Сегодня Ассоциация рыбопромышленников Севастополя и Крыма направила в Минсельхоз РФ экстренное письмо, в котором заявляет о возможной остановке рыбопромышленных предприятий региона.
Коллег с Крымского полуострова поддержала Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ). Чрезвычайную обеспокоенность ведущих представителей отрасли вызвало последнее совещание у первого зампреда федерального правительства Дениса Мантурова. Там было заявлено о запрете на заход в морские порты РФ судов возрастом старше 40 лет.
Запрет якобы собираются вводить поэтапно, и окончательно данное ограничение должно заработать к 1 января 2030 года. Однако стало известно, что уже в ближайшее время решено отправлять на металлолом морские суда, перевалившие за полувековой рубеж.
Если руководствоваться абстрактными теориями, идея об обновлении гражданского флота России кажется просто-таки блестящей. Новенькие сухогрузы и сейнеры, танкеры и траулеры в ведомственных планах выстраиваются впечатляющим парадом. Тем более, два "наливника" типа река-море, которые минувшей зимой устроили грандиозную экологическую катастрофу у Анапы, действительно были спущены на воду еще в конце 60-х годов прошлого столетия.
Ну а если спуститься с неба на землю и взглянуть на конкретную ситуацию – правительственное ограничение срока эксплуатации судов для рыболовецких коллективов Азово-Черноморского бассейна означает полный крах.
На самом деле, именно здесь не могут обновить флот ни по одной из действующих федеральных программ. Этот прифронтовой регион продолжает вести промысел, отчаянно пытаясь преодолеть жесточайшие ограничения СВО. Из-за боевых действий четвертый год закрыты самые добычливые районы моря. Причем цены на здешнюю рыбную продукцию остаются самыми низкими в стране, что не позволяет местным рыбакам купить новые суда.
Да, черноморская барабулька и луфарь, камбала и сарган – дорогие деликатесы. Но ловят их сущий мизер. Основу улова составляют простейшие хамса и тюлька.
Только не надо иронично улыбаться, услышав названия этих анчоусовых рыбок, любимых и родных для жителей юга. Мясистая хамсичка, жирная малосольна тюлька всегда составляли важную часть ежедневного питания местного населения. Нынешние непростые времена тем более обострили важность традиционного продукта. И если лов прекратится, трудно представить масштабы социального взрыва.
"Несмотря на объем добычи, незначительный в масштабе всего национального улова, промысел в Черном и Азовском морях имеет важное социальное значение. В нем занято несколько тысяч рыбаков, а черноморская рыба является "визитной карточкой" региона и сырьем для популярных российских консервов", - подтверждает президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Свою негативную роль сыграло пребывание Крымского полуострова, а также прибрежных районов Запорожской области и Донбасса в составе Украины. Основные рыболовецкие суда Азовского и Черного морей, мощные траулеры и даже самые простецкие сейнеры за десятилетия украинства не обновлялись совсем. Новая российская реальность помогла рыбакам с федеральными субсидиями и целым рядом грантов. Средств хватает, чтобы продолжать работу. Хотя закупка новых судов для новых исторических регионов до сих пор оставалась только мечтой.
Типичный пример – судьба керченского сейнера "Норд", который весной 2018-го был захвачен СБУ посреди Азовского моря. Судно отконвоировали в Бердянск. За год экипаж удалось вызволить, но "Норд" оставался в плену. Все это время правительство Республики Крым и сам Сергей Аксенов неоднократно обещали керчанам содействие в приобретении нового сейнера. Увы, денег так и не нашлось, а после начала спецоперации тему вообще закрыли.