6 групп-пионеров советского метала, кроме «Арии».
Не так давно я выпускал на канале материал о ВИА «Поющие сердца». На базе этого коллектива под руководством Виктора Векштейна в 1985 году была образована группа «Ария». При подготовке публикации, а после и в комментариях под ней, мне попадались суждения об «Арии» как «первой, официальной» советской металл группы, а их альбом «Мания величия» называли первым официальным хэви-металл альбомом.
Найдутся меломаны, которые возьмутся опровергнуть это суждение. «Ария» - знаковая группа на отечественной хэви-металл сцене, породившая целую вереницу созданных её участниками коллективов так называемой «арийской семьи». Но были ли они первыми? В чем-то – возможно, и точно – это одна из первых широко популярных и получивших официальный статус хэви-металл групп. Однако в качестве «первых советских металлистов» называют и многие другие коллективы, разной степени известности. О некоторых из них кратко поговорим в сегодняшнем материале.
Пролог
Ответить на вопрос в заголовке – не получится. Просто тому, что ответа не существует. История современной музыки такова, что на каждого первого и на каждого «пионера» всегда найдется «ещё более первый» - всё зависит от того, на какие критерии опираться и как глубоко копать. И у каждого меломана или музыканта будет своя правда.
Начать с того, что само по себе понятие металла уже воспринимается по-разному. Кто-то скажет, что в советских реалиях металла не было и быть не могло, а то, что принято под ним понимать – априори вторично. Другие же, напротив, воспринимают советский рок и советский металл как взаимосвязанные между собой самобытные явления, возникшие в предлагаемых исторических обстоятельствах.
Советский метал, как и советский рок в целом, формировался в условиях необходимости противодействия и взаимодействия с официальным культурным дискурсом. В реалиях того времени группе, чтобы легально выступать и выпускать пластинки, нужно было получить официальный статус, а для этого – соблюсти ряд условий, в частности, иметь приписку к учреждению культуры или членство в общественной организации. В этом смысле «Ария», рожденная в результате реорганизации ВИА стараниями руководителя «Поющих сердец», достаточно быстро и одной из первых получила этот пресловутый официальный статус.
Однако то, что группа не была признана, не значит, что её не существовало, петь и писать песни творческой личности запретить невозможно, как не пытайся. Корни советского металла разветвлены, он формировался параллельно в двух пластах: в среде, близкой к ВИА и официальному музыкальному дискурсу, и в более или менее глубоком андеграунде. А всех возможных групп – никогда не перечесть.
Всплеск интереса к тяжелой музыке и виток «моды на металл» пришелся на середину-вторую половину 80-х. В этот период вышли самые известные пластинки, ставшие классикой жанра, заявили о себе знаковые группы. Однако эксперименты с тяжелой музыкой начались намного раньше.
Кратко обозначив контекст, я не стану лезть в музыкальные дебри и дефиниции многообразного мира металла и его разнородных воплощений, из них можно просто не выбраться, это тема диссертации, а не популярной статьи.
Задача «Журнала МУЗилка» - рассказывать истории и напоминать сюжеты из музыкального прошлого. Взяв в качестве условной точки отчета дату создания «Арии», расскажу о нескольких группах, которые меломаны и музыковеды часто выделяют в рядах пионеров советского металла.
«Черный кофе»
Среди корифеев и старожилов советского металла и тяжелой музыки – сразу две группы с прилагательным черный в названии – «Черный кофе» и «Черный обелиск». Одну из них, а именно «Черный кофе», часто выделяют как хронологически первый металл-коллектив.
Группа во главе с Дмитрием Варшавским существует по сей день. Основатель и лидер остается её единственным бессменным участником на протяжении четырех с половиной десятилетий.
Начало группы возводят к 1979 году. Тогда студент музыкального училища имени Гнесиных начинает собирать первый состав и пишет песню «Страна» на стихи Андрея Вознесенского. С этого момента он и ведет историю коллектива. Первый состав оформился к 1982 году.
Широкую популярность и официальный статус коллектив обретает к 1985-1986 годах, работая сначала в Актюбинской, потом в Марийской филармонии, где менеджером группы становится Ованес Мелик-Пашаев.
Дебютный полноценный альбом под названием «Переступи порог» группа записывает и выпускает в 1987.
Пластинка включала 12 композиций, в их числе был, пожалуй самый главный хит коллектива, "визитная карточка" "Черного кофе" песня "Владимирская Русь".
Источники разной степени авторитетности сообщают, что самая первая запись группы на единственной официальной студии «Мелодия» была сделана раньше - в 1982. Это была песня под названием "Птица". Саму запись мне на популярных ресурсах найти не удалось.
Первый концерт «Черного кофе» прошел в столичном клубе «Искра» в 1984-м.
«Облачный край»
Советская страна велика и необъятна. В начале 80-х тяжелые гитарные рифы зазвучали из разных уголков России. Истоки хеви-метала обнаруживаются и в музыкальном подполье русского севера, а именно города Архангельска. Здесь возникла группа «Облачный край».
Основателем и центральной фигурой коллектива был Сергей Богаев. Под названием «Облачный край» группа работала с 1982 года, но история её началась в 1978 году, тогда группа называлась «Мертвые уши». Под этой вывеской было выпущено два первых альбома, включаемых в дискографию «Облачного края».
Коллектив выделился интересным и своеобразным музыкальным стилем. Жанрово и стилистически их музыку рассматривают на стыке хард-рока, хэви-металла и панка. С последним их роднит и лирическая составляющая – резко-критические, хлёсткие тексты на социально- политические темы. Естественно, такая группа не могло получить официального статуса и признания в советских реалиях, однако их творчество распространялось по стране.
Музыкант-любитель Богаев работал электриком на заводе «Красная кузница», его привлекали к художественной самодеятельности, организации концертов в заводском ДК. Там группа получила базу для репетиций.
Став «Облачным краем» в 1982 году группа начинает набирать популярность за пределами Архангельска. Произошло это при содействии музыкантов «Аквариума». Приехав с гастролями, они были приятно удивлены музыкальным уровнем и качеством записей архангельского коллектива.
В том же 1982 году коллектив записывает альбом «Великая гармония», названный Богаевым одним из самых удачных.
От альбома к альбому в музыке «Облачного края» намечается крен к более тяжелому, металлическому звучанию.
К 1984 году, проблемному для всего советского рока, Богаев с товарищами добираются до «Вершины идиотизма», такое название получил уже пятый по счету и один из самых известных альбомов «Облачного края»
Лишившись возможности работать и записываться в Архангельске, подпольная группа перебирается в город на Неве. На смену архангельскому этапу в творчестве группы приходит ленинградский. Здесь, уже в Санкт-Петербурге, в 2011 году оборвалась жизнь Сергея Богаева, после чего коллектив навсегда прекратил своё существование.
Август
Ёмкие, в одно короткое слово, названия, которые хорошо звучат и легко пишутся и на кириллице, и на латинице – привычное дело для отечественных хэви-металл коллективов. Именно такой логикой, по его же признанию, руководствовался Владимир Холстинин – один из ключевых музыкантов в истории «Арии», предложивший это слово в качестве названия.
В ряду коллективов, претендующих на «первенство» в советском хэви-металле, фигурирует и другой коллектив с коротким односложным названием - группа «Август».
Её основатель – Олег Гусев – земляк Егора Летова, уроженец Омска. Однако творческий взлет музыканта связан с Ленинградом, где в 1982 году и была создана группа .
В северную столицу Гусев переехал ещё подростком вместе с родителями, в 1973 году, здесь он получил профессиональное музыкальное образование – в училище имени Мусоргского. До создания собственного проекта он поработал во многих коллективах.
«Август», экспериментировавший на нише тяжелой музыки, сразу заявил о себе как профессиональный коллектив, приписку получил в Кемеровской филармонии. В состав вошли музыканты, ранее выступавшие в вокально-инструментальных ансамблях. Получился некий «микс» советского эстрадно-рокового аскетизма и ориентации на западные образцы. В такой дихотомии выковывался облик и звучание группы «Август».
В 1985 «Август» перешел на работу в Ленконцерт, а в 1988 группа выступила на международном фестивале тяжелой музыки.
Коллектив сталкивался со всевозможными запретами на выступления и записи, что ставило под угрозу его существование, группа распадалась и собиралась вновь, меняя составы.
В конце 80-х альбомы «Демон» и «Ответный удар» были изданы на виниловых пластинках фирмы «Мелодия». Всего в дискографии коллектива – 6 альбомов.
В начале 90-х Гусев Уходит со сцены и группа распадается, фронтмен находит себя в качестве клипмейкера. В 2002 году «Август» возрождается, но уже без Гусева. По сей день группа считается действующей.
«Круиз»
Разговор о становлении советской тяжелой музыки невозможен без «Круиза». Группа была создана в 1980 году из бывших участников вокально-инструментальных ансамблей «Магистраль» и «Молодые голоса».
Коллектив работал при Тамбовской филармонии, изначально исполняя классический рок. Со временем «Круиз» эволюционировал в сторону тяжелой музыки. По мнению многих меломанов и критиков «Круиз» считается одной из групп, стоявших у истоков мелодического хард-рока на советской сцене.
На начальном этапе в группе работал будущий лидер «Альфы» Сергей Сарычев. Именно он написал музыку к песне «Крутится волчок», ставшей визитной карточкой «Круиза». По ней был озаглавлен дебютный альбом коллектива.
В 1984 «Круиз» был официально расформирован. Однако, один из основателей и центральных фигур в истории группы Валерий Гаина вскоре возродил коллектив, взяв курс на утяжеление звучания.
Следующий 1985 год стал переломным в истории группы, «Круз» записывает альбом «КиКоГаВВА». Странное название – аббревиатура из имен и фамилий участников – Валерий Гаина, Всеволод Королюк, Александр Кирницкий. Все трое входили в первоначальный состав группы до официального расформирования. Кирницкий написал большую часть музыки альбома.
Альбом получился экспериментальным, разительно отличающимся от всех предыдущих работ «Круза». Он обозначает смену жанрово-стилистической ориентации, на нём закладываются основы тяжелого, хэви-металлического звучания.
Знаковым, классическим хэви-металл альбомом, как в дискографии группы, так и в истории советского металла в целом, считается пластинка «Круиз-1». Магнитоальбом хэви-металлического трио «Круиз» записан в 1986 году, а в 1987 записи были официально изданы «Мелодией» на грампластинке.
«Коррозия металла»
1984 годом датируется рождение одной из самых эпатажных и жестких для своего времени советских групп – «Коррозия металла» во главе с москвичом Сергеем Троицким по кличке «Паук». Именно к музыке этого коллектива возводят привнесение в советскую музыку «трэш-металла», старейшего из экстремальных направлений металла.
Творческий путь основателя «Коррозии» начался с 1979 года. Подростком, отдыхая в пионерлагере, Сережа услышал записи «Beatles» и «Kiss» и влюбился в рок-музыку. Вскоре, вдохновившись тяжелым звучанием «Led Zeppelin» и других коллективов, он загорелся идеей создать собственную группу, исполняющую тяжелый рок. Так к 1982 году появился проект «Вий», считающийся предтечей «Коррозии металла».
Словосочетание, ставшее названием коллектива, выпускник Троицкий подсмотрел в билете на экзамене по химии.
На дворе был 1984 год, тогда советские власти «крепко взялись» за рок, побуждая работавшие официально рок коллективы исполнять «песни советских композиторов». На таком культурном фоне юноша, увлеченный западным металлом, явил свою «Коррозию металла», чьи зубодробительные рифы шли вразрез и в противовес с культурной реальностью.
Агрессия в музыке, смелые тексты, эпатажное поведение произвели шокирующий эффект на советского слушателя, вызвав неоднозначную реакцию.
«'Коррозия Металла' стали символом бунтарства и протеста, воплощая дух времени», -
так явление группы характеризовал музыковед Андрей Бурлака.
Первый концерт группы состоялся в 1985 и был разогнан силовыми структурами. В тот же год была сделана демо-запись «Власть зла» с 6 треками. Представленная на ней композиция «Люцифер» впоследствии вошла в дебютный альбом.
Открывающий дискографию группы «Орден Сатаны» датирован 1988 годом. Возможность записываться в студийных условиях группа получила после вступления в «Московскую рок-лабораторию» в 1987-м.
Официально дебютный альбом «Орден Сатаны» был издан уже в 1991.
Всего у коллектива к текущему моменту полтора десятка альбомов, не считая концертных записей и сборников.
«Легион»
Музыкальную стилистику основанной гитаристом и басистом Олегом Царевым группы «Легион» определяют сочетанием различных жанров металла: хэви, спид, пауэр, прогрессив-метал. Генетический этап формирования группы охватывает период с 1978 по 1982 год.
Изначально «Легион» был квинтетом, в творческой деятельности которого, помимо участников коллектива, были задействованы брат Царева Игорь и поэт Александр Афанасьев. Он написал тексты первых песен группы, записанных в домашних условиях.
К 1981 году состав «Легиона» меняется. Царев знакомится с Алексеем Булгаковым, который займет место у микрофона, станет голосом коллектива и основным автором текстов песен. Он же взялся за бас-гитару, а Царев занял позицию гитариста и композитора.
Официальным годом рождения группы принято считать 1982, когда «Легион» с Булгаковым в составе дал первый концерт. Дебютный демо-альбом «Битва» с пятью композициями, по разным данным датируется то 1984, то 1982 годом.
К 1986 году «Легион» становится участником «Московской рок-лаборатории», что означало легализацию деятельности. На следующий год коллектив становится призером «Фестиваля надежд».
1987 год ознаменован выходом второго альбома «Апокалипсис» с композициями батальной тематики. В тот же период группа чуть было не распадается, но вскоре собирается вновь. К концу 80-х музыканты решают попробовать свои силы за рубежом, выпускают несколько англоязычных песен, которые так и не были официально изданы.
Основателя группы Олега Царева не стало в 1993 году. Однако «Легион» не распался, меняя составы, группа продолжила работать с Булгаковым в качестве фронтмена. Коллектив существует по сей день.
Эпилог
Поскольку речь в публикации изначально шла об отечественной традиции тяжелой музыки, в этот далеко не полный обзор я взял только группы, которые пели на русском языке. Хотя на этапе становления и популяризации металла в СССР существовало немало заметных англоязычных групп. Так, в ряду «первопроходцев советского трэша» отметилась ныне забытая, но весьма интересная московская группа с коротким названием «SHAH». Основанный в 1985 году коллектив исполнял англоязычный репертуар, ориентируясь на классиков жанра - «Megadeth», «Slayer», «Metallica». У группы был свой колорит, изюминка, обусловленные происхождением музыкантов. Участники группы Михаил Жемчужный и Антон Гарсия имели цыганские и испанские корни, что нашло отражение в музыкальном облике коллектива.
Группа известна ещё и тем, что на протяжении двух лет в ней на бас-гитаре играл один из столпов русского металла – Анатолий Крупнов, основатель «Черного обелиска», также называемого в ряду фундаментальных групп в истории отечественной тяжелой сцены. Хит коллектива – композиция «Я остаюсь» известна даже тем, кто о группе знает только понаслышке, это классика отечественного рока, песня, ставшая рок-гимном.
По большому счету, каждый из представленных здесь коллективов достоин большого отдельного материала, в рамках данного формата пришлось ограничиться лишь кратким рассказом. А какие советские тяжелые группы знаете, любите и слушаете Вы? Я наверняка много чего забыл. Буду благодарен за дополнения.
Материал создан на базе информации из открытых источков. Возможны неточности (и они наверняка есть!). К сожалению, не все упомянутые записи оказались доступны для интеграции в Дзен. Прошу отнестись с пониманием.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей в разных жанрах и стилях и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.