В июне 2013 года Гомельским областным судом молодой человек, Александр Грунов, был признан виновным в убийстве с особой жестокостью 22-летней студентки Натальи и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.
А началось все вполне безобидно. 16 сентября 2012 года 24-летний Александр Грунов проводил день со своей сожительницей Мариной. Пара отмечала годовщину своего знакомства. К ним присоединился друг, и компания отправилась в район вокзала. Там они обменяли валюту, выпили пива.
«Побежал, чтобы убить»
Марина ненадолго зашла в казино, пока мужчины ждали ее на улице. После этого все вместе они поехали в гипермаркет, где закупили продукты, включая чипсы и пиво, а также пазлы — известно, что Александр очень любил это спокойное занятие.
Возвращаясь домой на автобусе, компания случайно столкнулась с 22-летней Натальей, студенткой биологического факультета Гомельского университета. Она ехала с подругой. Между Александром и Натальей была краткая, но неприятная история знакомства, закончившаяся ссорой несколькими месяцами ранее. Выйдя на своей остановке с друзьями, Александр внезапно побежал в сторону дворов:
– Побежал, чтобы убить, – так в суде объяснял свои действия Александр.
Поругались из-за неизвестной песни
Но вернемся на пару месяцев назад – в лето 2012-го. Александр, его сожительница Марина и их друзья сидели в беседке. К компании присоединился друг со своей сестрой — той самой Натальей. Обстановка была дружелюбной, пока Марина не начала напевать какую-то песню.
Точное ее название так и осталось невыясненным. Наталья сделала замечание, что эта мелодия связана для ее брата с неприятными воспоминаниями. Примечательно, что на суде сам брат не смог вспомнить этот эпизод, сославшись на то, что был в тот вечер в сильном алкогольном опьянении.
С этих слов началась ссора между Натальей и Мариной. Александр встал на защиту своей девушки, после чего Наталья переключила свой гнев на него, оскорбив его.
Хотя вскоре конфликт был формально исчерпан, и стороны помирились, Александр, судя по всему, затаил глубокую обиду. До роковой встречи в автобусе они больше не виделись.
«Ты будешь извиняться?»
Зная, где живет Наталья, Александр поджидал ее у подъезда. Как он сам рассказал в суде, у него был при себе нож. Когда девушка приблизилась, он задал ей вопрос о том прошлом инциденте:
– Я спросил, будет ли она извиняться. Раньше она оскорбила мою сожительницу и меня, – давал показания Грунов.
Ответ Натальи, по его словам, был резким и категоричным, после чего он и достал заранее приготовленное оружие. После первых ударов девушка упала и начала звать на помощь. Многочисленные свидетели на суде подтвердили, что слышали крики: «Помогите, убивают!»
Кто-то из жильцов выглядывал с балконов, но из-за темноты не мог разглядеть, что происходит. Кто-то кричал из окна прохожим, чтобы те вызвали милицию, но сам не сделал этого. Неподалеку на лавочке сидела молодая пара, но они, как и другие, не придали значения происходящему, посчитав, что это очередная бытовая пьяная ссора, нередкая в их дворе.
Когда милиция прибыла на место, Наталья была уже мертва.
Убил и пошел делать ремонт
После совершения убийства Александр Грунов вернулся домой, постирал запачканную одежду, переоделся и отправился встречать Марину и своего друга, которые все еще были в районе гипермаркета. По пути компанию даже остановил милицейский патруль, уже начавший поиски преступника, но молодые люди ответили, что ничего не знают о произошедшем, и их отпустили. Опознать Александра тогда не смогли — он успел переодеться, а приблизительные приметы не вызвали подозрений.
Вернувшись домой, он спокойно лег спать. На следующее утро, как ни в чем не бывало, взялся за дела и начал делать в квартире ремонт. Однако вечером того же дня за ним приехали сотрудники милиции. Как позже пояснила официальный представитель управления СК по Гомельской области Мария Кривоногова, следователям удалось разговорить подругу жертвы:
– Следователям удалось установить психологический контакт с подругой студентки. Она не заметила ничего подозрительного, но обмолвилась, что в автобусе к ним подсел странный парень. Подруга вскоре вышла, а студентка и парень поехали дальше, – говорила Кривоногова.
На записи камер видеонаблюдения в гипермаркете, на остановке у которого подозрительный парень сел в автобус, заметили подозреваемого. Сделав его фотографии, милиционеры опросили жителей района, в котором было совершено преступление, и установили личность парня.
«Марина мне помогла»
Одним из самых драматичных моментов судебного процесса стало неожиданное заявление самого Александра Грунова относительно роли его сожительницы, Марины. Изначально девушка давала показания в его защиту, отзывалась о нем положительно и даже говорила о планах пожениться. На первых допросах она рассказывала о произошедшем с улыбкой, что шокировало присутствующих.
Однако затем Александр подал письменное заявление, в котором кардинально изменил свои показания. Он заявил, что Марина была подстрекателем и соучастницей убийства. Якобы именно Марина, затаившая обиду на Наталью после той самой ссоры из-за песни, подталкивала его к расправе
– Она мне помогла скрыть доказательства, – уверял Грунов.
Марину вызвали на повторный допрос. Ее поведение кардинально изменилось: ранее раскованная, теперь она была сильно взволнована. На заявление Александра она ответила резко: «Полная чушь». Она стала рассказывать, что Грунов часто ее избивал и что она его боится, поэтому изначально давала ложные показания:
– На последнем свидании я предложила забыть друг друга, а он стал угрожать, сказал, все сделает, чтобы мне было плохо, – заявила она суду.
Сам Александр объяснил свой поступок так:
– Сначала не хотел, чтобы Марина несла уголовную ответственность, поэтому ее и выгораживал. А сейчас для меня многое открылось, я понял, что надо заявить о ее пособничестве.
Однако государственный обвинитель не нашел доказательств в пользу этой версии, заключив, что Грунов оговорил девушку из-за того, что та решила с ним порвать. В итоге уголовное преследование в отношении Марины было прекращено. На оглашение приговора она не явилась.
«Мне ничего не надо»
Личность Александра Грунова вызывала множество вопросов. Его страница в соцсети еще долго после ареста была доступна для просмотра. Из его статусов и записей складывалось впечатление человека, глубоко разочарованного в жизни. Он писал: «Мне ничего не надо». В графе «Вероисповедание» у него был указан буддизм.
Его биография была сложной и трагичной. Отец Александра был убит, когда тот был еще ребенком. Преступников так и не нашли. Мать привела в дом сожителя, о котором на суде отзывалась нелестно: «Он бутылки собирал, бродяжничал, я его пожалела».
Между 17-летним Сашей и этим мужчиной постоянно возникали конфликты, которые однажды закончились трагедией: подросток избил отчима до смерти. За это он получил свой первый срок – 9 лет, но освободился на три года раньше.
К тому времени он уже был токсикоманом и состоял в сомнительных общественных движениях. Как отмечала на суде Марина, у Александра было много странностей. Помимо складывания пазлов, он любил экстремальные способы «выпускать пар»: бегал по крышам домов и переплывал каналы.
Приговор
На протяжении всего суда Александр Грунов держался отрешенно, говорил тихо, невнятно и крайне неохотно. Его последнее слово было коротким и запомнилось всем присутствующим. Он сказал:
– Не знаю, что сказать в свое оправдание, – и попросил прощения у матери убитой девушки.
Прокурор заявила, что в деле нет смягчающих обстоятельств, на скамье подсудимых человек, который представляет повышенную опасность, и наказание должно быть максимальным. Суд согласился с этим, вынеся смертный приговор. Грунов выслушал вердикт абсолютно бесстрастно, стоя с опущенной головой, не дрогнув даже при слове «расстрел».
Эмоции проявила лишь его мать, Ольга Грунова. Мать Натальи же тихо плакала.
«Она сама его спровоцировала!»
Однако на этом история не закончилась. Защита подала апелляцию, и осенью 2013 года Верховный суд отменил приговор, отправив дело на новое рассмотрение. В апреле 2014 года состоялось новое заседание. Матери обеих сторон — и Натальи, и Александра — приехали в Минск с надеждой, но их ожидания были противоположными.
Ольга Грунова в интервью изданию дала понять, что между семьями произошел разлад:
– Не знаю, что произошло с мамой Наташи. Сразу после убийства мы вместе молились в церкви, ставили свечки, оплакивали свое горе. А потом что-то произошло, она иск в 300 миллионов выставила, – рассказывала она. –И вообще, о какой жестокостиречь? Многие же убивают, но их не расстреливают. Значит, девушка его довела, спровоцировала.
«Моя судьба предрешена»
Верховный суд рассмотрел кассационную жалобу защиты. Когда судья предоставил последнее слово Александру Грунову, он еле слышно произнес: «Я не могу», — и сел на место. Судьи удалились на совещание и через полтора часа вернулись с решением: смертный приговор оставить в силе.
Его адвокат, Сергей Краснов, прокомментировал исход дела сразу после заседания:
– Я ему объяснял, что он имеет право писать прошение о помиловании на имя президента. Оно у нас готово еще с лета, и мы можем отправить его хоть сегодня. Но Александр отказался, сказал: «Нет смысла обжаловать смертный приговор. Моя судьба предрешена». Видимо, он уже смирился.
По материалам «КП»-Беларусь