Найти в Дзене
Гулять!

В Рускеалу! Часть 1: Сортавала.

Эта поездка была последней в списке моих и без того скромных планов на этот год - всего четыре пункта - но так вышло, что реализуется она первой. Все четыре мини-путешествия, которые я хотела, у меня уже не получится организовать, но еще одно точно будет - в декабре я съезжу в Коломну на три дня. А Дубна и Жостово будут перенесены на следующий год. Итак, сначала тех.данные этой поездки. Маршрут: Москва - Сортавала (2 часа) - Рускеала (около 5 часов) - Санкт-Петербург (два с половиной дня) - Москва. Период всей поездки: 6 - 10 октября 2025 года, включая время в поездах. Цены на билеты (все билеты покупала заранее, еще в середине августа): Итоговая сумма на билеты: 9958 рублей 90 копеек. С билетами разобрались, теперь собираем чемоданы (в моем случае рюкзак, я предпочитаю ездить налегке) и отправляемся в путешествие! Итак, 6 октября. При посадке на поезд меня ожидает сюрприз: в поезде оказываются вагоны разных типов: сразу и вагоны Рускеальского экспресса, и двухэтажные вагоны, в одн
Оглавление

Эта поездка была последней в списке моих и без того скромных планов на этот год - всего четыре пункта - но так вышло, что реализуется она первой. Все четыре мини-путешествия, которые я хотела, у меня уже не получится организовать, но еще одно точно будет - в декабре я съезжу в Коломну на три дня. А Дубна и Жостово будут перенесены на следующий год.

Итак, сначала тех.данные этой поездки.

Маршрут: Москва - Сортавала (2 часа) - Рускеала (около 5 часов) - Санкт-Петербург (два с половиной дня) - Москва.

Период всей поездки: 6 - 10 октября 2025 года, включая время в поездах.

Цены на билеты (все билеты покупала заранее, еще в середине августа):

  • Из Москвы до Сортавалы идет двухэтажный поезд, отправление в 16.50 с Ленинградского вокзала, прибытие в Сортавалу на следующий день в 8.25 утра. Билет обошелся мне в 2923 рубля 10 копеек, взяла верхнюю полку на нижнем этаже, так как слышала, что на верхнем этаже пространства меньше.
  • Из Сортавалы до Рускеалы - ретропоезд "Рускеальский экспресс", отправление в 10.50, прибытие в 12.05. Обратно, из Рускеалы до Сортавалы, поезд в 17.00 с прибытием в Сортавалу в 18.10.
    Вообще есть еще один поезд пораньше, в 10.05, но там уже не было мест на момент покупки билетов. Кроме того, он короткий - там всего два вагона плюс вагон-ресторан в финском стиле, и билетов за 599 рублей на него не бывает. Я же изначально рассчитывала именно на эти билеты, чтобы поездка получилась максимально бюджетной.

    Важный нюанс: если вы хотите в Рускеале брать экскурсии, то лучше сесть на поезд на 10.05 и постараться успеть к кассам первыми, так как для второго поезда билетов уже практически не остается. Билеты на экскурсии продаются только в кассах парка, их ограниченное количество.

    Ретропоезд на 10.50 состоит из паровоза, четырех вагонов с ретрокупе, в одном из которых расположено фотокупе (для стилизованных фотографий), вагона первого класса, а также двух вагонов-ресторанов. В один из них, как и в поезде на 10.25, можно купить билеты заранее и в их стоимость будет включен перекус (только интерьер в поездах отличается), во втором посадка свободная - этот вагон называется Царским, там очень красивый интерьер, фортепиано и канарейка, поэтому он очень популярен среди пассажиров.

    Что касается билетов, в этом поезде есть шесть мест (одно купе) за 599 рублей, но даже при том, что я покупала билеты за почти два месяца, эти места уже были заняты, так что пришлось брать за
    1699 рублей. Если берешь билет "туда-обратно", то на обратный будет скидка - получился за 1359 рублей 20 копеек.

    Еще один интересный момент состоит в том, что в каждом вагоне есть купе-"половинка", и, таким образом, если купить место в нем, то соседей будет меньше. Если едешь один или с другом (или с двумя), это может быть хорошим вариантом. Я ехала с другом, и мы взяли именно эти места.
Первые места слева - купе-"половинка", всего три места / Фото: скрин с сайта https://ticket.rzd.ru/
Первые места слева - купе-"половинка", всего три места / Фото: скрин с сайта https://ticket.rzd.ru/
  • После этого из Сортавалы нужно доехать до Санкт-Петербурга. Поезда состыкованы по времени, так что, приехав в Сортавалу (вокзал) в 18.10, вы будете иметь в запасе 28 минут, чтобы пересесть на "Ласточку" до Петербурга, которая отправляется в 18.38, а прибывает на Финляндский вокзал в 22.39.

    Тут неплохо бы смотреть, куда и откуда вы покупаете билет. Я не сразу заметила, что приезжаю из Рускеалы в Сортавалу на вокзал, а отправление в Санкт-Петербург у меня из Сортавалы-центр (на одну остановку раньше). Я немного напряглась, но, как выяснилось, все нормально: мне сказали, что можно спокойно сесть на вокзале. Турникетов там никаких нет, билеты проверяют при входе в поезд.

    Думаю, не я первая, не я последняя, кто сделал такую ошибку при покупке билетов. Цена билета не отличается.

    Цена:
    1418 рублей 40 копеек.
  • И, наконец, спустя несколько дней возвращаюсь из Санкт-Петербурга в Москву тоже на "Ласточке": отправление 17.20, прибытие 22.57, цена 2559 рублей 20 копеек. Это неплохая альтернатива Сапсану. Едет на два часа дольше, но более просторный вагон и ниже цена.

Итоговая сумма на билеты: 9958 рублей 90 копеек.

С билетами разобрались, теперь собираем чемоданы (в моем случае рюкзак, я предпочитаю ездить налегке) и отправляемся в путешествие!

Двухэтажный поезд №160/159 Москва-Петрозаводск

Итак, 6 октября. При посадке на поезд меня ожидает сюрприз: в поезде оказываются вагоны разных типов: сразу и вагоны Рускеальского экспресса, и двухэтажные вагоны, в одном из которых у меня куплено место.

Вагон Рускеальского экспресса в составе поезда Москва-Петрозаводск.
Вагон Рускеальского экспресса в составе поезда Москва-Петрозаводск.
Двухэтажный вагон в составе поезда Москва-Петрозаводск.
Двухэтажный вагон в составе поезда Москва-Петрозаводск.

Когда я покупала билет, я видела только места в двухэтажные вагоны, так что не знаю, как тут все устроено в этом плане. Более того, когда я уже сейчас проверяю билеты на этот поезд в разные даты, я вижу разное время отправления: в 16.30, в 18.45, а мой отправлялся в 16.50. Сплошные загадки!

Можно увидеть, что внутри.
Можно увидеть, что внутри.

Я никогда раньше не ездила на двухэтажном поезде, и к тому же обычно я езжу в плацкарте, которого тут нет. Так что это был новый опыт, и довольно интересный.

Купе в двухэтажном поезде, первый этаж.
Купе в двухэтажном поезде, первый этаж.

Верхних полок для багажа нет, поэтому нужно быть осторожнее, когда залезаешь на верхнюю полку. Я с непривычки двинулась головой об потолок. Кроме того, наверху весьма тесно, я постоянно ударялась обо все подряд.

Сами полки не плоские, как обычно, а с углублением, в котором лежит матрас. Это удобно, он никуда не съезжает, простыни не свисают.

Свет регулируем сами. Есть два выключателя: яркий свет и неяркий. У изголовья каждой полки находится доп. лампочка. В ногах - крючки для одежды, на них висят вешалки (плечики), есть второй "комплект" крючков на боковой стене у каждой полки. Купе можно запереть карточкой-ключом. Изначально оно не заперто, и, если просто закрыть дверь купе, она от этого не запрется - эту функцию нужно сначала активировать ключ-картой.

-6
Ключ-карта для купе
Ключ-карта для купе

Как можно заметить, окна первого этажа находятся на уровне земли. Второй этаж - повыше, а купе там расположены на противоположной стороне вагона. Наверное, это нужно для баланса, чтобы одна сторона вагона не перевешивала.

Коридор второго этажа поезда.
Коридор второго этажа поезда.

Между первым и вторым этажами установлен кулер с холодной водой, а бойлер с кипятком стоит у проводницы.

Кулер на площадке между первым и вторым этажами.
Кулер на площадке между первым и вторым этажами.

Туалетов три штуки на оба этажа, напротив них установлены баки для мусора.

Туалеты расположены на первом этаже.
Туалеты расположены на первом этаже.

Интересно, что в поезде можно принять душ! Цена вопроса - 150 рублей.

-11

Кстати, путешествуя на этом поезде, можно получить забавный опыт: когда мы пропустили промчавшийся мимо буквально за три секунды Сапсан, наш поезд еще некоторое время качало как на волнах.

В два часа ночи, когда поезд проходил через Санкт-Петербург, ко мне присоединился мой университетский друг. Вообще он мог бы добраться гораздо быстрее и удобнее по времени на "Ласточке" (6.15 из Спб, 10.20 Сортавала-вокзал), но тогда погулять по Сортавале не удалось бы.

Сортавала

В 8.25 утра мы приехали в Сортавалу. За полчаса до прибытия проводница всех разбудила, так что, быстро собравшись и заварив себе утренний кофе, мы еще успели полюбоваться прекрасными пейзажами на подъезде к городу.

-12

С цифрами вокруг происходит что-то странное. В двухэтажном поезде нет мест с 33 по 80 включительно (просто нет, на первом этаже места с 1 по 32, а на втором - с 81 по 111), а в Сортавале с одной стороны платформы находится путь №1, а с другой - путь №30.

-13

Сортавала (раньше Сердоболь) - городок в России, входящий в состав республики Карелия. Он расположен на северном берегу Ладожского озера, в водах которого, кстати, можно встретить ладожскую нерпу - краснокнижное животное. Узнав об этом, я специально построила приличную часть маршрута прогулки по Сортавале поближе к воде, хотя, чем холоднее становится, тем дальше на юг и юго-восток нерпы перебираются. Говорят, лучшее время, чтобы увидеть нерп - май-июнь, когда они выползают на камни погреться. Но надежда умирает последней!

Сортавала на карте
Сортавала на карте

Без нерп в Сортавале в любом случае не останетесь: если настоящую увидеть не повезет, можно полюбоваться ими в виде скульптур: на причале на станции Сортавала-центр и на Валаамской улице.

Из Сортавалы, кстати, можно не только съездить на ретропоезде в Рускеалу, но и отправиться на теплоходе на остров Валаам - тоже популярное туристическое направление. Скульптура нерпы на Валаамской улице как раз находится недалеко от Валаамского причала, до которого можно как дойти пешком от вокзала (около 40 минут), так и доехать (как указано в интернете, в период апрель-сентябрь) на рельсовом автобусе (по будням) или внутригородском ретропоезде "Ладожская нерпочка" (по выходным). Это маленький ретропоезд, состоящий из локомотива без тендера (что редкость), вагона-ресторана и всего одного открытого ретровагона. Время в пути - 20 минут с тремя остановками, цена билета 150 рублей (данные на сентябрь 2025).

Тендер паровоза — это специальный железнодорожный вагон, прицепляемый к паровозу. Он предназначен для перевозки запаса топлива для локомотива (дров, угля или нефти), смазки, воды и части хозяйственного инвентаря.
"Ладожская нерпочка": локомотив, вагон-ресторан, открытый вагон. Локомотив был восстановлен специально для этого поезда: он был построен в 1948 году в Муроме, до 1978 года работал, а потом стоял как памятник на Алапаевском металлургическом заводе  / Фото: https://vk.com/wall-38981315_251308
"Ладожская нерпочка": локомотив, вагон-ресторан, открытый вагон. Локомотив был восстановлен специально для этого поезда: он был построен в 1948 году в Муроме, до 1978 года работал, а потом стоял как памятник на Алапаевском металлургическом заводе / Фото: https://vk.com/wall-38981315_251308
Открытый вагон изнутри / Фото: https://vk.com/wall-38981315_251308
Открытый вагон изнутри / Фото: https://vk.com/wall-38981315_251308

Поскольку между прибытием в Сортавалу и отправлением в Рускеалу у нас было более двух часов, мы отправились гулять по городу. Несмотря на то, что городок маленький, пришлось выбирать, как именно провести эти два часа: пойти в парк Ваккосалми или прогуляться по городу. Ну а раз дальше по плану - Рускеала, то для разнообразия было решено отдать предпочтение прогулке по городу. Кроме того, всегда интересно посмотреть на сам город, как живут люди.

Маршрут: https://yandex.ru/maps/-/CLqNu4o7

Маршрут по Сортавале
Маршрут по Сортавале

Сходим с поезда и сразу же начинаем наш маршрут. На перроне установлена скульптура "Присядем на дорожку" и паровоз Су-250-74 с вагоном, в котором расположена сувенирная лавка.

Су (от "сормовский усиленный") — советский пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1924 по 1951 гг.
Скульптура "Присядем на дороже" на вокзале Сортавалы.
Скульптура "Присядем на дороже" на вокзале Сортавалы.
-19
Паровоз Су-250-74 с вагоном, в котором расположена сувенирная лавка, вокзал Сортавалы.
Паровоз Су-250-74 с вагоном, в котором расположена сувенирная лавка, вокзал Сортавалы.

Кстати, предлагаю сразу научиться отличать пассажирский паровоз от грузового. Первое отличие - колеса. У пассажирских паровозов они большие, диаметр колеса от 150 до 230 см. Это нужно для увеличения скорости. Рядом с большими колесами располагаются маленькие, которые помогают паровозу быть более маневренным. У грузовых паровозов диаметр колеса не превышает 130 см, поскольку им важнее не скорость, а большое тяговое усилие. Второе отличие - цвет. Пассажирский паровоз чаще всего цветной (синий или зеленый), а грузовой - черный.

-21

Заходим в сувенирную лавку, которая оказывается симпатично оформлена. Там можно купить горячий напиток или что-то из сувениров. Мое внимание привлекло необычное варенье - из белых грибов.

-22
-23
-24
-25

Пока не ушли с вокзала, покажу еще кое-что, ставшее редким. В Сортавале можно увидеть настоящий железнодорожный семафор - механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, которое представляет собой металлическую мачту с 1, 2 или 3 сигнализирующими крыльями (для дневного времени) и сигнальными фонарями (для ночного времени). Для однокрылого семафора, например, горизонтально стоящее крыло и красный огонь означают, что проезжать запрещается, а стоящее вертикально под углом 135 градусов крыло и зеленый свет означают, что путь свободен. Эти устройства уже практически везде заменены светофорами.

-26

Когда приезжаешь в Сортавалу, первое, что бросается в глаза, - это, конечно, старинные паровозы! Их тут неожиданно много, разных серий, красивые на фоне сегодняшнего неба, дымят. Стоят как в стороне от путей, так и на платформах, пока без вагонов.

-27
Паровоз с тендером в Сортавале.
Паровоз с тендером в Сортавале.
-29

Еще немного фотографий на вокзале, и выходим в город. Будем гулять и останавливаться у достопримечательностей.

-30
-31
-32
-33
На вокзале Сортавалы.
На вокзале Сортавалы.
Улица Петрова в Сортавале.
Улица Петрова в Сортавале.

Следующая наша остановка - финская железнодорожная водонапорная башня 1942 года, которая использовалась для заправки паровозных тендеров водой и частично эксплуатируется и сейчас, только воду берет уже не из озера, а из водопровода. Два водяных бака находятся наверху, окна дают освещение пространства над и под ними. В средней опоре башни расположены помещения для персонала, лестницы и трубы. А кран для заправки тендеров водой находится возле железнодорожных путей.

-36
-37

Недалеко от водонапорной башни установлен паровоз Эр-788-81 - паровоз послевоенной серии, построенный в 1953 году на заводе в Польше.

Паровозы типа Э - это российские и советские грузовые паровозы, которые выпускались с 1912 по 1957 год. "Эр" - подсерия паровозов типа Э, одна из самых распространенных, так что паровозы этой серии можно встретить во многих городах в качестве памятников.
-38
-39

Переходим пути и сворачиваем на Ладожскую улицу. Идем по ней, рассматривая дома, как старые и довольно ветхие деревянные дома, так и более прилично выглядящие. Как отметил мой друг, время для путешествия было выбрано идеально - золотая осень, вокруг просто неописуемая красота.

-40
-41
-42
-43
-44

Сворачиваем на улицу Советских космонавтов, а затем на Карельскую улицу, и двигаемся на другой берег залива Вакколахти по Карельскому мосту.

Карельский мост в Сортавале.
Карельский мост в Сортавале.

Мост был построен в 1932 году из местного гранита, и на тот момент это был самый длинный мост в Финляндии.

Сортавала не раз переходила от страны к стране: в разные периоды времени город был в составе Шведской, Российской Империи и Финляндии
Карельский мост.
Карельский мост.
-47

На том берегу в первую очередь бросается в глаза дом Карла Густава Берга - первого бургомистра (мэра) Сортавалы, который происходил из одного из самых старых шведских родов в городе и вел активную деятельность: при нем в городе были проложены тротуары, установлено уличное освещение, проведено озеленение улиц, он поспособствовал открытию учительской семинарии и мирской школы.

Дом Берга в Сортавале, 2025 год.
Дом Берга в Сортавале, 2025 год.

Здание - историческая реплика, оригинальное здание полностью сгорело в 1976 году.

Дом Берга 1910-1920 гг. / Фото: https://vk.com/wall-189886731_11092
Дом Берга 1910-1920 гг. / Фото: https://vk.com/wall-189886731_11092

Перед зданием мы видим памятник Уно Ульбергу - это финский архитектор, по проектам которого построено несколько зданий в Сортавале, а также разбит сквер неподалеку.

Памятник Уно Ульбергу в Сортавале.
Памятник Уно Ульбергу в Сортавале.
Проработка пуговиц на памятнике Уно Ульбергу.
Проработка пуговиц на памятнике Уно Ульбергу.

Возле сквера как раз находится здание авторства этого архитектора - Финляндский банк 1915 года постройки.

Здание Финлянского банка в Сортавале
Здание Финлянского банка в Сортавале

В сквере в 1935 году, к столетию "Калевалы", был установлен памятник рунопевцу, который посвящен исполнителям древних песен (рун), и прообразом которого стал Петри Шемейкка - рунопевец, крестьянин и охотник, живший в XIX - начале XX веках. Он не знал все руны, но благодаря внешности (есть схожесть с с образом героя «Калевалы» Вяйнямёйнена) и прекрасной игре на кантеле (финский аналог гуслей) ему всегда были рады на песенных праздниках.

«Калевала» — карело-финский поэтический эпос, созданный в XIX веке и состоящий из 50 песен (рун). Он оказал большое влияние на культуру, искусство и науку в Финляндии. В основу эпоса легли народные эпические песни, большая часть которых была записана в Карелии. Калевала - название мифической страны, в которой живут и действуют герои. Один из героев эпоса - Вяйнямёйнен, его именем названа прилегающая к скверу улица.
Памятник рунопевцу в Сортавале.
Памятник рунопевцу в Сортавале.
Памятник рунопевцу в Сортавале.
Памятник рунопевцу в Сортавале.
-55
Петри Шемейкка / Фото: https://историческийбагаж.рф/post/pamyatnik-runopevcam-2224
Петри Шемейкка / Фото: https://историческийбагаж.рф/post/pamyatnik-runopevcam-2224

Проходим по улице Суворова и поворачиваем налево - нужно зайти за едой на день в два заведения: "Калитка" или "История А", они расположены друг напротив друга, и у обеих хорошие отзывы.

На улице Суворова.
На улице Суворова.

Всегда интересно, будучи в каком-то месте, попробовать местную кухню, а калитки как раз называют одним из главных символов Карелии. В Сортавале даже проходит ежегодный фестиваль карельской калитки (летом).

Калитки — традиционные открытые пирожки с разнообразными начинками, характерные для кухонь народов северо-запада России, особенно популярны в Карелии. Один из вариантов, откуда могло произойти название этой выпечки, - от старинного русского слова "калита" (кошель, сумка).

Тем не менее, калитки мы купили не в "Калитке", тут мы взяли глёгг - горячий напиток из виноградного сока (в оригинале он из красного вина, но тут безалкогольный) с пряностями, который часто употребляют в канун Рождества в Финляндии, Швеции, Эстонии и Латвии. Есть некоторая схожесть с глинтвейном, но отличается прилично. В первую очередь, для глёгга используется более широкий набор пряностей и дополнительно добавляется миндаль и изюм. Кроме того, если основа - алкоголь, то может использоваться не красное вино, а что-то другое: бренди, коньяк, ром и т.д.

-58
В "Калитке" помимо напитков и выпечки есть всякое интересное мороженое.
В "Калитке" помимо напитков и выпечки есть всякое интересное мороженое.
-60

В "Истории А" глёгга нет, но зато здесь гораздо более обширный выбор калиток, поэтому их покупали тут. Кроме того, тут есть посадочные места. Мы, правда, ими не воспользовались, чтобы успеть осмотреть все запланированное.

-61
-62
-63
-64
-65
-66

Закупившись, отправились на набережную. Ели калитки, пили глёг, наслаждались видами на озеро Ляппяярви и остров Риеккалансаари.

Рие́ккаланса́ари - крупнейший остров Ладожского озера. На нем расположены несколько поселков Сортавальского городского поселения.
-67
-68
Решила, что рядом с ромашками растет мята. Хорошо, что не успела съесть - оказалась крапива!
Решила, что рядом с ромашками растет мята. Хорошо, что не успела съесть - оказалась крапива!

Увидели каменную арку и камень желаний, памятник "Ярослав Всеволодович и его сын Александр Невский". Фотографии вышли не очень хорошие, потому что солнце было как раз "за спиной" всех "фотомоделей".

В 1227 году новгородский князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) совершил массовое крещение карелов для закрепления Карелии за Новгородом, а не за шведами.
Камень желаний в Сортавале. Инструкции к использованию нет!
Камень желаний в Сортавале. Инструкции к использованию нет!
Камень желаний поближе. Желание загадала!
Камень желаний поближе. Желание загадала!
Ярослав Всеволодович и его сын Александр Невский.
Ярослав Всеволодович и его сын Александр Невский.
Памятник императору Александру I.
Памятник императору Александру I.

Дошли до скульптуры ладожской нерпы, которая была создана и установлена по инициативе национального парка «Ладожские шхеры» и петербургского Фонда друзей балтийской нерпы.

Шхе́ры — архипелаг, состоящий из мелких скалистых островов, разделённых узкими проливами и покрывающих значительную часть прибрежной морской полосы.
Скульптура ладожской нерпы.
Скульптура ладожской нерпы.
-75
-76

От нерпы дошли до Валаамского причала, после чего отправились в обратный путь, но не тем же путем, а по немного другому маршруту, чтобы захватить еще парочку достопримечательностей.

-77
-78

Мимо центральной котельной, по улице 40 лет ВЛКСМ, и вот мы снова на Карельской улице.

Труба центральной котельной.
Труба центральной котельной.
-80
-81
До чего красивый дом! И деревья перед ним смотрятся просто прекрасно, глаз радуется.
До чего красивый дом! И деревья перед ним смотрятся просто прекрасно, глаз радуется.
-83
-84

На той стороне дороги находится Никольская церковь (храм Николая Чудотворца), построенная в конце XIX века, а деньги на ее постройку пожертвовал петербургский купец Григорий Елисеев (если вам сразу вспоминается Елисеевский магазин, то это правильно - это один из братьев Елисеевых, которым принадлежал этот магазин).

Никольская церковь в Сортавале.
Никольская церковь в Сортавале.
-86

По улице Горького мы дошли до ратуши, которая была центром городской жизни на рубеже XIX-XX веков.

Стоматология на улице Горького.
Стоматология на улице Горького.
-88
Дом на улице Горького.
Дом на улице Горького.
Здание ратуши в Сортавале.
Здание ратуши в Сортавале.

Здесь работал бургомистр, собиралась дума, располагался местный суд, проводились значительные городские мероприятия. Здание было построено в 1885 году и является одним из самых значимых памятников деревянной архитектуры Финляндии XIX века. Со временем пришло в упадок, как и многие постройки в городе. Районные власти пытались продать его за 5 млн рублей на торгах, но желающих купить полусгнившее здание не нашлось. В итоге им начал заниматься фонд Кронида Гоголева. Здание реставрируется, но уже можно попасть внутрь (ежедневно с 14.00 до 20.00 и нужно купить билет).

Кронид Александрович Гоголев (13 июля 1926, село Прутское, Новгородская губерния — 10 апреля 2013, Сортавала, Республика Карелия) — советский и российский художник-живописец. Народный художник Российской Федерации (1996), Лауреат Государственной премии России, Заслуженный работник культуры РСФСР (1976) и Карельской АССР (1972). Наибольшие признание и известность принесли ему работы, выполненные рельефной резьбой по дереву.

Мы подошли к зданию одновременно с женщиной, и пришлось подождать, пока она войдет внутрь, чтобы сделать фотографию. Она же, увидев, что мы стоим у забора и чего-то ждем, спросила, не хотим ли мы попасть внутрь. На часах было 10 часов 10 минут, из чего можно сделать вывод, что осмотреть ратушу изнутри можно при определенном везении и во внеурочное время. Однако времени в запасе было недостаточно, так что мы отказались.

От Ратуши идем по зеленой (точнее, желтой!) зоне параллельно улице Ленина до железнодорожных путей, поворачиваем налево и двигаемся вдоль них.

-91
-92
Вид на станцию Сортавала-центр.
Вид на станцию Сортавала-центр.

Проходим мимо станции Сортавала-центр, не забываем про нерп возле причала, идем прямо до паровоза Эр 788-81, который мы уже видели, и знакомым путем возвращаемся на вокзал - пора приступать ко второй части сегодняшнего путешествия: в 10.50 у нас ретро-поезд и - Рускеала!

-94
-95
-96

Мой Telegram-канал: Гулять!

Часть 2: Рускеальский экспресс
Часть 3: Сортавала