Найти в Дзене

Работа с детьми, коварные нейросети и день кошек

Директор центра медиаобразования, администратор социальных сетей, преподаватель факультета журналистики, а также наставник для школьников, которые захотели связать свою жизнь с медиа, — Варвара Горновая о мифе «вымирающих» печатных СМИ, работе со студентами и о том, может ли нейросеть заменить человека. Какие предметы вы преподаёте студентам на журфаке? Чем занимаетесь на парах? Я работаю со студентами первого и третьего курсов, которые учатся на направлении «Журналистика». С первашами мы каждый месяц издаём журнал «Rелеванс». За всё моё время работы вышло уже 80 номеров. Есть и специальные выпуски: к приёмной кампании и к Первому сентября. У нас спонтанно появилась традиция набирать команду из тех, кто только зачислен на журфак, и выпускать специальный номер журнала к началу учебного года. Первого сентября на торжественной линейке журфаковцы получают не только свой первый университетский документ — студенческий билет, но и журнал, в котором мы рассказываем о ЧелГУ, знакомим их с факул
Оглавление

Директор центра медиаобразования, администратор социальных сетей, преподаватель факультета журналистики, а также наставник для школьников, которые захотели связать свою жизнь с медиа, — Варвара Горновая о мифе «вымирающих» печатных СМИ, работе со студентами и о том, может ли нейросеть заменить человека.

Награждение школьников-участников медиапроектор факультета журналистики. В центре - Варвара Горновая и Борис Киршин, декан факультета журналистики ЧелГУ
Награждение школьников-участников медиапроектор факультета журналистики. В центре - Варвара Горновая и Борис Киршин, декан факультета журналистики ЧелГУ

Какие предметы вы преподаёте студентам на журфаке? Чем занимаетесь на парах?

Я работаю со студентами первого и третьего курсов, которые учатся на направлении «Журналистика». С первашами мы каждый месяц издаём журнал «Rелеванс». За всё моё время работы вышло уже 80 номеров. Есть и специальные выпуски: к приёмной кампании и к Первому сентября. У нас спонтанно появилась традиция набирать команду из тех, кто только зачислен на журфак, и выпускать специальный номер журнала к началу учебного года. Первого сентября на торжественной линейке журфаковцы получают не только свой первый университетский документ — студенческий билет, но и журнал, в котором мы рассказываем о ЧелГУ, знакомим их с факультетом. Это символический подарок для первокурсников, а для авторов — ещё и отличная возможность опубликоваться. На планёрке в этом году многие отметили, что рады такой форме интерактива в августе.

С третьим курсом мы наполняем соцсети факультета — страницу во «ВКонтакте» и телеграм-канал. Отслеживаем календарь: поздравляем сотрудников, отмечаем важные профессиональные даты или просто забавные праздники. Например, недавно был Международный день кошек — и, конечно, мы собирали фотографии всех журфаковских котеек. Кроме того, следим за новостями, рассказываем об успехах наших ребят, летом много пишем про практику — кто где набирается опыта, кого уже пригласили трудоустроиться. У меня не теоретические дисциплины. Я минимально говорю о правилах, на парах мы занимаемся созданием контента: журналом и публикациями в соцсетях.

«Главное в тексте — это люди»

Как вы считаете, что самое важное в тексте? Что вы обычно цените в работах студентов, а за что можете поругать?

В прошлом учебном году я уже чётко ощутила такое явление, как использование нашими студентами нейросетей. Были и положительные, и отрицательные примеры. Из положительных: студентка воспользовалась нейропоиском Яндекса, чтобы собрать подборку книг для начинающих журналистов. Из этого состояла не вся её публикация, а только часть, и студентка упомянула, откуда взялся такой список. Большая часть упомянутых книг есть у неё на полке. Также мы пользовались нейросетью для создания
персонажей. Символ ЧелГУ — это суслик, и мы показали, как будут выглядеть суслик-рекламист, суслик-журналист и суслик-медиакоммуникатор.
Негативный пример, если студент умалчивает о том, что решил полностью делегировать свою домашку нейросети. К сожалению, были случаи, когда, читая текст, я понимала, что его написал не человек, а робот. Мягко, наводящими вопросами выясняла это и просила студента переделать.

На самом деле, уже летом преподаватели думают о проведении занятий. И я представляю, как буду рассказывать новым первокурсникам, что самое главное в тексте — это люди. С человеком можно списаться, поговорить, пообщаться заочно или вживую. ИИ с этим не справляется. Нейросетью можно разбавить свой текст, но она не может стать главной.

Правда ли, что сейчас всё меньше людей читают газеты и журналы, вся информация — в интернете? Печатная журналистика вымирает, или это миф?

У меня есть два примера, опровергающих эту теорию. Во-первых, мой муж каждый месяц покупает два журнала на автомобильную тематику. Он продолжает оставаться целевой аудиторией таких изданий, и ему правда важен бумажный формат. Причём я замечаю, что часто информацию, которую муж читает в этих журналах, он знает и так. Но вот остаётся традиция полистать
страницы.

Во-вторых, я сама работаю с корпоративными изданиями — теми, которые выпускаются в нашем университете. Они точно ещё будут жить какое-то время. До тех пор, пока это совпадает с ценностями руководства, пока абитуриенты и родители берут эти журналы со стендов. Это важно для школьников, которые могут опубликоваться в печатном издании, а потом увидеть газету или журнал
у себя в школе, у нас на факультете.

Да я и сама читаю новости в интернете. Мне кажется, никакого конфликта в этом нет: я продолжаю смотреть и телевизор, и видео в интернете, читать и печатные СМИ, и паблики. Мы же гуляем не по одной улице, едим не одно блюдо, а пытаемся охватить как можно больше всего.

«Мне очень нравится эта работа, потому что она держит в тонусе»

Чем вы занимаетесь в ЧелГУ помимо преподавания?

После получения дипломов бакалавра и магистра я решила остаться преподавать на факультете. Со временем у меня появились ещё две миссии: во-первых, я работаю в управлении по связям с общественностью, то есть в пресс-службе нашего вуза. Занимаюсь новостями, которые появляются на сайте, а потом разлетаются по СМИ и нашим соцсетям. Мне очень нравится эта работа, потому что она держит в тонусе. Бывает, сегодня нужно связаться с представителем точных наук, а завтра — с гуманитарием, подобрать вопросы в той сфере, с которой я никогда не сталкивалась, разобраться в том, в чём человек уже специалист, а для меня это что-то новое. Например, брала интервью у старшего преподавателя и научного сотрудника кафедры общей и теоретической физики Натальи Каргальцевой, которая изучает образование звёзд. Люблю космос, поэтому было любопытно разобраться в этой теме.

Второе очень интересное дело — это руководство центром медиаобразования на факультете журналистики. Здесь мы в течение года проводим мероприятия не только для начинающих медиаспециалистов, но и для их руководителей. У нас есть такой слоган: «Ваши наставники снова садятся за парты». Мы продвигаем идею о том, что преподавателям тоже важно быть в теме. Приглашаем разных интересных спикеров, устраиваем конкурсы, проводим
премии.

Несколько лет вы являетесь руководителем школьного медиацентра журфака ЧелГУ и главным редактором подросткового журнала «Тинейджер». Работать с детьми сложнее, чем со студентами?

Я журналист, а не преподаватель по образованию, поэтому мне бывает сложно с детьми. Не владею педагогическими техниками, не знаю психологических тонкостей, поэтому не берусь работать с начальной и средней школой. Мне легче с ребятами, которые уже более или менее определились с профессией — хотя бы определили, гуманитарии они или технари, и знают, куда хотят поступать. Такие дети не особо отличаются от студентов, они уже взрослые и целеустремлённые. Я сама поступила в университет в 15, хорошо помню себя в этом возрасте, поэтому примерно понимаю, что испытывают подростки при переходе из школы в универ.

Как вы учите школьников писать и учите ли этому вообще? Ведь студенты, поступая на журфак, уже обладают какой-то базой, а для де
тей это первые шаги в мир журналистики.

В вуз приходят ребята с разной базой, это видно ещё на собеседовании. У всех
своя история, опыт и мотивация. Есть те, кто уже получил среднее образование в колледже, и оно совсем не гуманитарное. В этом году мы виделись и с экологами, и с юристами, и с медиками, которые решили поступать на медиаспециальности. Поэтому всё равно на первых занятиях начинаем с простого, проговариваем важные моменты.

А ещё важно, что мы не только пишем, но и верстаем наш журнал. Как правило, с этой частью мало кто сталкивался до поступления: нужно знакомиться с программой, с которой работают профессиональные СМИ. Есть у меня такая забавная теория о том, что мальчики верстают лучше девочек, потому что у них есть опыт из компьютерных игр, а «горячие клавиши» в нашей программе и видеоиграх совпадают.

«Ребёнок приходит к тебе с болью, которую хочет высказать в текстовой форме»

Что вам нравится в работе со школьниками больше всего? Чем дети и их тексты отличаются от студенческих работ?

Работа со школьниками психологична. Ребёнок приходит к тебе с болью, которую хочет высказать в текстовой форме. Это то, что он даже сформулировать пока до конца не может, но это для него важно. Поиск себя, сомнения — это нормально. Я тоже в десятом классе написала книжку стихов, потому что пережила расставание, и мне казалось, что первая любовь — это самое важное в жизни, и больше такой любви никогда не будет.

Студенты более прагматичные, хотят извлечь выгоду: с кем-то познакомиться, куда-то пробиться благодаря материалу. Но это тоже хорошо, потому что есть примеры, когда ребята выходят на топовых журналистов, фотографов и делают проекты с ними. В прошлом году, например, наша первокурсница пошла на стройку метротрама и сделала материал об этом — почему бы и нет?

Блиц.

Самое яркое мероприятие, состоявшееся на журфаке в прошедшем учебном году.

Мне кажется, это День журфака. Каждый год в декабре мы устраиваем большую красивую премию с подведением итогов. Это не просто костюмированный праздник перед Новым годом, а масштабный день рождения нашего факультета.

То, что помогает расслабиться после работы.

Переключаюсь с рабочего контента на свои интересы, смотрю блогеров, особенно люблю проекты Medium Quality.

Три главных качества современного преподавателя.

Молодость духа, открытость души и чувство юмора — без этого никуда…

Варвара Горновая, преподаватель факультета журналистики, с выпуском студенческого журнала «Rелеванс»
Варвара Горновая, преподаватель факультета журналистики, с выпуском студенческого журнала «Rелеванс»

Лада БРИК,
Фото Анастасии Андрюк, Любови Ланчевой