Аристарх Лентулов – один из художников, чье творчество ознаменовало переход от классического искусства к авангарду. Его стиль можно охарактеризовать, как кубофутуризм: просто кубизм – стиль, при котором картины разбиты на сегменты и достигается напряжённое восприятие зрителем изображенного объекта; просто футуризм – стиль, при котором из-за искажения изображения – пренебрежения перспективой и целостностью, –достигается эффект отсутствия статичности и возникает иллюзия движения предмета. Кубофутуризм объединяет эти два явления.
Аристарх Васильевич Лентулов родился в 1882 году в селе неподалеку от Пензы, его отец – сельский священник. Мама, овдовев очень рано, когда Аристарху было всего три года, осталась одна с тремя детьми. Жили очень скромно, средств не хватало. Повзрослев, Аристарх Лентулов поступает в Пензенское духовное училище, а затем в семинарию. Его путь, как сына священника, был предрешен, но проторенная дорога своенравного подростка не прельщала.
Следует отметить, что способности к рисованию у него были с детства и огромная удача, что в Пензе именно в это время появилось художественное училище. Директором был назначен художник-передвижник Константин Савицкий (автор знаменитых мишек в картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»). Лентулов поступает в училище и проучится здесь в итоге восемь лет. Но процесс обучения не был гладким – в 1900 году, поддавшись протесту против учебных заданий директора, он покидает училище и начинает свои скитания. Сначала несколько лет числится в киевском училище, откуда его исключают за прогулы, затем возвращается в Пензу, где отучившись год, снова уходит. В итоге отправляется поступать в Петербургскую Академию художеств, но не выдерживает вступительное испытание.
История этого проваленного экзамена очень любопытна –преподаватель принимающий экзамен, рассмотрел в портрете модели, выполненном абитуриентом, зеленое пятно и поинтересовался, откуда оно взялось прямо на носу девушки! Лентулов ответил:
“А разве Вы не видите? В таком случае, мне вас жаль”.
Вряд ли Лентулов уже видел в это время, написанный за год ранее, портрет кисти Матисса, но эта история говорит о том, что Лентулову с юности было тесно в академических рамках, и он стремился к новой живописи, к авангарду. В итоге образование художника носило лишь эпизодический характер, что также свидетельствует о постоянном стремлении поиска собственного пути, даже в обход классическим канонам.
Четыре года художник ищет себя, единомышленников и пытается определить свои картины на выставках. Среди его друзей – совершенно разные по живописному почерку, но уже признанные художники. Он нашел общий язык и с Александром Бенуа, основателем объединения «Мир искусства», и с противоположным ему по взглядам авангардистом Михаилом Ларионовым.
В итоге цель была достигнута и в 1910 году, когда он познакомился со своими единомышленниками – И. Машковым и П. Кончаловским, который в это время только что вернулся из Парижа. Троица открывает выставку «Бубновый валет» и организует сообщество живописцев с одноименным названием, которое просуществует с 1910 по 1916 гг. Этот период времени станет самым ярким этапом творческого расцвета Аристарха Лентулова.
В это же время Лентулов лишается статуса холостяка – в 1908 году его женой становится Мария Рукина, которая будет не только его любимой женой, но и моделью. Сам Аристарх Лентулов был человеком очень эмоциональным, интересным, ярким и харизматичным, вел легкую и веселую жизнь, что безошибочно чувствуется в залах с его картинами, сияющими не только самыми яркими локальными цветами, но и динамичными ритмами. В его квартире на Садовой-Кудринской частыми гостями были настоящие «звезды» эпохи: М. Волошин, В. Маяковский, В.Брюсов, И. Северянин. В компании ставили представления, придумывали розыгрыши – жизнь кипела.
В 1911 году Лентулов в Париже обучается в академии Ла Палетт – постигает основы самого модного течения – кубизма. Важно отметить, что течение «Бубновый валет» было радикальным, воспринималось публикой, как провокация и вызывала шквал негативных эмоций. Яркий случай, когда в ответ на злобные выпады фальетониста А. Яблонского Лентулов написал «картину» «Мозги критика Яблонского» и показал ее на очередной выставке «Бубнового валета». Следует отметить, что картины Лентулова вызывали много споров и возмущений на выставках.
Все изменилось в 1916 году, как ни странно, но на фоне радикальных новаторств Малевича: «Бубновый валет» перестал казаться столь эпатажным, шла война, художники пересматривали ценности и вошли в состав возобновленного «Мира искусства». Бубновый валет» перестал существовать.
Октябрь 1917 г. не вызвал в Лентулове особого восторга, но нужно было жить в новых условиях. В 1918 году он участвует в украшении Москвы к празднику годовщины революции. Идея была необычная – выкрасить темперой скверы Театральной площади в «неистово-фиолетовый» цвет. В 1913 году родилась долгожданная дочка Марианна, нужно было жить, хотя становилось все труднее. Экономически страна терпела страшный кризис. Семья переехала в Сергеев Посад.
В советское время он продолжает искать себя, много работает в театре, преподает, возвращается к реализму и страстно доказывает, что упрощения в живописи недопустимы. Хотя когда – то его обвиняли именно в том, что он ломает каноны устоявшегося академического искусства. Но теперь передовая живопись раскрывает перед ним новые границы возможностей простого, примитивного искусства, с которыми он не сможет смириться. В 1933 году прошла его большая персональная выставка, которая, уже не вызывала таких страстных дебатов как раньше. Однако, будто именно тех эмоций, которыми кипела культурная жизнь начала 20 века, теперь так не хватало художнику. В 1930-е посещает стройки пятилеток и создает серию индустриальных видов, также представленных на выставке. Таким образом, бунтарь Лентулов превратился в «правильного» советского художника. В 1941 году семья снова вынуждена переехать, на этот раз в эвакуацию, в Ульяновск. Вернувшись в Москву в 1943 году, художник умирает.