Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Орловский спис и мозаичные замощения

Различные культуры, каждая по-своему, внесли вклад в осмысление возможностей замощения плоского пространства, развивая ту или иную традицию мозаичного покрытия. Русской культурой тоже сделан уникальный вклад в разработку мозаичных покрытий и называется этот вклад орловский спис. Абстрагируемся от материала замощения и рассмотрим мозаику как геометрический объект не имеющий объёма. Замощение плоскости может быть сделано разными типами мозаичного покрытия, которое является как простым (когда всё определяет только форма плитки), так и множественным (когда проявляются новые узоры на базе одинаковых плиток, части которых окрашены в разный цвет или на базе плиток разного размера). Хорошо известны и описаны четыре основные типы мозаик: АНТИЧНАЯ (греческо-римская), ИСЛАМСКАЯ ГОТИЧЕСКАЯ (эпохи возрождения) МОДЕРНИСТСКАЯ Все они служили идее украшения вилл, терм, домов и храмов. Какой бы ни была материальная основа замощения, для наблюдателя это лишь поверхность, разделённая на ячейки. Если исп
Оглавление

Различные культуры, каждая по-своему, внесли вклад в осмысление возможностей замощения плоского пространства, развивая ту или иную традицию мозаичного покрытия. Русской культурой тоже сделан уникальный вклад в разработку мозаичных покрытий и называется этот вклад орловский спис.

Абстрагируемся от материала замощения и рассмотрим мозаику как геометрический объект не имеющий объёма. Замощение плоскости может быть сделано разными типами мозаичного покрытия, которое является как простым (когда всё определяет только форма плитки), так и множественным (когда проявляются новые узоры на базе одинаковых плиток, части которых окрашены в разный цвет или на базе плиток разного размера).

Хорошо известны и описаны четыре основные типы мозаик:

АНТИЧНАЯ (греческо-римская),

ИСЛАМСКАЯ

ГОТИЧЕСКАЯ (эпохи возрождения)

МОДЕРНИСТСКАЯ

Все они служили идее украшения вилл, терм, домов и храмов.

Какой бы ни была материальная основа замощения, для наблюдателя это лишь поверхность, разделённая на ячейки. Если использовать абстрактный подход, и рассматривать покрытие пространства как двумерный геометрический объект не имеющий толщины, то мы обнаружим ещё один тип мозаики, который отличен от всех предыдущих и называется он орловский спис. Его использовали для вышивки концов полотенец, предназначенных оберегать род с пожеланием процветания, счастливой семейной жизни и благополучных родов. Полотенца, вышитые орловским списом считались особенно ценными, ими украшали дом, но делали это по большим (круганным) праздникам. Образец такого полотенца представлен дальше.

Этот вид мозаичного покрытия отличается тем, что геометрические орнаменты размещаются внутри линий, изображающих дерево, лягушку-рожаницу, птицу или другие объекты. Мозаичным узором заполнены внутренние контуры.

Орнаменты, заполняющие контур изнутри называются бранками.

Определим понятие бранка.

Бранка в орловском списе имеет два значения:
1. Бранкой называется удвоенный стежок. Самый маленький из таких стежков называется дробнушка. Дробнушка состоит из двух стежков, расположенных в точности друг над другом (нить идёт туда и обратно). Стежок покрывает собой две нити полотна. Используются стежки, зашивающие 2, 4, 6, 8 и 10 нитей основы. Если делать стежок ещё более длинным, то нить будет провисать. Тогда можно сказать, что стежки, закрывающие собой 4, 6, 8 и 10 нитей полотна, составлены из двух, трёх, четырёх и пяти дробнушек. Однако, если ткань полотна была очень плотная, то за основу дробнушки брали три нити и потом соблюдали те же пропорции.

2. Бранкой также называется определённая повторяющаяся комбинация удвоенных стежков, вышитая по счёту нитей в технике набор, где основным швом является шов вперёд иголку. Эта комбинация стежков должна составлять красивый орнамент или его элемент. Описание бранок и их названия смотри тут: https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3

Если абстрагироваться и рассматривать орловский спис как мозаичное покрытие полотна, то мозаика создаётся из прямоугольных плиток (удвоенный стежок) представляющих из себя либо дробнушку, либо плитку величиной в 2, 3, 4, 5 последовательно идущих дробнушек. В таком случае дробнушку можно назвать базовой плиткой. Пример:

Работа автора. Мозаика составлена из красных и белых плиток величиной в одну дробнушку, две дробнушки и четыре дробнушки. Здесь полотно играет роль белых плиток.
Работа автора. Мозаика составлена из красных и белых плиток величиной в одну дробнушку, две дробнушки и четыре дробнушки. Здесь полотно играет роль белых плиток.

Представим, что в вышивке орловский спис нити полотна, которые закрываются цветной нитью представляют цветной вариант плитки, а пробелы между ними, то есть не зашитые нити полотна, целесообразно считать плиткой белого цвета. Следует отметить, что набор особенностей, свойственный такому типу замощения плиткой (стежками) вы не найдёте в других видах мозаики.

Мозаичное покрытие, выполненное по правилам вышивки орловский спис должно удовлетворять следующим условиям:

а) Элементами бранок и одновременно бранками являются 2 одинаковых стежка, которые в точности совпадают по длине и примыкают друг к другу в ближайшем параллельном ряду сверху или снизу, покрывая собой от двух до десяти нитей основы.

б) Элементы должны соблюдать принцип связанности, то есть иметь либо точку соприкосновения углами, либо частично или полностью накладываться друг на друга.

в) Элементы должны ритмично повторяться, для чего используется трансляционная симметрия (перенос, частный случай вращательной симметрии), вращательная симметрия, а также зеркальная симметрия.

Мозаики четырёх известных, указанных ранее типов формируются из плиток разной формы.

АНТИЧНАЯ МОЗАИКА

Она также называется греческо-римская мозаика и тяготеет к живописи, которая создаётся либо из мелкой округлой гальки, либо из одинаковых по размеру маленьких кубиков мрамора, смальты или др. материала, поэтому зазоры между ними малы, а величина рёбер составляет несколько миллиметров. Эти мозаичные элементы можно считать предвестником пикселей в современных видео- и фотокамерах, а также предвестником крестиков в вышивке крестиком. Римляне широко применяли мозаику как архитектурное украшение и напольное покрытие во дворцах, домах, театрах, термах, храмах.

Представим, что в вышивке орловский спис нити полотна, которые закрываются цветной нитью представляют цветной вариант плитки, а пробелы между ними, то есть незашитые нити полотна, целесообразно считать плиткой белого цвета. Следует отметить, что набор особенностей, свойственный такому типу замощения плиткой-стежками вы не найдёте в других видах мозаики.

Вот один из примеров такого мозаичного покрытия состоящий из плиток в 3 дробнушки (цветной нитью закрывается 6 нитей основы). Плитки частично накладываются друг на дружку.

Работа автора. Эта бранка названия не имеет.
Работа автора. Эта бранка названия не имеет.

Из той же бранки длиной в 3 дробнушки можно составить такую мозаику, где плитки соприкасаются углами:

Работа автора. Эта бранка имеет два названия: белокос или собачьи ребра. Здесь цветные плитки отделены белой плиткой одного размера с дробнушкой.
Работа автора. Эта бранка имеет два названия: белокос или собачьи ребра. Здесь цветные плитки отделены белой плиткой одного размера с дробнушкой.

Можно чередовать белые и цветные плитки одинаковой величины, тогда получается следующая мозаика:

Работа автора. Эта бранка тоже называется белокос.
Работа автора. Эта бранка тоже называется белокос.

Вот ещё примеры мозаичного покрытия:

Работа автора. Синяя бранка слева называется сосна с дробнушкой, справа бранка - штоф малый, розовая бранка называется кочерга, зелёная – штоф с расколом.
Работа автора. Синяя бранка слева называется сосна с дробнушкой, справа бранка - штоф малый, розовая бранка называется кочерга, зелёная – штоф с расколом.

Одной из самых древних мозаик (около 5000 лет до нашей эры) является мозаика, украшавшая колонны шумерского дворца. Сейчас это регион Урук на территории современного Ирака. Эта мозаика составлена из палочек-конусов до 10 см длины, прилегающих друг к другу.

Вторая половина IV тысячелетия до н.э. Эта мозаика находится сейчас в Пергамском музее в Берлине.
Вторая половина IV тысячелетия до н.э. Эта мозаика находится сейчас в Пергамском музее в Берлине.

Узор образован торцами конусовидных палочек. Торцы раскрашены в красный чёрный и белый цвет. Здесь изображены геометрические объекты, такие как треугольники, ромбы, зигзагообразные линии в точности соответствующие орнаментам-бранкам орловского списа, которыми являются бранка стожки, ромб в ромбе и бранка волна, что подтверждает глубокую архаичность орнаментов орловского списа.

Работа автора. Бранка волна
Работа автора. Бранка волна
Работа автора. Ромб в ромбе. Данный орнамент-бранка названия не имеет.
Работа автора. Ромб в ромбе. Данный орнамент-бранка названия не имеет.

О древности орнаментальных сюжетов орловского списа рассказано тут: https://dzen.ru/a/Zh6p1Sq2SC8plTKA

Но вернёмся к более поздней Античной мозаике.

Римляне широко применяли мозаику как архитектурное украшение и напольное покрытие во дворцах, домах, театрах, термах, храмах. При входе в дом довольно часто размещали мозаику с изображением собаки:

Под лапами собаки находится надпись на латинском языке cave canem, то есть охраняется (защищается) собакой.
Под лапами собаки находится надпись на латинском языке cave canem, то есть охраняется (защищается) собакой.

Само слово «мозаика» восходит к латинскому opus musivum, то есть «произведение, посвященное музам».

Сначала использовали гальку, потом стали использовать кусочки мрамора, впрочем, техник и способов создания мозаики Рим придумал много. Были модны мозаичные полы и стены, рисунок на которых мог повторять известные живописные произведения, портреты, содержать интересный геометрический или растительный орнамент или просто воплощать фантазию хозяина дома.

Активно использовали мозаику и в храмах Скифо-Сарматской Герасы, входившей в то время в состав Римской империи. Подробнее об этом тут: https://dzen.ru/a/ZIKnnVxstWJkMuiy

Фото 1920 года (из раскопок в Герасе), современная Иордания.
Фото 1920 года (из раскопок в Герасе), современная Иордания.

Город Гераса погиб в 749 году нашей эры из-за землетрясения, а остатки его сразу же были залиты селевыми потоками. Ну, а современный Джераш возник на его месте уже в 1878 году, когда здесь стали селиться беженцы-черкесы, ушедшие из России в результате русско-кавказских войн... Место это и тогда считалось священным.

В римской мозаике плитки не конические, как в шумерской, а кубические, поэтому зазоры между ними малы, а величина рёбер составляет несколько миллиметров.

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

Исламская мозаика – многоуровневая, и существенно отличается от античной. Плитка в исламской мозаике может представлять собой самые разные многоугольники, это её внешний уровень. По ней не ступают ногами, она создаётся на стенах и потолке, превращаясь в украшение, достойное восхищения.

Второй уровень частично скрыт, это геометрический лейтмотив, который перемещается, отражается или вращается.

Минбар XIII века, мечеть Ибн Тулуна, Каир
Минбар XIII века, мечеть Ибн Тулуна, Каир

Разглядели пятиконечные и восьмиконечные звёзды, которые группируются в более крупные формы?

Ещё одним примером такого многоуровневого мозаичного покрытия поверхности являются гирихи, известные со времён персидской империи (гирих в переводе с фарси означает узел).

Фото с сайта http://iransegodnya.ru/post/view/3508, Иран.
Фото с сайта http://iransegodnya.ru/post/view/3508, Иран.

При рассмотрении с большого расстояния видны одни линии, складывающиеся в узор, а при рассмотрении вблизи – другие. Разглядели восьмиконечные звёзды, столь похожие на обережный славянский знак Алатырь?

Мозаика мечети Биби Ханум. Самарканд. XIV век н.э.
Мозаика мечети Биби Ханум. Самарканд. XIV век н.э.

Здесь мы имеем дело с комбинацией двух мозаик. На визуальном уровне существует мозаика сама по себе, состоящая из керамических плиток различного размера. На втором, структурном уровне можно увидеть изобразительный мотив-надпись, который порождается плитками синего, голубого и белого цвета и создаётся рисунок. Геометрические мотивы явно видны.

Разглядели уже известные бранки? Если приглядеться, то можно увидеть бранку стожки и бранку штоф с серединкой тёмно-синего цвета, а также бранку шашка с пробелом в центре. При внимательном рассмотрении можно увидеть фрагменты бранок «сосна», «волна» и «белокос».

Орловский спис занимает отличающееся положение между всеми видами мозаик. Он сохранил изобразительность, запрещённую в исламской мозаике, однако пространство внутри контуров изображения заполняется мозаикой, то есть орнаментами-бранками, выполняющими роль мозаичного покрытия.

ПРИМЕР:

Конец полотенца. Канон. Из частной коллекции писателя, поэта и краеведа орловской области В.И. Агошкова. https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/photo/fotoreportaj/374585.html
Конец полотенца. Канон. Из частной коллекции писателя, поэта и краеведа орловской области В.И. Агошкова. https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/photo/fotoreportaj/374585.html

ГОТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА (ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ)

Готический период (XII – XV века), характеризуется другим подходом к мозаичным покрытиям, они использовались в основном для полов и нижней части стен соборов. В качестве элементов мозаики использовались четырёхугольные плитки, которые покрывали пол без зазоров, создавая гладкую поверхность. Используя законы перспективы и цвет прямоугольной плитки, создавались покрытия, которые воспринимались как объёмные.

В период Ренессанса античные традиции нашли новое звучание, выразившись в творчестве Андреа Палладио.

Венеция, мозаичный пол храма на острове Сан Джорджио Маджиоре (San Giorgio Maggiore) XVI век.
Венеция, мозаичный пол храма на острове Сан Джорджио Маджиоре (San Giorgio Maggiore) XVI век.
Санта-Мария-дель-Фьоре. 1436—1468. Флоренция
Санта-Мария-дель-Фьоре. 1436—1468. Флоренция

Пол флорентийского собора визуально кажется спускающимся к центру. Здесь для ощущения объёма использовано геометрическое понятие пропорциональности (перспектива).

МОЗАИКА МОДЕРНА

Этот тип мозаичного замощения называется Тренкадис. Это слово переводится с каталонского как «хрупкий, ломкий, битый». Здесь не целое строится на основе плиток, а плитки получаются из большого целого с помощью его фрагментации (разбиения) на неравные части, которые приобретают неправильную форму отличную от многоугольников с осями симметрии. Тренкадис можно воспринимать как противоположный способ замощения. Когда у нас есть большое число плиток неправильной формы и разного размера, мы можем замостить ими любую поверхность. Для этого достаточно разбить несколько плиток на более мелкие кусочки, которые идеально заполнят зазоры, получившиеся после укладки крупных деталей.

Антонио Гауди и его любимый ученик Жузеп Жужоль были одними из первых, кто использовал такой способ декора и сделали они это настолько ярко и мощно, что их работы превзойти не удалось.

Извилистая скамья длиной 302 метра. Парк Гуэль. Барселона. Начало ХХ века.
Извилистая скамья длиной 302 метра. Парк Гуэль. Барселона. Начало ХХ века.

Плитками какой формы можно замостить плоскость слитно, без промежутков? Рассмотрим этот вопрос с чисто геометрической точки зрения, где плитка – это многоугольник, а сама мозаика – это замощение, то есть покрытие плоскости без промежутков.

Не сложно догадаться, что легче всего замостить плоскость с помощью прямоугольников. Именно такие прямоугольные «плитки», имеющие вид удвоенных стежков используются в орловском списе. Из этих двойных стежков разной величины составляются всевозможные красивые комбинации. Если воспринимать белую (не вышитую) часть полотна как белую плитку, то мы получаем новый тип мозаики, отличный от описанных выше. Вот так выглядит геометрический вариант замощения этим типом мозаичного покрытия:

Так выглядит схема бранки «ведьма» на листе тетради в клеточку. Работа автора.
Так выглядит схема бранки «ведьма» на листе тетради в клеточку. Работа автора.

Такой вид мозаичного покрытия ранее не использовался.

Наивысшим мастерством считался такой подбор узоров-банок, где каждый вариант замощения гармонично переходит в другой. Вот как это выглядит:

Пасхальная салфеточка. Работа автора.
Пасхальная салфеточка. Работа автора.

Такой вариант использования орнаментов-бранок ранее не рассматривался и не изучался. Он будет прекрасно смотреться на керамических поверхностях в качестве вставок. Вот один из вариантов:

Здесь замощение используется фрагментарно. Фото автора.
Здесь замощение используется фрагментарно. Фото автора.

Проведём теперь сравнение разных типов мозаик.

Мозаика______Плитка_______Форма_____Композиция_________Покрытие

________________________________________________________________________________

Римская___Одинаковая___Кубическая__Изобразительная_____Простое

Исламская_Разная_____Многоугольная_Геометрическая___Множественное

Готическая_Одинаковая_Прямоугольная_Геометрическая____Двойное

Модернистская Разная___Неправильная_Цветовая____________Простое

Орл. спис___Разная____Прямоугольная_Изобразительная__Множественное

________________________________________________________________________________

Наиболее близкими в этой типологии оказываются готическая мозаика, исламская мозаика и орловский спис, но есть и существенная разница. В исламском типе мозаичного покрытия композиция исключительно геометрическая, изображения людей и животных запрещены, тогда как в орловском списе изобразительный компонент обязателен, он создаётся контурно, а геометрическая мозаика используется уже внутри этого контура.

Пример:

Работа автора, светский стиль орловского списа.
Работа автора, светский стиль орловского списа.

Как и в римской мозаике, здесь изображена собака, охраняющая кошелёк, но изображения различаются принципиально.

В отличие от готической мозаики в вышивке бранками не создают иллюзии объёма, перспектива не используется, а показываются переходы от одного орнамента-бранки к другому.

Как видно из таблицы мозаика, представленная вышивкой орловский спис, является новым типом мозаики и занимает уникальное, особое место в культурном наследии планеты.

________________________________________________________

P.S. Все фотогрфии, кроме работ автора, взяты из открытого доступа в интернете.

P.P.S. Мой перерыв в публикациях был обусловлен не только восстановлением после операции, но и переездом на дачу, заботой об огородных посадках и заботой о приехавших внуках. Внуки в школе, я восстановилась. Продолжение следует.