Материал не предназначен для читателей младше 18 лет.
14 сентября завершился 50-й Международный кинофестиваль в Торонто, на котором победила драма «Хэмнет» Хлои Чжао (фильм взял приз зрительских симпатий — главную награду смотра). Чжао стала первым режиссером, которая дважды победила на фестивале (в прошлый раз она выиграла с «Землей кочевников» в 2020-м). Второе место занял «Франкенштейн» Гильермо дель Торо, третье — «Достать ножи: Проснись мертвец» Райана Джонсона. Рассказываем о победителе и еще девяти любопытных премьерах.
«Хэмнет»
Где смотреть: в зарубежном прокате с 12 декабря
Хлоя Чжао представила на фестивале экранизацию романа Мэгги О'Фаррелл, которая предлагает художественную версию того, как на Уильяма Шекспира повлияла смерть его сына. Фильм рассказывает историю любви молодого Шекспира (Пол Мескал) и Агнес Хэтэуэй (Джесси Бакли) — от знакомства до брака и рождения троих детей, включая близнецов Хэмнета и Джудит. Когда 11-летний Хэмнет умирает от чумы, убитая горем семья пытается справиться с утратой. Каждый из них переживает этот период по-своему, Шекспир перерабатывает свою боль в произведение, которое станет его величайшей трагедией.
Критики называют драму эмоционально сокрушительной и особенно отмечают две натуралистичные сцены родов. Чжао получила высокие оценки (86% на Rotten Tomatoes) не только за то, что сумела добиться выдающейся актерской игры от Бакли и Мескала, но и за создание визуально потрясающей истории. Критики пишут, что даже без захватывающего сюжета они могли бы часами наблюдать, как Джесси Бакли в красном платье бродит по живописной сельской местности. 12 из последних 15 победителей TIFF получали номинации на «Оскар», поэтому Джесси Бакли можно считать явной претенденткой на премию за лучшую женскую роль, а Пола Мескала — за лучшую мужскую роль второго плана.
«Кутюр»
Где смотреть: в российском прокате с 26 февраля 2026 года
Новая работа Алис Винокур («Проксима»). Режиссер Максин (Анджелина Джоли) приезжает на Неделю высокой моды в Париже, чтобы снять короткометражку — готический фильм о вампирше, мстящей за насилие. Во время работы над проектом героине диагностируют рак груди, и ей предстоит мастэктомия. Параллельно разворачиваются истории 18-летней модели из Южного Судана Ады (Аньер Аней) и визажистки Анжель (Элла Румпф), которая мечтает стать писательницей.
Фильм перекликается с личной историей Джоли: мать и бабушка актрисы умерли от онкологических заболеваний. В 2013 году Анджелина сама перенесла профилактическую двойную мастэктомию. Картина исследует не только личную трагедию, но и моду как форму самовыражения в токсичной индустрии. Съемочная группа получила беспрецедентный доступ к парижским салонам и ателье Chanel.
«Кристи»
Где смотреть: в зарубежном прокате с 7 ноября
Австралийский режиссер Дэвид Мишо («Король Англии») снял байопик Кристи Мартин — легендарной американской боксерши, известной как Дочь Угольщика. Главную роль исполнила звезда «Эйфории» Сидни Суини. Фильм прослеживает путь героини от провинциальной девушки из шахтерского городка Западной Вирджинии до чемпионки мира.
В 1990-е Мартин прославилась яркими победами и эффектным стилем ведения боя, но за пределами ринга ее жизнь была непростой. Ей приходилось скрывать ориентацию ради имиджа традиционной американки, а муж и по совместительству тренер оказался абьюзером. В какой-то момент он чуть не убил Кристи, не выдержав ее успеха и стремления к независимости.
Фильм критикуют за шаблонность, но единодушно хвалят игру Суини. Ради роли актриса набрала 14 килограммов мышечной массы и освоила боксерские навыки. В прессе пишут, что актриса выглядит убедительно и в поединках, и в драматических сценах. Бен Фостер («Альфа Дог») играет Джима Мартина — эгоцентричного и жестокого мужа-тренера Кристи. В фильме также снялись Мерритт Уивер (в роли строгой религиозной матери) и Кэти М. О’Брайан (Лиза, соперница и возлюбленная Кристи).
«Достать ножи: Проснись мертвец»
Где смотреть: на Netflix c 12 декабря
Райан Джонсон продолжает расширять свою детективную вселенную. В третьей части зрители погрузятся в более мрачную готическую атмосферу. Действие разворачивается вокруг убийства в небольшом английском приходе, события происходят преимущественно в старой церкви и вокруг нее. Отличительная особенность картины — знаменитый детектив Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг) появляется на экране не сразу, а лишь спустя треть фильма. До этого зритель постепенно знакомится с местными жителями — приходским священником и благочестивыми прихожанами.
Как отмечают критики, Райан Джонсон сдержал обещание делать каждый фильм серии уникальным по тону и настроению. Новая часть кардинально отличается от предыдущих. Если ранее режиссер высмеивал богатые семейства и техномагнатов, то теперь берется за тему религии и кризиса веры. Критики считают, что такой подход позволит Джонсону еще долго снимать фильмы про Бенуа Блана. Крэйгу все еще нравится играть сыщика, и он продолжает смешить публику своими манерами, при этом не скатывается в самоповтор.
Читайте также:
«Cемья в аренду»
Где смотреть: в зарубежном прокате с 21 ноября
Японская постановщица Хикари (лауреат Берлинале за «37 секунд») привезла в Торонто свой англоязычный дебют. Это история с элементами трагикомедии, вдохновленная реальной японской индустрией аренды родственников. Брендан Фрейзер, расправивший крылья после «Кита», играет американского актера Филипа, бедно живущего в Токио. Мужчина случайно узнает о службе, предоставляющей одиноким людям артистов, которые за деньги исполняют роли их близких, и соглашается на эту подработку. Вскоре он оказывается сыном напрокат для одинокого старика, лучшим другом отаку-геймера и женихом на фиктивной свадьбе консервативной японской девушки. Погружаясь в истории чужих жизней, Филип постепенно пересматривает и свою.
Хикари с любовью показывает Токио, его железнодорожные пути, цветущую сакуру, неоновые вывески и тихие улочки. В прессе картину называют самым добрым и человечным фильмом года, отмечают его оптимизм и нежную, печальную игру Фрейзера.
«Плохие яблоки»
Где смотреть: в зарубежном прокате
Британо-американская сатира шведского режиссера Джонатана Этзлера — один из самых провокационных фильмов фестиваля. Благополучная начальная школа. Учительница Мария (Сирша Ронан) сталкивается с кошмаром любого педагога — десятилетним сорванцом, терроризирующим весь класс. Дэнни хамит, дерется, срывает уроки, а школьное начальство лишь разводит руками. Ситуация выходит из-под контроля, когда Мария застает его за очередной выходкой: он громит машины на стоянке ломом. Тогда она применяет силу, а Дэнни тут же угрожает обвинить ее в нападении. Вместо того чтобы отвести мальчишку домой или к директору, она сажает его у себя в подвале на цепь. Сначала в классе воцаряется порядок, но вскоре становится ясно, что Дэнни далеко не единственный источник хаоса.
The Wrap отмечает: «„Плохие яблоки“ — едко смешной и хлесткий триллер, который бросает коктейль Молотова в отполированную витрину благополучного общества». Героиня Сирши Ронан здесь не злодейка, а хорошая учительница, доведенная системой до отчаяния. Актриса мастерски передает смену состояний Марии — от нервного тика и подавленной ярости до маниакального спокойствия, когда ее план вроде бы начинает работать. Многие критики назвали эту работу одной из самых смелых и смешных в карьере Ронан. Весь фильм держится на ее дуэли с юным актером Эдди Уоллером, а главной силой ленты называют их словесные и психологические баталии.
«Вечность»
Где смотреть: в российском прокате с 18 декабря
Романтическая комедия A24. Элизабет Олсен и Майлз Теллер играют супругов Джоан и Ларри, которые прожили вместе 65 лет и умирают с разницей в неделю. После смерти они оказываются на загадочной станции, где души должны решить, как провести оставшуюся вечность. Среди вариантов — заснеженные горы, бесконечное лето на пляже или даже мир без мужчин. Ларри и Джоан собираются отправиться в путешествие вместе, но неожиданно выясняется, что на станции их 67 лет ждет Люк (Каллум Тернер) — первая любовь Джоан, он погиб в Корейской войне. Теперь героиня разрывается между мужем, с которым прожила всю жизнь, и первым возлюбленным, тосковавшим по ней десятилетия. Администрация потустороннего вокзала дает Джоан возможность пересматривать архивы земных воспоминаний, чтобы ее выбор оказался максимально осознанным.
«Вечность» сравнивают с работами Чарли Кауфмана и Альберта Брукса. Режиссер Дэвид Фрейн («Свидание с Эмбер») с юмором переосмысляет клише о рае и загробной жизни и говорит со зрителями о любви, памяти и молодости.
«Грабитель с крыши»
Где смотреть: в российском прокате с 9 октября
Дерек Сиенфрэнс («Место под соснами», «Свет в океане») взялся за реальную историю Джеффри Манчестера (Ченнинг Татум) — резервиста Армии США, который в конце 1990-х прославился серией ограблений фастфудов. Татум сыграл обаятельного преступника, приговоренного к 45 годам тюрьмы. После побега он полгода скрывается внутри огромного магазина игрушек, где знакомится с сотрудницей — матерью-одиночкой Ли (Кирстен Данст). Между ними завязывается роман. Тем временем ФБР идет по следу Манчестера, разрывающегося между грузом прошлого и желанием начать новую жизнь.
По тону «Грабитель с крыши» заметно отличается от прежних драм Сиенфрэнса: это смесь авантюрного криминального триллера и романтической комедии. Многие критики называют роль Татума одной из лучших в его карьере, он играет смешного и трогательного простака с золотым сердцем. Судя по отзывам, это самый смешной фильм фестиваля.
«Кристоферы»
Где смотреть: в зарубежном прокате
Неутомимый Стивен Содерберг представил уже второй фильм за год: после шпионского триллера «Черная сумка» он удивил всех камерной пьесой. Сэр Иэн Маккеллен играет Джулиана Склара — некогда блистательного художника, ныне опального затворника. Его герой — типичный проблемный гений, он даже вел телешоу, где унижал молодых артистов. Теперь жертва культуры отмены сидит в одиночестве в ветхом лондонском особняке. Его единственные сокровища — острый язык и незавершенная серия портретов «Кристоферы».
Его алчные дети (Джессика Ганнинг из «Олененка» и комик Джеймс Корден) задумывают хитрую схему: нанять искусствоведа, который тайно закончит «Кристоферов», а после смерти отца продать их за миллионы. На роль ассистентки они приглашают Лори (Михаэла Коэл) — скромную девушку-реставратора, днем подрабатывающую в кофейном фургоне. Ее задача — войти в доверие к Склару и завершить портреты. Но план рушится сразу же: Джулиан мгновенно чувствует подвох и встречает ее враждебно. Герои препираются, язвят, постепенно переходя от ненависти к взаимопониманию. The Guardian назвала картину «словесным фехтованием двух талантов и умной камерной драмеди о природе искусства, славы и ответственности критиков». Фильм также поднимает темы продажности арт-рынка и вечный вопрос: может ли плохой человек создать великое искусство?
«Гедда»
Где смотреть: в зарубежном прокате с 22 октября
Новый фильм Ниа ДаКосты («Капитан Марвел 2», «Кэндимен» 2020 года) — экранизация классической пьесы Генрика Ибсена «Гедда Габлер» 1891 года. Постановщица переносит действие в Англию середины XX века. Главную роль исполнила Тесса Томпсон, ее Гедда — роковая и порочная красавица. В начале фильма она возвращается из свадебного путешествия вместе с мужем, ученым Джорджем (Том Бейтман). Супруги поселяются в роскошном загородном доме, но они на грани разорения. Джордж надеется поправить положение, получив профессорскую должность. Чтобы впечатлить начальство мужа, Гедда устраивает пышный прием. Среди гостей оказывается Эйлин Лебборг (Нина Хосс) — ее бывшая любовница, ныне коллега Джорджа. Эйлин недавно завязала с алкоголем благодаря поддержке новой подруги Теи (Имоджен Путс), но встреча с Геддой подталкивает ее к срыву.
Эстетика фильма строится на утонченной роскоши: изящные колонны особняка, огромный бальный зал, герои в нарядах от haute couture, и все это под джазовые мелодии. При этом ДаКоста добавляет и элементы саспенса: почти все действие разворачивается в одной локации на протяжении одной ночи и разделено на пять актов. «Гедда» вызвала противоречивую реакцию прессы. Одни считают фильм смелым переосмыслением классики — дерзким, сексуальным и провокационным. Другие видят в картине классический пример того, как стиль затмевает содержание.
Автор: Кира Голубева