют на грани скандала...
1. Путь в актёры из-за лени и желания "валять дурака"
Юра Борисов откровенно признаётся, что изначально попал в актёрскую профессию не из-за высокой любви к искусству, а из-за желания избежать традиционной учёбы и работы. В школьные годы он увидел в театральной студии возможность "отлынивать от уроков" и "вести всякие мероприятия, играть спектакли". Он прямо заявляет: "Мне просто нравилось валять дурака. И продолжает нравиться до сих пор. Ведь что такое актерская профессия? Это клоунада, причем без навыков. Валяние дурака в чистом виде". Этот циничный взгляд на собственную профессию может шокировать тех, кто считает актёрство служением искусству.
Некоторые зрители и критики, узнав о такой мотивации, скептически относятся к его серьёзности как артиста. Например, на форумах можно встретить комментарии в духе: "Обычный. Один из многих", что может быть отголоском восприятия его не как трудолюбивого профессионала, а как человека, которому просто повезло. Однако нельзя отрицать, что даже такой "несерьёзный" подход привёл его к международному признанию.
2. Многолетние ухаживания за будущей женой
Со своей будущей женой, актрисой Анной Шевчук, Борисов познакомился ещё на вступительных экзаменах в Щепкинское училище. Разница в возрасте в два года тогда показалась ему "катастрофичной", и он несколько лет добивался её внимания довольно экстравагантными способами: "Перелезал из своего окна в ее окно. Ну то есть я вылезал из своего окна, по стене лез к ее окну, стучал, а она смотрела на меня, как на придурка, и не открывала". Его настойчивость в итоге возымела успех, и к концу учёбы они стали парой.
В браке у них родились две дочери, но Борисов откровенно признавался, что мечтал о сыне: "Не скрою, хотел сына. Но принимаю рождение второй девочки как испытание, данное мне Богом. Значит, надо кое-что понять и переосмыслить". Это высказывание может показаться болезненным или даже обидным для его дочерей, когда они вырастут и прочитают его, ведь создаётся впечатление, что их рождение было не радостью, а испытанием.
3. Фанатичная религиозность и последующее разочарование
После окончания училища Борисов пережил период интенсивных духовных поисков, которые привели его сначала в эзотерику, а затем в христианство. Он стал "очень религиозным человеком", и это помогло ему "очиститься от разных метаний и зависимостей". Однако со временем его рвение переросло в фанатизм, который его самого же и напугал.
Он разочаровался в институте церкви, заявив: "Покаяние, в котором существует православный христианин, граничит с рабством". Такой резкий разрыв с религиозными догмами и публичная критика православия могли вызвать неоднозначную реакцию в консервативных кругах. Сейчас актер дистанцируется от религиозных институтов, хотя и продолжает верить в Бога.
4. Рискованная готовность к ролям: история с зубами
Борисов известен своей готовностью на крайние меры ради полного погружения в роль. Однажды он всерьёз рассматривал возможность удалить все свои зубы, чтобы затем на штырьки можно было надевать "нужные зубы" в зависимости от требований каждой новой роли. Этот шокирующий план так и не был воплощён в жизнь, но он ярко иллюстрирует его одержимость профессией и желание стереть грань между собой и персонажем.
Такой радикальный метод перевоплощения вызывает неоднозначные оценки. С одной стороны, это восхищение преданностью искусству: "Коллеги отмечают, что Борисов даже вне камеры любит оставаться в образе". С другой стороны, подобные идеи могут восприниматься как опасное помешательство и неуважение к собственному телу. К счастью, пока он обходится менее кардинальными методами, такими как работа таксистом перед "Кентавром" или поездки в плацкарте перед "Купэ №6".
5. ЧП на съёмках: история с тонущим актёром
Во время съёмок одного из проектов в Абхазии Борисов чуть не утонул, выполняя рискованный трюк. По сюжету ему нужно было плыть за лодкой в ледяной воде апреля и в последний момент схватиться за борт. Однако лодка проплыла в сантиметрах от него, оставив актера в открытом море в 500 метрах от берега. Катер заглох, а режиссёр, вместо того чтобы немедленно спасать актёра, кричал: "Тебя снимает коптер. Давай, пока они заведутся, снимем, как ты плывешь".
Борисов описывает этот ужасающий опыт: "Я плыву, хотя руки и ноги уже сводит, силы кончаются, начинаю тонуть. И все видят, что происходит, но помочь мне никто не может".
6. Побег из театра "Сатирикон" и неприятие рутины
После блестящего окончания Щепкинского училища Борисов вместе с другом был приглашён в знаменитый "Сатирикон" Константина Райкина. Несмотря на почётность приглашения, он очень быстро ощутил острое разочарование. Он столкнулся с тем, что театр — это не только "разговор с Богом", но и рутина, необходимость играть даже в тех спектаклях, которые "не очень нравятся".
Он не выдержал такого распорядка и "просто сбежал". Этот поступок мог быть воспринят в театральной среде как непрофессиональный или даже опрометчивый — бросить престижную сцену и стабильность. Однако для Борисова это был выбор в пользу свободы и кино, где съёмки напоминают "короткое приключение".
7. "Любовь" в паспорте как вызов системе
Делая новый загранпаспорт, Борисов, получив документ и будучи обязанным расписаться, решил поступить нестандартно. Вместо подписи он написал в графе слово "любовь". Его объяснение было простым: "Я подумал: что же из всего разнообразия нарисовать или написать? Написал «любовь»". Более того, он ждёт момента заменить и российский паспорт, чтобы повторить там эту надпись.
8. Пренебрежение к фестивалям и красным дорожкам
В отличие от многих коллег, Борисов не получает удовольствия от светской жизни и всеобщего внимания. Он открыто заявляет: "Фестивали и ковровые дорожки актер не любит... Если можно отказаться от них не в ущерб проекту, я откажусь". Он объясняет это тем, что для него актерство — это работа, а не повод для публичности, и внимание ему "не очень нравится", ему "сложно".
Такой подход может быть истолкован как скромность и сосредоточенность на главном, но также может восприниматься как высокомерие или неуважение к индустрии, где нетворкинг и публичность часто являются неотъемлемой частью профессии.
9. Скандальная роль инцеста в "Отчем береге"
Одной из самых противоречивых работ в карьере Борисова стала роль Степана в сериале "Отчий берег", где его персонаж вступает в запрещенную связь с сестрой (её играет Виктория Толстоганова), не зная, что они не родные. Сериал был окрещён "вторым «Вечным зовом»", а основной "приманкой для зрителя" стал именно скандальный сюжет об инцесте.
На вопрос о необходимости такой откровенной сцены Борисов отвечал, что это "высшая точка греха" матери, который дети должны искупить. Однако сам актер относится к постельным сценам философски: "Пошлость возникает тогда, когда ты относишься к сексу как к чему-то особенному".
10. Почти упущенный шанс на "Вторжение"
Борисов мог вообще не попасть в блокбастер "Вторжение" Фёдора Бондарчука. Его уже приглашали на пробы для предыдущего фильма режиссёра, "Притяжение", но его трактовка инопланетянина — немого, хватающего воздух руками — не совпала с концепцией фильма, и роль ушла Александру Петрову. Поэтому, когда поступило приглашение на "Вторжение", актер был настроен скептически и хотел отказаться.
Его спасла жена, Анна Шевчук: "Жена всегда напоминает мне о том, что я чего-то хотел и рано опустил руки". Именно она уговорила его не отказываться от возможности.
11. Раннее отцовство и жизнь в коммуналке
Борисов стал отцом очень рано, в 22 года, едва окончив театральный вуз. На этот период пришлась и жизнь в коммуналке, что создавало дополнительные трудности для молодой семьи. Несмотря на сложности, он всегда подчёркивает, что семья для него важнее карьеры. Вместе с Анной они воспитывают двух дочерей — Марфу и Акулину.
Имя для младшей дочери было выбрано необычно: "Мы открыли святки, и на этот день выпадали всего два имени: Евдокия и Акулина. Мы внимательно посмотрели на дочь, она была явно не Евдокией".
12. Скрытность и нежелание говорить о личном
Юра Борисов — один из самых закрытых российских актёров своего поколения. Он редко даёт интервью, практически не ведёт социальные сети и избегает обсуждения личной жизни. Он считает, что за него должны "говорить его работы". Эта позиция вызывает уважение, но также порождает спекуляции и недоверие со стороны некоторых медиа и зрителей, привыкших к тотальной прозрачности знаменитостей.
13. Неоднозначное мнение о сериалах и скрытая критика жены
В интервью 2017 года Борисов невольно вовлёк свою жену, Анну Шевчук, в лёгкий скандал, раскритиковав сериалы. Он сказал, что она "мало снималась" именно потому, что "особенно не любит сериалы, понимая, что это пошло и некрасиво". Это заявление прозвучало так, будто он разделяет её позицию, что автоматически выносило приговор целому пласту отечественного кинематографа.
Подобное высказывание могло быть воспринято как высокомерное и неуважительное по отношению к коллегам, которые успешно работают в сериальном формате.
14. Шокирующая откровенность: обнажённая съёмка для журнала
В отличие от своей скрытности в личной жизни, Борисов достаточно раскрепощён как артист. Он согласился сняться полностью обнажённым для питерского глянцевого журнала. Фотография была сделана в эстетичном ключе: актер стоял под деревенским душем, а фотограф запечатлел его с тыльной стороны. Для российского актёра такого уровня такая откровенная съёмка — достаточно смелый и редкий поступок.
Для некоторых поклонников и критиков такая откровенность может показаться излишней и даже постыдной, выходящей за рамки приличий. Однако сам Борисов, судя по всему, не видит в этом ничего предосудительного, демонстрируя здоровое отношение к собственному телу и воспринимая это как форму современного искусства и самовыражения, а не как пошлый жест.
15. Номинация на "Оскар" и обвинения в "политическом" выборе
Номинация Борисова на "Оскар" за роль в "Аноре" стала вершиной его карьеры, но была омрачена спекуляциями о том, что она политическая. Критики и зрители отмечали, что его экранного времени мало, а роль русского охранника Игоря, "недалёкого русского", была сочтена стереотипной. Некоторые считали, что номинация — это жест "дружбы" или политкорректности, а не признание актёрского мастерства.
А что вы думаете о Юре Борисове, уважаемые читатели? Хороший актер или герой своего времени? Напишите свое мнение в комментариях!