Ипполито Медичи был внебрачным сыном Джулиано Медичи, младшего сына Лоренцо Великолепного. Он был рожден ещё до брака Джулиано с Филибертой Савойской. Вот история его рождения:
"Джулиано был красивым мужчиной и пользовался большим успехом у женщин. Будучи в Урбино он познакомился с девушкой по имени Пачифика Брандани, которая была незаконнорожденной дочерью знатного дворянина Джованни Антонио Брандани. Говорят, это была очень привлекательная, веселая и легкая в общении женщина, она любила веселые шутки и смеялась, даже когда подшучивали над ней самой. Они с Джулиано проводили много времени вместе, с ней он мог легко говорить обо всем, что его тревожило, волновало или расстраивало. В конце концов, между молодыми людьми вспыхнула любовная страсть, которая завершилась рождением в 1511 году их внебрачного сына Ипполито.
Пачифика, к несчастью, умерла при родах, и Джулиано узаконил своего ребёнка. Впоследствии он увез его с собой во Флоренцию, а потом в Рим. Это он, Ипполито, изображен в детстве на фреске работы Рафаэля Санти «Коронация Карла Великого» в Ватиканских музеях.
Существует любопытная, но ничем не подтвержденная версия происхождения портрета «Джоконда». Согласно этой гипотезе, Леонардо не писал портрет Моны Лизы Герардини во Флоренции. Он, по заказу Джулиано Медичи, написал в Риме портрет матери маленького Ипполито. Мальчик не знал мамы, постоянно спрашивал о ней: как она выглядела, была ли красивая и добрая. Поэтому Джулиано пригласил в Рим Леонардо да Винчи, который тогда как раз вернулся из Милана во Флоренцию, и заказал ему портрет. Но это не портрет именно Пачифики Брандани, а просто обобщенный портрет матери. Слово «джоконда» переводится с итальянского «веселая» или «игривая». Возможно, в названии картины да Винчи имеется в виду характер Пачифики.
В пользу этой версии говорит один факт: однажды Леонардо да Винчи посетил в Амбуазе кардинал Людовик Арагонский. Это было в октябре 1517 года, Леонардо было в те времена 65 лет. Секретарь кардинала Антонио де Беатис оставил тогда интересное описание того, что он видел. Он рассказал о трех превосходных картинах художника: «Одна – портрет некоей флорентийской дамы, сделанный с натуры по настоянию Джулиано Медичи Великолепного. Другая – изображение молодого Иоанна Крестителя, и третья – Мадонны с младенцем на лоне Святой Анны, все превосходнейшие, хотя, при параличе его правой руки, казалось бы, от него уже нельзя было ожидать ничего хорошего».
Эта версия очень натянутая и не выдерживает критики, Пачифика Брандани не была флорентийской дамой. Даже если это изображена она – портрет не был написан с натуры, Брандани к тому времени умерла. Кроме того, секретарь не знал, что Леонардо работал одинаково хорошо как правой, так и левой рукой. Поэтому не стоит доверять его словам, он мог ошибаться как насчет заказчика, так и насчет модели. В общем, полотно «Джоконда» до сих пор является самым загадочным портретом в мире".
В законном браке Джулиано Медичи и Филиберты Савойской детей не было. У племянника Джулиано Лоренцо Медичи герцога Урбинского, внука Лоренцо Великолепного, было только дочь Екатерина, будущая королева Франции, и внебрачный сын Алессандро, о котором я уже писала. Поэтому со смертью Джулиано, герцога Немурского и Лоренцо, герцога Урбинского, ветвь его предка Козимо Старшего оборвалась и остались только незаконченные отпрыски Ипполито и Алессандро.
В одной из статей я писала о том, как Алессандро Медичи стал герцогом Флоренции и был убит. А вот что произошло с Ипполито, у которого к тому времени завязался роман со знатной дамой Джулией Гонзага:
"Ипполито после третьего изгнания Медичи отправился в город Лукка, где завершил свое духовное образование. Это ссылка длилась недолго, всего три года: Климент VII сумел все переиграть и договориться с императором Карлом V. Он пообещал, что коронует его на империю, если тот поможет захватить Флоренцию и пожалует его родственнику Алессандро Медичи герцогский титул. Почему он выбрал тирана Алессандро, а не доброго и демократичного Ипполито – неизвестно. Но из-за этого и предполагают, что Алессандро – незаконнорожденный сын Климента VII.
После того, как Ипполито закончил образование в Лукке, понтифик вызвал его в Рим и поселил в роскошном палаццо в престижном районе Рима – Кампо Марцио. Его не привлекала духовная карьера, даже с перспективой стать когда-нибудь римским папой. Ипполито хотел быть герцогом Флоренции вместо Алессандро Медичи и в мечтах видел своей женой Джулию Гонзага.
Юноша выразил свое недовольство Клименту VII, но в ответ ему пригрозили, что если он попытается ослушаться, то не получит больше ни одного дуката на содержание своего дворца и слуг. Джулия Гонзага тоже в это время находилась в Риме со своими родственницами: Элеонорой Гонзага и Викторией Колонна. Они встречались в салонах и на светских приемах, могли проводить много времени вместе, не привлекая при этом к себе особого внимания. Ипполито содержал блестящий двор, сотни слуг, коллекцию редких животных и птиц. Он собрал вокруг себя круг людей, которые изучали проекты римского механика и архитектора Витрувия.
Папа посылал Ипполито в разные города с дипломатическими миссиями. В 1530 году император Карл V приехал в Италию на коронацию, и юноша должен был организовать его встречу в Мантуе. Флоренция к тому времени была захвачена испанскими войсками Карла V, и Алессандро был коронован как герцог Флорентийский. Так пришел конец республике и демократии, родилось герцогство Флоренция. Затем Ипполито присутствовал на коронации императора в Болонье, а два года спустя поехал в Германию в качестве папского легата. Там он встретился снова с Карлом V и его братом Фердинандом в Линце и однажды спас императора от атаки отряда турок. Ипполито узнал о засаде для императора через гонцов и нанял венгерских солдат для его защиты. Он скакал впереди всех в военном венгерском костюме и руководил сражением. Скорее всего, именно тогда его портрет и написал Тициан Вечеллио по заказу Карла V, в награду за свое спасение. Тициан был любимый художник императора, он написал несколько его портретов так прекрасно, что Карл подарил живописцу графский титул. Ипполито сопровождал Климента VII во Францию в 1533 году на бракосочетание Екатерины Медичи и принца Генриха, младшего сына французского короля Франциска I.
На следующий год умирает Климент VII, и Ипполито теряет все свои привилегии. У нового папы, Павла III, были свои родственники, которых надо было пристроить. Тем не менее молодой кардинал остаётся жить в своем дворце в Риме и вести прежний образ жизни. В это время флорентийцы, недовольные правлением Алессандро Медичи, решили отправить петицию императору и поручили это дело Ипполито. Целью флорентийцев было свергнуть Алессандро и уговорить императора назначить новым герцогом Флоренции Ипполито Медичи.
Юноша воспрял духом: наконец-то его мечта сбудется, он будет управлять герцогством так же хорошо, как его отец Джулиано. Он снимет ненавистный кардинальский сан и женится на своей любимой Джулии, они будут вместе жить долго и счастливо и оставят много потомков. Говорят, он даже сделал предложение Джулии, и она согласилась. Но это могут быть только слухи, что происходило между ними на самом деле в это время, мы не знаем.
Карл V находился в Тунисе, кардиналу пришлось поехать туда с охраной из семи человек. Он успел добраться до Итри и вдруг неожиданно заболел. Официальным диагнозом была малярия, от которой Ипполито скончался 10 августа 1535 года в возрасте 24 лет. Говорят, Джулия Гонзага, как только услышала о его состоянии, бросила все и приехала в Итри. Она провела с любимым последние часы его жизни и держала его за руку, пока он не скончался.
Еще одна история любви в семье Медичи закончилась печально и трагично, мечты двух красивых молодых людей были разбиты вдребезги. Многие друзья Ипполито приехали из Рима в Итри, чтобы с ним проститься. Между собой они переговаривались о том, что это отравление и что заказчиком был герцог Алессандро Медичи. Был пойман и допрошен стюард Джованни Андреа, который признался в содеянном. Его приговорили к смертной казни, но ему удалось сбежать и добраться до Флоренции, под покровительство Алессандро. Позже Джованни Андреа опознали в родном городе Борго Сан Сеполькро и забили камнями – правосудие свершилось.
Тело Ипполито доставили с помпой в Рим, на его похороны в церкви Сан Лоренцо и Сан Дамасо у Кампо де Фьори собрались все его друзья, придворные и солдаты, которыми он когда-то командовал. Так умер еще один, предпоследний представитель линии Козимо Старшего, последним будет герцог Алессандро Медичи. После его смерти папа Павел III отдал все привилегии и земли Ипполито своим собственным племянникам.
Джулия Гонзага пережила любимого на 31 год. Ее брат Луиджи был ранен в плечо из аркебузы во время сражения при городе Виковаро и умер 3 декабря 1532 года в возрасте 33 лет. Изабелла Колонна, падчерица Джулии, осталась вдовой с годовалым сыном Веспасиано на руках. Через три года она снова вышла замуж – за Филиппа де Ланнуа, военачальника императора. Опекуном ее сына Веспасиано после ее второго замужества сначала становится ее свекор Лодовико Гонзага, отец Джулии и дед мальчика. А после смерти Лодовико его опекуншей становится Джулия Гонзага. Она так и не вышла больше замуж, вырастила племянника и скончалась 19 апреля 1566 года в возрасте 53 лет".
Это отрывки из книги "Медичи. Повелители Флоренции", автора Ирины Терпуговой. Много других историй вы прочитаете в этой книге, которая продается в книжных магазинах России и Ближнего зарубежья, а также на маркетплэйсах. На фото - портрет Ипполито Медичи работы Тициана Вечеллио.
Книгу о династии Медичи можно купить тут
Или тут