Найти в Дзене
ВЭБ.РФ

Почему Арктика — территория будущего

Когда-то Арктика казалась далёкой и труднодоступной. Сегодня она — на передовой глобальных процессов. Обилие ресурсов и растущий интерес к Северному морскому пути делают её одним из самых важных регионов планеты. Здесь добывают почти весь российский газ и запускают цифровые технологии. Какие вызовы стоят перед регионом и как мастер-планы превращают идеи в проекты — рассказали в статье. Арктическая зона РФ — это северная оконечность Европейской и Азиатской частей России. В неё входит 10 регионов, из которых 4 — полностью. Здесь начинается самая протяжённая морская граница нашей страны, добывается 83% российского газа и 17% нефти. А также решается стратегическое положение России в мире. В 1990-е годы российская Арктика пережила глубокий перелом — рыночные преобразования резко сократили хозяйственную деятельность региона. Под удар попали десятки объектов: 5 морских и 8 речных пароходств, 16 портов — вся система, связывавшая суровый север с остальной страной, оказалась в упадке. Это точк
Оглавление

Когда-то Арктика казалась далёкой и труднодоступной. Сегодня она — на передовой глобальных процессов. Обилие ресурсов и растущий интерес к Северному морскому пути делают её одним из самых важных регионов планеты. Здесь добывают почти весь российский газ и запускают цифровые технологии.

Какие вызовы стоят перед регионом и как мастер-планы превращают идеи в проекты — рассказали в статье.

Арктика — ключевое направление развития

Арктическая зона РФ — это северная оконечность Европейской и Азиатской частей России. В неё входит 10 регионов, из которых 4 — полностью.

Здесь начинается самая протяжённая морская граница нашей страны, добывается 83% российского газа и 17% нефти. А также решается стратегическое положение России в мире.

Источник: https://moya-planeta.ru/travel/view/chto_takoe_arktika
Источник: https://moya-planeta.ru/travel/view/chto_takoe_arktika

В 1990-е годы российская Арктика пережила глубокий перелом — рыночные преобразования резко сократили хозяйственную деятельность региона. Под удар попали десятки объектов: 5 морских и 8 речных пароходств, 16 портов — вся система, связывавшая суровый север с остальной страной, оказалась в упадке.

Источник: https://goarctic.ru/news/tyeplyy-gorod-kak-zhit-v-arktike/
Источник: https://goarctic.ru/news/tyeplyy-gorod-kak-zhit-v-arktike/

Сегодня Арктика снова развивается

Это точка пересечения интересов государства, бизнеса и науки. В условиях таяния льдов и глобального энергоперехода регион становится доступнее и важнее — как транспортный коридор, как ресурсная база и как территория геополитического влияния.

Только за прошлый год по Северному морскому пути — главной судоходной артерии Арктики — перевезли более 36 млн тонн грузов.

Но задача не только в том, чтобы развивать ресурсную инфраструктуру. Стратегия развития Арктики включает охрану окружающей среды, туризм, сохранение культуры коренных народов и повышение качества жизни в северных городах.

Это вызов масштаба XXI века: рационально использовать богатство региона и сохранить его для будущих поколений. И ВЭБ активно участвует в этой работе.

Проекты: подготовка к старту и реализация

Один из главных инструментов трансформации региона — мастер-планы, комплексные сценарии развития территорий.

ВЭБ участвовал в финансировании разработки 5 мастер-планов: на Чукотке, в Архангельской области и Республике Карелия.

Всего ВЭБ поддерживает 17 проектов в Арктике с совокупным участием более 850 млрд рублей.

Среди них — реконструкция аэропорта в Салехарде и создание современного университетского кампуса в Архангельске. Только эти два проекта дадут более 3000 рабочих мест и принесут в бюджет свыше 10 млрд рублей налогов.

Также ВЭБ реализует крупнейшие проекты по газохимии, добыче цветных металлов и энергетического угля.

Но это только начало. Мастер-план Карелии включает модернизацию Беломоро-Балтийского канала, создание 14 тыс. рабочих мест и добычу полезных ископаемых.

На Чукотке речь идёт о создании дорожной инфраструктуры, о строительстве социальных объектов и запуске добычи драгоценных металлов.

Архангельская агломерация делает ставку на туризм, логистику, судостроение, деревообработку и жилищное строительство — в регионе запланировано 162 проекта по улучшению жилой среды.

Технологическую поддержку оказывают и компании Группы ВЭБ — например, «Сколково» помогает «Моринтеху» обучить нейросети прогнозировать ледовую обстановку на Северном морском пути. А «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» при поддержке РФРИТ внедряет цифровое сопровождение строительства судов, роботизацию и автоматизацию производства.

Цифровизация и устойчивое развитие — всё это уже происходит. Арктика больше не край света, а центр притяжения новой экономики.

Как будут развиваться арктические проекты дальше — расскажем в следующих публикациях