Найти в Дзене

Занятия по м-ду Фельденкрайза с недоношенными детьми

Признаться, не так часто ко мне на занятия попадают недоношенные младенцы. Но если такие приходят, я очень радуюсь (обычно тому, что родители так рано выбрали мягкий метод) и всех хорошо помню. На фото крошка Василина, одна из таких вот малышек. Мне попались интересные мысли ученицы Моше Фельденкрайза Рути Алон, которые она приводит в книге «Возвращение к естественному движению». Рути рассуждает о недоношенности и, сравнивая человеческих детёнышей с животными, относит нас всех к своего рода недоношенным существам. «Можно провести дополнительную параллель между недоношенными и человеческим видом в целом. Не только у недоношенных завершение развития мозга и созревания различных функций происходит после того, как новорожденный покидает утробу матери. У всех представителей человеческого рода мозг продолжает развиваться и изменяться и после рождения». Кстати, с этим согласны современные психологи и физиологи: первый год человеческий детёныш «донашивается» мамой на руках, нуждается в её помо

Признаться, не так часто ко мне на занятия попадают недоношенные младенцы. Но если такие приходят, я очень радуюсь (обычно тому, что родители так рано выбрали мягкий метод) и всех хорошо помню. На фото крошка Василина, одна из таких вот малышек.

Мне попались интересные мысли ученицы Моше Фельденкрайза Рути Алон, которые она приводит в книге «Возвращение к естественному движению». Рути рассуждает о недоношенности и, сравнивая человеческих детёнышей с животными, относит нас всех к своего рода недоношенным существам.

«Можно провести дополнительную параллель между недоношенными и человеческим видом в целом. Не только у недоношенных завершение развития мозга и созревания различных функций происходит после того, как новорожденный покидает утробу матери. У всех представителей человеческого рода мозг продолжает развиваться и изменяться и после рождения».

Кстати, с этим согласны современные психологи и физиологи: первый год человеческий детёныш «донашивается» мамой на руках, нуждается в её помощи и опеке, правильных прикосновениях и уходе. Этому когда-то Хава Шелхав и посвятила свой Child’Space, придумав его в том числе для родителей.

А что же тогда с истинно недоношенными детьми? Они вдвойне уязвимы 😔

«Родившиеся преждевременно младенцы являются недоношенными вдвойне: во-первых, потому, что на их долю выпало родиться раньше, и, во-вторых, потому что они недоношенные, как и все человеческие детёныши. Потому-то они особенно беспомощны. Для того чтобы сохранить им жизнь, требуется не только бесконечная преданность родителей, но и забота всего персонала врачей и медсестёр отделения недоношенных. К тому же они находятся в зависимости от степени квалификации медицинских работников и от системы хитроумных приборов. Но существует и еще один дополнительный фактор спасения - это фактор чувствительности восприятия движения.

Учёные пришли к выводу, что для того чтобы способствовать развитию недоношенных младенцев по этапам незрелости, соблюдая при этом как можно большую безопасность, нужно дарить им человеческое прикосновение и движение. Как можно больше дотрагиваясь до различных частей тела, приглашая их к возможности движения, будь то водный матрац или укачивание на руках, мы поможем им легче перенести помехи в дыхании, гораздо быстрее набрать вес, выйти из состояния беспомощности и окрепнуть. Живое прикосновение и движение для них подобны возврату к ощущениям внутриутробного периода, где будущему младенцу обеспечено постоянное прикосновение к каждой части его тела в непрерывном укачивании. Обоим этим действиям, ободряющим жизнь, - движению и прикосновению - метод д-ра Фельденкрайса уделяет большое внимание».

Как практик я всегда вижу разницу между доношенным (в привычном понимании слова) и недоношенным ребёнком. Младенец-«нормик», получающий достаточно объятий и прикосновений (а ещё «обниманий» стенками матки в утробе) с первого дня жизни, который не лежал месяцами в больнице, не испытывал страх, боль и чувство одиночества, – такой ребёнок довольно быстро насыщается на занятиях, за минуты вбирает новое и готов «скакать» дальше. У него нет такой большой потребности в помощи и поддержке, как у глубоко недоношенного малыша. Тот будет намного больше прислушиваться, глубже чувствовать, быстрее уставать, зевать, засыпать – от всей этой большой внутренней работы, которая ему так нужна. И чем младше ребёнок, тем заметнее это работает. И хотя я фу как не люблю фразу «после 3 уже поздно», но чем раньше начинаешь работать с ребёнком, тем поразительнее изменения… ❤️