Юрий Павлович Швец (1902 - 1972), пожалуй первый советский профессиональный художник-фантаст, способствовавший зарождению и становлению жанра космической живописи в СССР. В своё время журнал "Техника - молодёжи" опубликовал несколько статей, посвящённых творчеству Юрия Швеца:
ИНЕССА ЛОМАКИНА, Ленинград
ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ И ПРОСПЕКТ ГАГАРИНА НА ЛУНЕ
У истоков космической живописи
Сегодня, когда научно-фантастическая живопись, посвященная освоению космоса, утвердилась как новое направление искусства, мы с особым интересом всматриваемся в истоки рождения картин о будущем.
И здесь встает перед нами фигура замечательного художника Юрия Швеца.
Сейчас мы смотрим с удивлением, как ему удалось сделать поразительные наброски и картины к кинофильму «Космический рейс». Ведь в годы, когда этот фильм снимался, не было ни космических полетов, ни космонавтов, ни даже проектов той техники, которая вывела человека во вселенную.
Но в эти годы еще жил Константин Эдуардович Циолковский. И он помог ему увидеть грядущее собственными глазами.
Мы знакомим читателя лишь с небольшой частью произведений Юрия Швеца. Но и по ним можно почувствовать смелый размах работы космического художника, на десятилетия опередившего свое время.
Когда космонавт Алексей Архипович Леонов принес в редакцию первые зарисовки космических далей, сделанные им на борту звездного корабля, мы приветствовали их как реальное утверждение живой фантастики изображения вселенной. Так мечты гениального ученого, талант незаурядного художника и острый глаз художника-космонавта распахнули заветные двери «вторжения» в космос средствами искусства. Сегодня через эти двери входят многие живописцы, и среди них молодые художники, чьи работы представлены на выставке нашего журнала «Грядущий день космонавтики», экспонируемой сейчас за рубежом.
Выдуманное должно быть правдивым, фантазия не может быть безудержной. Так считал художник Юрий Павлович Швец (1902— 1972 гг.) и любил приводить слова писателя И. Бунина о том, что, если вы скажете, что на яблоне вырастут золотые яблоки, — это сказка, а если скажете, что на груше выросли яблоки, это уже абсурд...
Наверное, мы все запомнили, как художник из украинского села в фильме «Гори, гори, моя звезда» расписывал яркими красками незрелые яблоки. И этот безмолвный художник в исполнении Олега Ефремова вырастал в символ крылатого искусства, призванного пробуждать в человеке мечту и веру. Рассказывая о Швеце, я начну с этой ассоциации: она как бы донесет атмосферу его детства и юности, потому что Юрий Павлович — украинец, рос на Полтавщине в семье батрака, где было шестеро детей, и в первые годы революции он работал почтальоном, сторожем, курьером, позже учителем. И наконец, в местном драматическом театре-студии «Просвит» актером и декоратором.
Уже в 20-е годы он учился и закончил в Киеве почти параллельно два вуза, определявшие его пристрастия: музыкально-драматический институт имени Лысенко по классу знаменитого профессора Муравьевой — как артист-вокалист и художественный институт — как кинохудожник-постановщик.
Что касается его творчества как кинохудожника, то оно было щедрым и ярким, а в «космическом» кино — этапным. Именно он был художником таких популярных фильмов, как «Георгий Саакадзе», «Великий гражданин», «Гибель «Орла», «Аршин мал алан» и др. Около пятидесяти фильмов оформил Ю. Швец. Но по-настоящему выразил себя прежде всего в фильмах-сказках, ставших уже классикой. Не одно поколение выросло на фильмах, в которых принимал участие художник, и сейчас не сходят с экрана «Золотой ключик», «Новые похождения Кота в сапогах», «Тайна горного озера»... Наши родители помнят потрясающий успех первого в мире кукольного фильма «Новый Гулливер», поставленного в 1935 году на «Мосфильме» А. Птушко. Всю технику, которую выставили лилипуты против Гулливера, как и многое другое в этом фильме, придумал художник Ю. Швец. Однако весь каскад фантастических конструкций и декораций уже не был случайным. Наступило время, когда художник «заболел» космосом. На его счету уже был фантастический фильм «Город под ударом» (1933), и вот теперь на «Мосфильме» шла работа над «Космическим рейсом»...
Мы все хорошо понимаем роль в кинематографе режиссера, оператора, сценариста, но мы часто забываем о том, что самый первый зрительный образ нового фильма создает художник. Именно в его эскизах рождается то, что затем будет снято.
Сегодня кинокамеры снимают старты ракет с космодромов, ведут репортажи космонавтов непосредственно в полете... А представьте 1934 год. Для первого советского космического фильма нужно выстроить ангар, эстакаду для старта ракеты, космические пейзажи... Волею судеб художнику предстояло встретиться с К. Э. Циолковским: он согласился быть главным консультантом «Космического рейса». Не раз Швец вместе с режиссером фильма В. Журавлевым ездил в Калугу. Старый ученый стал соавтором создаваемой картины. Он требовал от киноколлег точности, исправлял в сценариях малейшую вольность с наукой, подготовил специальный «Альбом космических путешествий», заполненный своими расчетами, схемами, рисунками, в которых даже изобразил для съемочной группы, как именно должен выходить космонавт через люк корабля без разгерметизации кабины, как будет передвигаться в космосе вокруг ракеты.
В эскизах, привезенных Швецом, Циолковского интересовало абсолютно все: цвет неба вокруг Луны, цвет немигающих звезд, движение теней и их густота, положение Солнца и Земли на небе Луны, поскольку в фильме шла речь о том, как попадает человек на планету и что делает на Луне. Особенно обрадовали молодого художника слова похвалы Циолковского, что созданные им конструкции «по всем законам механики, техники» правильны...
От того времени осталась не только фотография, опубликованная в газете «Вечерняя Москва» 1935 года, на которой сняты Циолковский, Журавлев и Швец за обсуждением эскизов к будущему фильму. Сохранились и опубликованы письма Циолковского к режиссеру «Космического рейса», в которых он называет постановку фильма геройством, пишет о грандиозности замысла, о том, что уже сценарий «хорошо познакомит нашего советского зрителя с начатками сегодняшних научных данных о звездоплавании. Он ставит вполне научный прогноз завтрашних достижений и обязательно возбудит интерес к изучению этого дела».
Особенно восхищало художника письмо, датированное 24 января 1935 года. «Как я сам гляжу на сущность космических путешествий? Верю ли я в них? Будут ли они когда-нибудь достоянием человека?.. До последнего времени я предполагал, что нужны сотни лет для осуществления полетов с астрономической скоростью (8—17 км/с). И это подтверждалось теми слабыми результатами, которые получены у нас и за границей. Но непрерывная работа в последнее время поколебала эти мои пессимистические взгляды: найдены приемы, которые дадут изумительные результаты уже через десятки лет».
С каждой победой в космосе художник возвращался к пророческим словам Циолковского, дар научного предвидения которого словно осветил все последующее творчество Швеца.
Именно с тех пор, на какой бы студии страны ни ставился фильм, связанный с космической темой — игровой или научно-популярный, — Швец устремлялся туда. Космос стал главной темой художника. Его творчество составило этап в советском «космическом» кино, следующим рубежом которого стали уже документальные съемки.
Жанр его картин мы называем научно-фантастическим и с полным правом ставим ударение на первой части этого определения. Среди его кинофильмов: «Небо зовет», «Вселенная», «Луна», «Марс» и др.
Швец писал много, тщательно. Только к «Утренней звезде» он выполнил более ста эскизов. Успех фильмов на международных кинофестивалях был и его успехом. «Вселенная» была отмечена премией в Каннах, «Луна» в Триесте получила золотую медаль — за фантастику...
Сорок лет назад, в 1933 году, начал этот художник свое путешествие по планетам. Его работы, выполненные в разное время темперой, акварелью, карандашом, каждая по-своему рассказывают сегодня о космических мечтаниях этого художника. Однако главное в них — не проникновение в новый мир, не космическое безмолвие. Лейтмотив работ Швеца на всем протяжении творчества: тема освоения космоса человеком. «Космодром на Луне» (1958), «На Марсе. Встреча двух миров» (1961), наконец, одна из последних работ, датируемая 1972 годом, «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина. 1996 год». Всю жизнь он мечтал о космических победах и не задумывался над тем, что делает он сам для этих побед. Так было до последнего дыхания художника, погибшего в автомобильной катастрофе. Фантазия художника, десятилетия назад предвосхитившая действительность, на многих полотнах Швеца уже воспринимается как отражение реальности. И это еще раз свидетельствует о силе его искусства, призванного пробуждать в человеке мечту и веру.
В майском номере журнала "Техника - молодёжи" за 1983 год разговор о творчестве художника продолжил материал искусствоведа Валерия Кленова "У истоков жанра":
В ...области изобразительного искусства проявился в конце 20-х годов талант одного из основоположников нового жанра научно-фантастической живописи, художника кино Юрия Павловича Швеца (1902-1972; см. "ТМ" № 4 за 1975 год).
Ю. Швец родился на Украине. В 1929 году он закончил Киевский художественный институт по отделу теории кино. Уже в 1927 году Швец начал работать на киностудии "Украинфильм" в качестве художника-постановщика, проявляя тяготение и к театру, и к сказочно-фантастическим сюжетам в литературе и живописи. Воспитанная в художнике за годы обучения смелость творческого поиска на стыке изобразительного искусства, дизайна и техники сделала его восприимчивым к самым новым явлениям в различных областях культуры. Научно-техническая революция начала столетия сменила традиционную гуманитарно-мифологическую ориентацию искусства предыдущих эпох на восторженный, но недолговечный футуристический культ "машины и промышленности", на повышенный интерес художников к изображению микро- и макромиров. Она привела к многочисленным экспериментам с кинематическим "оживлением" статичных видов искусства: скульптуры, живописи, графики. Динамизм эпохи нашел свое предельно яркое воплощение в "киноэстетике" 20-30-х годов. Синтетические возможности киноискусства привлекали к нему многих представителей космической темы в литературе, живописи, музыке. Их влекла способность кино выразить невыразимое, показать несуществующее в окружающем мире. Неудивительно, что советскому киноискусству <немого периода" удалось создать такое запоминающееся произведение фантастико-космической тематики, как "Аэлита" Я. Протазанова, поставленное по одноименному роману А. Толстого. Новаторские фото А. Родченко, советское документальное кино рубежа 20-30-х годов и в еще большей степени творчество А. Довженко повлияли на молодого художника кино, определили его выбор.
В 1931 году Швец переезжает в Москву и создает, используя самые современные средства кинотехники (монтаж, комбинированные съемки различного типа), фантастический фильм "Город под ударом". Тогда же художник впервые обращается к космической теме. В 1934 году при непосредственном участии К. Э. Циолковского Швец создает декорации к первому советскому научно-фантастическому кинофильму "Космический рейс". Серьезнейшее внимание основоположника космонавтики к каждой детали, требование строгой научности в показе космической техники будущего помогли Швецу сформировать в своем творчестве основные принципы советской научной и космической фантастики. Этот новый, молодой жанр мирового искусства возник в нашей стране в годы первых пятилеток, но впитал в себя художественные традиции многих стран и эпох. Вторым его крупнейшим представителем в середине 30-х годов стал профессор Г. И. Покровский (см. "ТМ" № 10 за 1979 год) - родоначальник "научно-художественной прогностики", в которой объединились искусство, техника и наука.
В 1937 году Швец принял деятельное участие в создании нового фильма о космосе - "Утренняя звезда". Достижения советской научно-фантастической литературы, живописи и кино 20-30-х годов стали лирическим прологом тех грандиозных побед в освоении космоса, которые были одержаны нашей страной в последующие десятилетия. Художник внимательно следил за вехами этого стремительного, захватывающего дух пути. В 1940 году в небо поднялся первый в мире ракетоплан конструкции С. П. Королева, в 1949 году начались регулярные старты геофизических ракет. Вместе со всем человечеством Швец приветствовал запуск первого искусственного спутника Земли, исторический полет Юрия Гагарина, выход в открытый космос первого художника-космонавта А. А. Леонова. Под воздействием этих эпохальных событий жанр научной и космической фантастики приобрел сторонников в литературе и искусстве практически всех развитых стран мира.
В 50-60-х годах Швец создает сотни декораций к кинофильмам о космосе: "Вселенная" (1952), "Небо зовет" (1958), "Мечте навстречу" (1961), "Луна" (1963). Выполненные темперой и акварелью, они в большинстве своем имеют совершенно самостоятельное художественное значение. Швец принимал участие в создании нескольких десятков фильмов разной тематики, но тема космоса была центральной в его творчестве. Именно в ней максимально проявились его познания, талант, увлеченность. До конца своих дней - он трагически погиб в автомобильной катастрофе - художник создавал все новые работы в области космической фантастики. Одна из последних датирована 1972 годом.
Публикуя два неизвестных читателям произведения Швеца из "лунной серии" 60-х годов, редакция надеется, что еще многие работы из творческого наследия этого выдающегося представителя жанра станут известны многочисленным поклонникам его таланта. Лучшие картины Швеца вполне заслуживают отдельной альбомной публикации и постоянного экспонирования в музеях нашей страны, а также в картинной галерее и на передвижных экспозициях Международной художественной выставки "Время - Пространство - Человек".
Созданные Ю. П. Швецом, его современниками и последователями произведения открыли перед советским и мировым изобразительным искусством новую, космическую дорогу. Наши потомки из третьего тысячелетия, вероятно, найдут в них одно из ярких свидетельств начала нового этапа развития мировой культуры, устремившейся в бескрайние пространства и времена.
ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ, искусствоведд.
P.S.
А 2016 году в Доме-музее А.Л. Чижевского (Калуга) прошла выставка, приуроченную к 80-летию выхода на экраны научно-фантастического фильма «Космический рейс».