Елизавета Кудрявцева о глубоком исследовании человека и мира через психологию и искусство.
Елизавета Кудрявцева – междисциплинарная художница, психолог. Работает в различных медиумах: живопись, коллаж, видео-арт, саунд-арт, перформативные практики. Изучает органическую психическую природу человек, а еще исследует процессы трансформации в рамках взаимопроникновения космического и психоаналитического в пространстве и времени. Участница персональных и групповых выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Цюрихе. Ее работы находятся в частных коллекциях на территории России, Европы, США и Канады.
Елизавета, ты мультидисциплинарный художник, психолог, арт-терапевт. Кем ты себя больше ощущаешь: художником или наоборот психологом?
На данный момент художник доминирует. Долгое время я балансировала между этими гранями, исследуя их пересечения и ища гармоничное равновесие. Сейчас я больше сосредоточена на художественной практике, где я вплетаю психологические и арт-терапевтические подходы, трансформируя их в многослойные нарративы.
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия — это метод психологической работы, где творчество помогает выразить эмоции, справиться со стрессом и лучше понять себя. Это безопасное пространство для исследования внутреннего мира через образы, формы и цвета, где не важен художественный навык, а важен сам процесс.
Для меня арт-терапия — это мост между психологией и искусством. Как художник и психолог, я использую её в своих проектах, чтобы глубже исследовать человеческую природу. В моих коллажах, например, я перерабатываю личные и коллективные переживания, создавая визуальные истории, которые помогают осмыслить эмоции и найти внутреннюю гармонию.
Елизавета, где грань между арт-терапией и искусством?
Для меня, наверное, грань в намерении: терапевтический коллаж может стать искусством, если я дорабатываю его до универсального смысла и диалога со зрителем.
Вообще эта грань подвижна. В моих проектах я часто начинаю с терапевтического импульса — работы могут рождаться из личных эмоций. А затем я сознательно выстраиваю их в художественную форму, добавляя слои смысла, чтобы они говорили не только мне, но и зрителю, приглашали к диалогу.
Но бывает и совсем наоборот. Начинаю работать с крупным общим вопросом в рамках художественной практики и пробую переосмыслить его через свой личный опыт и эксперимент с использованием в том числе арт-терапевтических техник.
Как мы выяснили, арт-терапевтом можно стать, не будучи художником. А человек, который находится в арт- терапии, может результат проработки назвать искусством и делать выставки?
Каждый человек естественно может делать все, что ему хочется в рамках социально разрешенных форм. Практика выставок из арт-терапевтического материала достаточно широко применяется в настоящее время. Чаще это выставки терапевтических групп по итогу работы, и чаще они проводятся для близких. Но также не редко встречаются выставки результатов своей терапевтической работы среди художников.
Мы состоим из того, что читаем, смотрим, слушаем и т.д. Есть мнение специалистов, что некоторые произведения могут нанести вред психологическому здоровью, т.к. автор выплескивал отрицательные чувства, например, на холст, при создании музыки и т.д. И нужно тщательно проверять информацию об авторе, жизненной ситуации, читать воспоминания современников, монографии, прежде чем увлекаться тем или иным произведением. Согласна ли ты с таким мнением?
По моему мнению, да, искусство может повлиять на психологическое состояние, но необходимость тщательной проверки информации об авторе и его обстоятельствах кажется мне преувеличением. Я считаю, что искусство в первую очередь создано для рефлексии. Произведения, созданные под влиянием негативных эмоций или в сложных негативных процессах, не обязательно вредят, они могут быть, например, способом осознать, пережить и принять свои собственные эмоции, а также понять окружающих.
Вред возможен, если произведение усиливает деструктивные состояния — например, чрезмерно мрачная или агрессивная тематика может резонировать с уязвимым состоянием зрителя. Но это зависит от восприятия человека, его текущего состояния и контекста, а не только от намерений автора. Проверять биографию автора полезно для понимания контекста и расширения своей эрудиции в целом, но делать это обязательным условием — перебор. Лучше прислушиваться к своим ощущениям: если произведение вызывает дискомфорт или тревогу, стоит ограничить контакт с ним. Искусство, на мой взгляд, это зеркало, и его воздействие индивидуально.
Когда мы смотрим на красивую архитектуру или живопись, то испытываем приятные чувства, подъем настроения, ощущение радости. Как это работает? Определенные цветовые пятна, линии, которые мы созерцаем, активируют центры удовольствия в мозге?
Красивые цвета, линии и формы действительно активируют центры удовольствия в мозге, провоцируя выброс дофамина. Это вызывает эмоциональный подъём, особенно если образы гармоничны или ассоциируются с личными переживаниями. Сочетание сенсорной, эмоциональной и когнитивной реакции делает искусство мощным источником радости.
Работая в технике пондемоторного письма или абстракции, ты высвобождаешь глубинную энергию, заключенную в бессознательном. В своем манифесте ты отмечаешь, что твои живописные пространства –это приглашение к диалогу, погружение в свой внутренний мир. Означает ли это, что человек, который смотрит на твои картины, тоже может погрузиться в свое бессознательное?
Да, это именно так. Для меня важна рефлексия зрителя, его собственные ощущения и инсайты от соприкосновения с моими работами.
“Искусство, на мой взгляд, это зеркало, и его воздействие индивидуально”
Хорошо, а если речь идет не о медитации и определенной психологической практике, а о посещении галереи, выставки, как правильно смотреть абстрактные картины? Нужно обращаться к своему чувственному восприятию или читать название, комментарий и пытаться увидеть то, что изображал автор?
Я бы могла посоветовать в первую очередь опираться на свои ощущения и прислушиваться к внутреннему голосу, что чувствуешь именно сейчас. Возможно это будет каждый раз какая-то новая оригинальная игра с восприятием. Интересным может быть сравнение собственного ощущения от работы с идеей автора. Однако для чистоты эксперимента лучше вначале осознать свои собственные чувства, а потом ознакомиться с комментарием автора.
Елизавета, ты занимаешься серьезной исследовательской работой: изучаешь глубинную природу человека, взаимодействие космического и психоаналитического, их пересечение во времени и пространстве и самостоятельное существование. Можешь раскрыть детальнее этот концепт?
Моя исследовательская работа фокусируется на человеке как микрокосме, который отражает макрокосм — вселенную. Я изучаю, как внутренний мир человека (психика, эмоции, бессознательное) переплетается с космическими и природными процессами через время и пространство.
Концепт таков: человек — это не изолированная система, а узел, где соединяются психоаналитические процессы (внутренние конфликты, архетипы, желания) и космические (энергии, циклы, законы вселенной). Время и пространство — не просто декорации, а активные силы, формирующие психику и восприятие. Например, ритмы природы (сезоны, биоритмы) или космические события (магнитные бури) влияют на подсознание, поведение, творчество.
Я исследую не только человека, но и мир в целом — как эти процессы взаимодействуют, как микрокосм человека и макрокосм вселенной зеркалят и формируют друг друга, акцент на диалоге.
Что тебе дает такое глубокое многомерное понимание мира и человека?
Такое исследование мира и человека позволяет мне глубже анализировать связь между внутренним (эмоции) и внешним (космос, природа, вселенная). Это дает способность видеть не только личные конфликты, но и их место в более широком контексте.
Я очень люблю наблюдать, задавать вопросы и искать ответы.
Ты поднимаешь разные вопросы в своём творчестве, участвуя в проектах: проблема постколониальности, сохранение наследия Кавказа, исследование человека в замкнутом пространстве на примере жизни моряков дальнего плавания, работа с пространством у реки Красненькая, многогранность женской природы, тема цикличности жизни и др. Как ты приходишь к идеям своих проектов?
Часть этих тем имеет прямое отношение к моей повседневности, и я пробую, переосмыслив их, поделиться своим взглядом со зрителями. Другая часть проектов - это групповые проекты, где идею предлагает куратор, а мне интересно отразить ее через мой личный опыт и художественную практику.
Елизавета, один из интересных проектов, в котором ты участвовала в 2022 г. «Ощущаю». Можешь подробнее рассказать о нем, что дала тебе и участникам сонастройка с пространством, его фиксация и в дальнейшем переложение на холст в живописи?
Да, это был очень интересный проект, который проходил со стартом в арт-резиденции. Часть группы присутствовали офлайн, изучали местность, находили артефакты. А потом через медитативную практику я помогала другим участникам сонастроиться с пространством местности уже онлайн. Так же через проводимую мной медитацию каждый участник выбирал точку или объект на местности, с которым хочется поработать и нащупывал свой индивидуальный метод работы.
В итоге мы создали многослойное мультимедийное выставочное пространство погружения. Мы работали не только с живописью, но и с различными медиумами. В частности, я также использовала видео-арт, саунд-арт, перформативные практики.
Это был для меня и всех участников новый безусловно расширяющий опыт работы в групповом поле, такое взаимодействие друг с другом, с местностью на грани физического и метафизического и перевод этих тонких состояний в художественную форму.
Поделись, пожалуйста, лично для тебя, что дала сонастройка с пространством?
Для меня было очень неожиданно и интересно через сонастройку обнаружить нестандартный для себя на тот момент метод работы с пространством. А именно я взяла артефактные камни на местности и далее жила с ними месяц. Они были у меня дома, ездили со мной в мастерскую и собственно были проводниками, продолжали помогать мне чувствовать энергию их местности, даже когда я физически была в другом месте. Эту энергию через пондеромоторное письмо я запечатлила в живописи и после вернула камни в их дом.
В этом году ты обратилась к женской теме в проекте «Для нее»* и еще работаешь над ним. Расскажи, на какие вопросы хотела бы найти ответы в этом исследовании?
В ходе работы над этим проектом и ища ответ на основной вопрос «Где грань между подлинным «Я» и выстраиванием его ложной проекции для общества?», я сосредоточена на процессе трансформации энергии. Из разрушительной энергии я создаю вдохновляющие яркие поля, делаю осознанную перекодировку внутренних импульсов.
Елизавета, как человек тонко чувствующий мир и людей, у тебя есть понимание, почему мы оказались в точке, где многое рушится, происходят болезненные ситуации, катаклизмы и т.д. Читая новости, зачастую хочется сказать, что мир сошел с ума. Это такой цикл времени подошел, или мощная деструктивная энергия земли или космоса влияет, другое?
Сейчас действительно ощущается точка перелома. Мое понимание текущего времени складывается из нескольких слоев, где психология, циклы времени и космические процессы переплетаются.
Человечество постоянно проходит через повторяющиеся циклы, где разрушение и хаос — часть перехода к новому порядку. Исторически такие периоды сопровождаются кризисами ценностей и коллективного сознания. Сейчас же итак тяжелые процессы дополнительно отягощает глобальная цифровизация, которая перегружает страхом коллективное бессознательное. Мы живем в эпоху, где технологии опережают осознанность. Наш мозг и психика просто не поспевают перерабатывать информацию.
Люди теряют связь с собой и природой, что порождает ощущение безумия.
Хаос — это катализатор. Мы либо разрушим себя, либо переродимся в более осознанную форму. Я верю, что искусство, эмпатия и возвращение к гармонии с природой и космосом могут помочь выбрать второй путь. На то мы и люди, чтобы осознанно выбирать путь преображения.
Можешь дать совет как психолог, арт-терапевт, художник, что нам может помочь выстоять, пережить, как себя сберечь в сложные времена?
Чтобы сохранить себя, мне кажется первоочередным важна забота о себе и выстраивание честных дружеских отношений с собой и окружающим миром.
Больше замедляться, чувствовать свое тело. Мы сейчас в основном живем в голове и внешнем пространстве. Останавливаться и чувствовать мир через тело действительно ценно. Так же важно отслеживать свои эмоциональные состояния, выпускать их. Конечно я советую делать это через творчество, потому что любое творчество питает душу.
*работа опубликована в 19 номере журнала.
Беседовала Вероника Блажевич.