Две недели назад внимание всего мира было приковано к Дальнему Востоку. Сначала все следили за саммитом ШОС в Тяньцзине, затем эпицентр событий переместился в Пекин, где масштабно отмечалось 80-летие победы над милитаристской Японией. И вишенка на торте — Владивосток и Восточный Экономический Форум, где президент России Владимир Путин сделал ряд важных заявлений.
Но обо всем по порядку. Хотя о встрече в Тяньцзине в предыдущем номере было довольно подробно рассказано, одну деталь я все же упустил. Деталь очень показательную и важную.
Баку и Еревану дали по носу
Дело в том, что на саммите рассматривались кандидатуры новых стран на вступление в организацию. Среди них были Азербайджан и Армения. Зря что ли прилетели в Китай Алиев и Пашинян? Вот только их визит завершился полным фиаско — обе кандидатуры были отвергнуты. Одних завернула Индия, других Китай, но мы то понимаем кто стоит за этим решением!
Россия, имеющая большой вес в организации, вероятнее всего, была против членства этих кавказских карликов и Владимир Путин донес это до Си Цзиньпина и Нарендры Моди. Самому Путину было как-то не с руки делать это, опять бы пошли разговоры, что де Россия не дает бывшим советским республикам развернуться и пытается диктует всем свои условия. Ничуть не бывало. Принцип «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» действует и в мировой политике, но Алиев с Пашиняном в какой-то об этом забыли.
К тому же Баку и Ереван пытаются усидеть на двух стульях — они и к глобальному Югу стремятся и перед США с Европой лебезят. Но этот номер не пройдет, Азербайджану с Арменией это ясно дали понять в Тяньцзине. Думаю, Алиев с Пашиняном оценили этот щелчок по носу. Впредь будут умнее.
Наверняка и Трамп оценил как красиво его прокатили мимо парада в Пекине. По всем показателям и признакам американский президент должен был присутствовать на торжествах по случая 80-летия победы над Японией. Все-таки США внесли немалый вклад в нее, да и капитуляцию Япония подписывала на борту американского линкора «Миссури». А тут такой конфуз! Уверен, Си Цзиньпин сделал это намеренно, показав Трампу, что сегодня Китай и США находятся в разных окопах. В Вашингтоне на это постарались не акцентировать внимание, но обиду американец, наверняка, затаил.
Вишенка на торте?
После завершения китайской части своего дальневосточного визита Владимир Путин отправился во Владивосток. Подробно его описывать нет никакой необходимости. Остановимся на тех заявлениях, что сделал президент касательно дальнейшего развития Дальнего Востока. Все-таки многим из нас здесь жить. Намеренно не говорю всем, так как понимаю — многие уедут, несмотря на все старания правительства удержать людей в Забайкалье и на Дальнем Востоке, но об этом чуть позже.
Во Владивостоке президент поручил утвердить долгосрочную стратегию развития Дальневосточного Федерального Округа до 2036 года. Вот лишь некоторые ее аспекты.
Один из первых и главных пунктов: строительство новых мостов, в том числе в КНДР через реку Туманная. Его планируют открыть в 2026 году. Это лишний раз говорит о том, что Россия намерена развивать сотрудничество с Северной Кореей. Много лет мы не уделяли внимание этой стране, но все изменилось в последние три с половиной года. Сегодня КНДР один из самых верных наших союзников.
Планируется увеличение портовых мощностей до 495 млн. тонн грузов в год к 2030 году. Раз собираются развивать порты, значит придется развивать и железнодорожный, и автомобильный транспорт, строить новые дороги и расширять старые. Одно без другого не может происходить. Это радует.
Российские власти не оставляют идею привлечения бизнеса в регионы Дальнего Востока. В одиночку государство не вывезет. Поэтому с 2027 года на ДВ и в Арктике планируется ведение единого преференциального режима. Вот только деталей пока нет.
Также Путин говорил о создании не менее десяти промышленных и технопарков, о внедрении беспилотных технологий и об улучшении качества жизни жителей Дальнего Востока через развитие социальной сферы, городских пространств и экологические меры. На этом, пожалуй, мы остановимся и попытаемся посмотреть на проблемы Забайкалья и всего Дальнего Востока немного с другого ракурса.
Десять лет власти активно развивают Дальний Восток. Забайкалье в эту программу попало чуть позже, но сути дела это не меняет — люди продолжают уезжать из дальневосточных регионов. Ни дальневосточный гектар, ни льготные ипотеки, не многомиллиардные инвестиции этот процесс, к сожалению, остановить не могут. Да, скорей всего, и не смогут этого сделать.
Причин много. Остановимся на главных.
Преференции и льготы для бизнеса дело, безусловно, хорошее, но стоит помнить, что главной целью любого бизнесмена является получение максимальной прибыли при наименьшем количестве затраченных средств. Он в лепешку расшибется, чтобы минимизировать свои расходы. Это в советское время не жалели средств на строительство жилья, объектов соцкультбыта, на развитие городов и сел. Современный бизнес всего этого делать не будет. Он всегда будет идти по пути наименьшего сопротивления.
И еще один небольшой, но важный штрих в понимание общей картины: практически все компании, инвестирующие в Дальний Восток и Забайкалье, остаются с московской пропиской. Иными словами, львиную часть налогов они платят там и эти деньги идет на развитие федерального центра, регионам достаются крохи.
И ВЭФ придуман именно для этого: приезжают во Владивосток богатые и очень богатые люди, смотрят на изменения, что произошли со дня завершения предыдущего ВЭФа, и думают: сколько еще подсыпать сюда миллиардов рублей, чтобы все окончательно не разбежались?
Вахтовые поселки — вот современное и очень эффективное решение для современного бизнесмена, особенно если учитывать особенности дальневосточных регионов. Тут вам и не самый лучший климат, и малая плотность населения, и слабое развитие транспортной инфраструктуры. Можно расшибиться в лепешку, затратить на все огромные средства, но ничего не решить. Вот и переходит бизнес на вахтовый метод работы. Причем это касается практически всех отраслей экономики. Вахтой удобно работать что в добывающей промышленности, что в сельском хозяйстве. Из числа вахтовиков остаются здесь единицы.
Но так было во все времена. Казаки-первопроходцы ведь тоже вахтой работали — пришли, собрали ясак и ушли восвояси. Изменить ситуацию удалось лишь в советское время да и то отчасти. Но тогда на успех дела работала еще и идеология. Однако народ все равно мечтал отсюда уехать — отработать какой-то срок, заработать длинный рубль или получить сертификат на автомобиль, но в любом случае уехать!
Стоит понимать, климат на большей части территории Дальнего Востока и Сибири мало пригоден для постоянного проживания. В этом отношении очень показательны слова совладельца и президента DNS Group Дмитрия Алексеева, высказанные им на полях ВЭФ:
«Вахтовый метод. А на что рассчитывать? Жители Магадана и даже Камчатки, которая чуть лучше по природным условиям, все равно понимают, что на пенсию надо поехать на большую землю. Мне тут говорят про Канаду, которая живёт в северных районах. Это тоже московский инфантилизм. В Ванкувере средняя годовая температура +10. Знаете, какая температура среднегодовая в Хабаровске? +2. Обычно люди там, где среднегодовая температура меньше +5, не живут, только вахтовый метод. Если любить людей, надо это сказать честно – почти на всей территории Дальнего Востока надо жить вахтовым методом. Работать, развивать регион, зарабатывать. Но место для жизни там плохое. Вы можете говорить, что это плохо, но это правда».
Климат мы при всем желании не изменим. Даже если это и произойдет, и природа сама позаботится об этом, то на это уйдет несколько тысячелетий. А результат мы все хотим уже сегодня, в крайнем случае завтра, но никак не через века.
Вот поэтому и необходимо определяться с судьбой всего Дальнего Востока и Забайкалья в частности: признаться самим себе, что мы пока не тянем и перейти на вахтовую схему развития Дальнего Востока и Арктики! Или будем упорствовать и продолжим вваливать в малолюдные территории триллионы рублей?
С Арктикой, частью Дальнего Востока, все более-менее понятно — никакие силы и обещания космических зарплат не заставят человека жить там постоянно. Какой нормальный человек повезет на ПМЖ на южное побережье Северного Ледовитого океана свою семью? Даже с миллионной зарплатой? Все равно люди будут смотреть на юг. Даже в СССР это понимали и практически все заполярные города жили вахтовым методом — отработал, получил свое и отчалил в более благодатные края. Что интересно, очень любили север жители нынешней Украины. Отработает три года за Полярным кругом и с длинным рублем к себе на Полтавщину или Киевщину обустраивать рiднухатку да обихаживать садочек с вишнями да грушами.
Как говорит упомянутый выше Дмитрий Алексеев на Дальнем Востоке жить можно всего в двух местах — это юг Приморья и юг Сахалина. Закавыка еще и в том, что современная молодежь любит жить в хороших больших городах, а их на Дальнем Востоке раз два и обчелся. Если измерять мерками европейской части России, то Владивосток и Хабаровск не такие уже и крупные города. А по части комфорта вообще не идут ни в какое сравнение с Казанью или Краснодаром.
Пока живо то поколение, что осваивало Дальний Восток в советские годы по комсомольским путевкам, ДФО еще будет жить, но как только ему на смену придет поколение нынешних миллениалов (люди, рожденные в последнее десятилетие ХХ века) и зуммеров (родившиеся в нынешнем века) отток населения станет настолько стремительным, что его не остановят никакие программы, льготы, преференции, ипотеки и прочие «пряники». Может быть, не нужно этого дожидаться и уже сегодня задуматься о принципиально новых путях развития и Дальнего Востока, и всей Сибири?