- А вы знали, что любимая фраза кинокритиков «бог из машины» уходит корнями в IV век до нашей эры?
- И что Агнес — новая героиня сериала «Уэнсдей» — это сплошной рояль в кустах?
Вот о первом я не знала, а второе хотелось бы обсудить.
Насколько вообще необходимо было вводить персонажа с читерскими способностями, который без каких-либо объяснений может оказаться в нужное время в нужном месте? И быстро разрешить проблему, от которой страдали на протяжении всего сезона все герои?
Всем привет, на связи Нэви, это мой Режиссерский дневник, и сегодня поговорим о приеме «бог из машины» на примере второго сезона «Уэнсдей».
Если честно, я удивилась, что эта фраза обозначает… буквально спускающегося при помощи механизма (лат. Deus ex machina) на сцену бога, который неожиданно разрешал сложную или безвыходную ситуацию в конце спектакля античного театра.
Конечно, бог здесь — это тоже актер.
Можно найти частое упоминание этого приема в трагедиях древнегреческого драматурга Еврипида. В одной «с небес» спускается Дионис, который предсказывал дальнейшую судьбу героев и наказывал провинившихся. В другой героиня спасается благодаря колеснице, посланной богом солнца Гелиосом.
Прием настолько укоренился, что дошел до нашего времени.
И стал обозначать внезапную и неправдоподобную развязку сюжета за счет маловероятных событий или вмешательств. Такой прием часто критикуется за излишнюю натянутость, хотя в художественных произведениях и фильмах используется до сих пор как способ быстро решить запутанный сюжет.
И в этот момент на сцену вступает Агнес ДеМилл. Новая героиня, которую ввели во второй сезон «Уэнсдей». Девушка-изгой обладает очень удобной для шпионажа (и сценарной лени) способностью, о существовании которой в первом сезоне не было упомянуто — она невидимка.
И здесь начинаются проблемы.
Если даже не обращать внимания на то, что в начале она могла легко ранить или даже убить Инид и Уэнсдей в попытках понравится последней, это в целом вписывается в концепцию сериала.
То остается чит-код, который сценаристы использовали в любых сложных поворотах сюжета, не особо заботясь о том, насколько это уместно.
Думаю, нет смысла сейчас описывать все такие моменты. Вы легко сможете вспомнить минимум десяток. Давайте остановимся на последних двух.
СЦЕНА БАЛА
Мы можем предположить, что Агнес — просто гений танцев, если смогла выучить хореографию партнера Инид, только наблюдая за ними. И мы не будем задавать вопросы, почему она учила партию не самой Инид, что было бы логичнее — ведь Агнес тоже девушка…
Хорошо, допустим… Но вот сцена с похищением часов директора, которые защищали его от чар сирен, уже выглядит чересчур притянуто за уши, вам так не показалось?
И я думаю, что это тот самый чит-код приема «бог из машины». Где сезонный конфликт решается одной кражей.
За весь этот год ни Бьянка, ни Аякс, ни Уэнсдей, ни сама Агнес, которая, как мы помним, появлялась всегда в нужном месте в нужное время, как будто у нее в принципе отсутствуют пары в «Неверморе»… не удосужились провернуть что-то подобное до предпоследней серии. Все так или иначе пересекались, как-то общались, Агнес за многими следила, но как удобно было закончить всё подобным образом?
Выглядит эффектно, бесспорно. Но не особо логично. Весь этот план сшит белыми нитками и мог посыпаться от любых неудачно сложившихся обстоятельств.
Агнес в этой сцене решает конфликт одним своим существованием. И можно это было сделать не так театрально. Но факт остается — способности девушки и ее присутствие в сюжете — это чит.
СЦЕНА В ЛЕСУ
Как удобно, что в момент, когда родители забирали всех из академии, Агнес внезапно именно в этот год решила сбежать от отца на заправке. Пешком вернулась в «Невермор». Нашла там Уэнсдей. Молча проследила за ней (иначе как Агнес нашла ее в лесу?) и сразу же кинулась за помощью к Инид.
Именно к девочке-оборотню, которой именно в это полнолуние нельзя было обращаться, чтобы навсегда не остаться волком.
В итоге все складывается крайне «удобно» для развития конфликта и затравки на третий сезон.
Выглядит ли это драматично? — Да.
Есть ли в этом логика? Хм. Сомнительно.
Но способности Агнес и ее «удачное» в кавычках появление снова выступают элементом «бога из машины». Ведь если бы не ее появление, то никто бы не откопал Уэнсдей, которая, в свою очередь, не спасла бы Пагсли.
Слишком много совпадений и условностей на долю одного персонажа.
Кино на самом деле в целом искусство, которое состоит из условностей. Мы не задаемся вопросом, как существует мир, в котором живут оборотни, сирены, Горгоны… Мы принимаем эту условность как правило. И верим эмоциям героев.
Но важно держать баланс происходящего и все-таки существовать в каких-то рамках, более-менее встраивающихся в логику. Иначе такой персонаж, который обладает сверх «читерскими» способностями, может поломать всю веру в происходящее.
Лично мне второй сезон понравился. Единственное, возможно, он более перегружен событиями и сюжетными ветками.
Да и сама Агнес вышла интересной личностью. У нее свои проблемы, конфликты, ее одержимость — в общем, она не «плоская картонка» и не декорация для других. В телеграм-канале написала небольшой разбор ее арки персонажа.
Но вот способность Агнес и то, как она была использована, повлекло за собой очень много вопросов, которые, в свою очередь, указывают на множество сюжетных дыр и местами на сценарную лень…
А как вы думаете, насколько оправдано был использован этот прием?