1. Роль познания в практической деятельности человека.
В самом общем виде под познанием понимается процесс получения человеком знаний, как образов-представлений об окружающем его Мире и самом себе с целью формирования умений и навыков (привычек) существования в этом Мире. Знание считается истинным, если в результате его использования в практике жизни, человек получает результат, соответствующий его ожиданиям (прогнозам). Знание считается полным, если оно позволяет человеку ответить на три вопроса об изучаемом явлении:
1. Что происходит (что существует),
2. Как это происходит (как это существует),
3. Почему это происходит (почему это существует).
Если же ответы есть не на все вопросы, знание считается неполным. Если знание, в результате его практического применения даёт результат отличный от прогнозного, такое знание считается ложным.
1.1. Причины познавательной деятельности.
Мир постоянно меняется вокруг нас. Мы сами меняемся – взрослеем. Появляются новые люди, меняется климат, условия жизни. Эти изменения могут влиять на нас положительно, могут никак не влиять, а могут быть очень опасными. Как жить в таких условиях? Можно жить по принципу: «Будь, что будет». В этом случае велика вероятность столкнуться с опасностью. Чтобы эту вероятность уменьшить, нужно научиться «предвидеть» события. Возможно ли это? Такое возможно. Для этого нужно познавать, изучать, исследовать то, что происходит и на этой основе «строить» прогнозы того, что может произойти.
Причина познавательной деятельности – необходимость приспосабливаться к изменениям[1].
В мире животных тоже есть потребность приспосабливаться к изменениям. Но если у животных эта проблема решается через формирование инстинктов и условных рефлексов, то у человека сверх этого есть сознание. С его помощью человек может прогнозировать то, с чем он ещё «не сталкивался». Развитое сознание есть только у человека. У разных людей, уровень развития сознания разный. Развитие сознания происходит только через обучение и социализацию. Чем больше человек образован, тем более развито у него сознание. Люди с низким уровнем образования «заменяют» сознание инстинктами и условными рефлексами. Чем менее образован человек, чем менее он социализирован, тем больше он «опирается» в жизни на свои инстинкты и условные рефлексы.
1.2. Способы познавательной деятельности человека.
Известны три способа познания.
1. Практика. В процессе жизни человек неизбежно совершает какие-то действия и какие-то поступки. В результате этих действий и поступков человек получает положительный, нейтральный или отрицательный результат. Этот способ познания есть и у животных. Результаты такого способа познания у них закрепляются или на уровне ДНК и передаются по наследству, или на уровне условных рефлексов и передаются потомству в процессе наглядного обучения.
Развитие у человека сознания и абстрактного мышления «приводит» человека к установлению причинно-следственных связей между действиями и поступками людей и результатами этих действий и поступков. Пытаясь ответить на вопрос о причинах получаемых результатов, человек «открывает» для себя ещё два способа познания: веру и науку.
2. Вера. Основой Веры как способа познания является исходный принцип «ВЕРЬ». Если что-то регулярно происходит, мы верим, что это будет повторяться и дальше[2]. Если то, что мы знаем, помогает нам в практике жизни, мы верим, что это знание истинно. Для объяснения происходящего Вера использует метод «толкования»[3] явлений. Вера, как способ познания, может дать истинные ответы на два из трёх основных вопросов процесса познания: что происходит и как это происходит.
3. Наука. Основой науки является исходный принцип «СОМНЕВАЙСЯ». Если что-то регулярно происходит, есть ли гарантия того, что так будет всегда? Если мы что-то знаем, является ли истинным это знание? Для ответов на эти вопросы наука использует метод «доказательства» предположений (гипотез), основанный на законах логики. Таково отношение науки к Миру. Наука, как способ познания, может дать истинный ответ и на третий основной вопрос процесса познания: почему это происходит.
Вера и Наука – противоположные способы познания. Оба способа дополняют друг друга и позволяют более полно познать окружающее, но истинность обоих способов познания проверяется через практику.
2. Наука, как способ познания Мира.
2.1. Понятие науки.
Великие географические открытия (XV – XVII вв.) и начавшийся в связи с этим переход от феодальных отношений к капиталистическим привёл к появлению в Европе философов, которые начали отрицать основанные на Вере религиозные способы познания Мира. В отличие от схоластов[4] того времени, в основе их рассуждений лежала идея о том, что знания должны приносить реальную практическую пользу конкретным людям.
К таким философам можно отнести, прежде всего, англичанина Френсиса Бэкона (1561 – 1626 гг.) и француза Рене Декарта (Картезиуса. 1596 – 1650 гг.). Их можно считать основоположниками современной науки.
Именно Френсису Бэкону принадлежит известная фраза «Знание – сила». Он был противником религиозного способа толкования научных истин. В основу научного знания Бэкон ставил индуктивный метод познания, как движение от познания конкретных фактов и явлений к их обобщению в теорию, а также эксперимент, как метод получения конкретных фактов. Силу он видел в знаниях, которые можно применить на практике. Эволюция человечества возможна только через господство над природой. Эти тезисы стали ключевыми в мировоззрении и философских учениях эпохи Возрождения[5].
«Рассуждение о методе» Рене Декарта — одна из фундаментальных философских работ Нового времени, которая во многом определила понимание рациональности (разумности) на последующие 200-300 лет[6]. Исходным принципом его рассуждений о методе познания истины является широко известное утверждение «Je pense, donc je suis» (фр), «Cogito ergo sum». (Лат). «Мыслю – следовательно существую».
Это утверждение позволило Декарту сформулировать суть его метода познания, представляющего собой четыре правила получения истины.
Первое правило: ничего не принимать за истинное, что нельзя признать таковым с очевидностью. Это правило выбора оснований для рассуждения. Допустив ошибку на этом шаге, мы фактически обнуляем все свои усилия.
Второе правило: делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Это правило анализа объекта исследования. Для понимания сложного, нужно разложить его на простые составляющие, чтобы, поняв их, сложить опять в целое, которое станет понятным.
Третье правило: располагать познаваемые явления в определённом порядке, начиная с простого и легко познаваемого, и восходить как по ступеням к познанию наиболее сложных явлений. Это правило реконструкции или синтеза, когда познание связей (отношений) между простыми частями, выделенными по второму правилу, позволяет опять сложить их в целое, которое становится понятным[7].
Четвертое правило: делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Это правило самопроверки, скрупулёзного описания пути (способа) получения нового знания с целью выявления неочевидных (недоказанных) частей и связей между ними, которые могут ставить под сомнение новое знание.
Благодаря этим философам современная наука выделилась из философии, частью которой она являлась до их работ. Современное понимание науки основано на идеях Френсиса Бэкона и Рене Декарта.
Современное понимание науки.
Наука – способ познания, направленный на получение нового знания посредством доказательства, основанного на принципе «сомнения».
Научное познание, это процесс измерения форм проявления содержания явлений с целью изучения этого содержания.
Под содержанием явления в науке понимают совокупность процессов его существования и свойств проявления этих процессов. Всякое содержание может существовать и проявляться только в каких-то формах. Не существует «бесформенных содержаний».
Форма, это способ существования содержания. Только изучая (т.е. измеряя) формы проявления содержания, мы получаем знание о самом явлении[8].
2.2. Классификация наук.
Известно несколько способов классификации наук. Наиболее распространёнными являются классификации по объекту исследования и по цели исследования.
По объекту исследования различают естественные, общественные и гуманитарные науки, а также философию[9].
Естественные науки. К естественным наукам относят науки, занимающиеся изучением природы. К ним можно отнести физику, астрономию, биологию и т.д.
Общественные науки. Общественные науки занимаются изучением общества. Это, прежде всего, социология, политология, этнография, экономика, юриспруденция и т.д.
Гуманитарные науки. К гуманитарным наукам относят науки о Человеке. К ним относят психологию, педагогику, этику, эстетику и т.д.
Философия. Философия, это, прежде всего – мировоззрение. Мировоззрение, это не наука. Это система наших (каждого из нас и всех нас вместе) представлений (убеждений):
во-первых, о том, как устроен этот Мир. Философы называют это онтологией.
во-вторых, познаваем ли этот Мир. Можно ли «до конца» понять, как он устроен, т.е. познать «абсолютную истину». Философы называют этот раздел гносеологией.
В-третьих, что такое Человек. Что его выделяет из всего окружающего Мира. Философы называют этот раздел аксиологией[10].
У каждого из нас есть какое-то представление обо всём этом. Это и есть мировоззрение или идеология. Все мы приверженцы какого-либо мировоззрения и какой-либо идеологии. Способ формирования любого мировоззрения – обучение. Способ формирования любой идеологии – пропаганда. Не бывает людей (кроме маленьких детей) без мировоззрения и идеологии.
В разделе гносеологии есть направление изучения путей, способов познания. Это направление называется Методология, или наука о методах познания.
Поэтому философия, это не только мировоззрение, но это ещё и наука о наиболее общих законах существования природы, общества, человека и методах их познания.
По цели исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.
Фундаментальные науки. Эти науки занимаются разработкой теорий, выявления закономерностей существования фактов (явлений).
Прикладные науки. Прикладные науки занимаются исследованием возможностей применения теорий в практике жизни. Фундаментальные и прикладные науки дополняют друг друга и совместно дают возможность познавать этот Мир[11].
2.3. Законы логики, как основа научного познания.
Методология диалектического материализма предполагает, что основой Мира является материя как философская категория, данная нам в ощущениях. Эта теория полагает, что материя находится в постоянном изменении (развитии). Кроме этого, диалектический материализм утверждает, что Мир познаваем и это познание происходит по законам логики[12].
Логика – наука о законах мышления.
Законы логики (мышления), это законы рассудочного[13] мышления, а не законы самих явлений природы, общества и психики человека.
Закон логики (мышления) — это правило рационального мышления, отражающее
необходимую, существенную, устойчивую, повторяющуюся связь между явлениями.
Материальной формой существования мышления является язык, как система символов для сохранения и обмена мыслями (понятиями, суждениями, умозаключениями). Чем примитивней мышление, тем примитивней язык. Чем больше словарный запас и набор используемых правил логики, тем выше интеллект. Небольшой словарный запас и большое количество междометий в общении свидетельствует о неразвитости мышления.
Одна из характерных черт логики состоит в том, что логика позволяет, получив некоторые знания, извлечь из них, точнее говоря, выявить содержащиеся в их совокупности новые знания.
Сегодня известны два вида логики, в рамках которых существует много подвидов.
Виды логик.
Диалектическая логика.
Диалектическая логика – логика описания форм существования изменяющихся (развивающихся) явлений с помощью языка. Диалектическая логика, это логика развития, движения, изменения вообще, это логика процессов.
В рамках философской теории диалектического материализма признаётся, что существование и развитие Мира происходит в соответствии с законами диалектики[14]. Впервые эти законы были сформулированы Г.В.Ф. Гегелем (1770-1831 гг.) в его работе «Наука логики» (1812-1816 гг.). Этих законов известно три.
1. Закон единства и борьбы противоположностей (почему что-то происходит). Закон говорит, что источником причиной всякого развития, изменения, любых процессов являются противоречия, нарушения порядка, гармонии. В мышлении этот закон проявляется как осознание проблемы.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные (как это происходит). Закон раскрывает способ, путь, метод развития, изменения, существования. Сначала происходит количественное накопление каких-то несоответствий, нарушений, противоречий. Когда их накапливается некоторая «критическая масса», противоречие «разрешается», в результате появляется что-то новое, то, чего раньше не было[15]. В мышлении этот закон проявляется как появление нового знания в процессе обучения и научного открытия.
3. Закон двойного отрицания или отрицание отрицания (куда всё это развивается). Закон показывает направление развития от простого к сложному, от частного к общему. То, что раньше было всеобщим, оказывается частью чего-то более сложного, более общего[16]. В мышлении этот закон проявляется как познание всё более сложных явлений, когда прежние знания становятся частью более общих знаний.
Формальная логика.
Формальная логика – логика описания форм существования относительно стабильных явлений с помощью языка. Формальная логика, это логика состояний.
Если Мир существует и развивается (изменяется) непрерывно, то в сознании человека, на уровне мышления, этот непрерывный процесс может отражаться как последовательность отдельных состояний (этапов). Дело в том, что многие процессы развития, изменения в Мире происходят очень медленно. В сознании человека такие медленные изменения отражаются как очень стабильные состояния. Фиксация форм таких состояний с помощью мышления определяется другой логикой. Законы этой логики ещё в IV в. до н.э. были сформулированы Аристотелем, а в XVIII в. н.э. дополнены Г. Лейбницем. Эта логика в современной интерпретации получила название формальной логики.
Человек, не изучавший логику, пытается мыслить, не применяя сознательно фигур и правил работы с понятиями, суждениями, умозаключениями. Это приводит к множеству ошибок при принятии решений. В быту такие ошибки называют глупыми, а в науке ложью. Формальная логика знакомит с правилами грамотного применения различных видов понятий, суждений, умозаключений, и знание этих правил позволяет избегать глупых ошибок. Используя этот аппарат, мы можем, имея некоторые данные, получить из них новые знания, непосредственно не очевидные, но заключенные в этой информации.
В науке применение формальной логики для описания изучаемых явлений получило самое широкое распространение[17].
Законов формальной логики известно четыре.
1. Закон тождества (А º А), который говорит о том, что в процессе размышления о явлении мы не должны изменять представление о нём, иначе мы начнём размышлять о разных явлениях, неизбежно придём к неразрешимым противоречиям и поэтому не сможем узнать истину.
Например. Два суждения – «вода, это жидкость, имеющая химический состав Н2О» и «вода, это вещество, имеющее химический состав Н2О» очень похожи, но не тождественны (не одинаковы абсолютно) поскольку описывают разные явления. Жидкость по химическому составу Н2О, это вода, а вещество по химическому составу Н2О может оказаться льдом или водяным паром.
2. Закон противоречия противоположностей (А ᴧ А), который говорит о том, что противоположно мыслимые суждения об одном и том же явлении не могут быть одновременно истинными, но могут оказаться одновременно ложными.
Например. Два противоположных суждения – «этот объект белого цвета» и «этот объект чёрного цвета» не могут быть одновременно истинными, но могут оказаться одновременно ложными, поскольку цвет объекта может оказаться, например, серым.
3. Закон исключённого третьего (А Ѵ А), который говорит, что два противоречиво мыслимых суждения об одном и том же явлении не могут быть одновременно истинными или ложными. Если одно и них истинно, другое непременно ложно и никакого третьего суждения об этом явлении быть не может.
Например. Из двух суждений – «этот объект белого цвета» и «этот объект не белого цвета», если одно - несомненно, истинно, то другое – несомненно, ложно, и никакого третьего суждения здесь быть не может.
4. Закон достаточного основания (А É А), который гласит, что всякая мысль о явлении может считаться истинной только в том случае, если истинны, необходимы и достаточны для выделения данного явления из множества других исходные основания этой мысли.
Например. У нас есть жидкость, но мы не можем утверждать, что это вода. У нас есть химическое вещество Н2О, но мы также не можем утверждать, что это вода. По отдельности эти утверждения истинны, поскольку проверены опытным путём, но не достаточны для утверждения, что перед нами вода. Но если по отношению к данному веществу мы сможем утверждать и то, и другое, то этого достаточно, чтобы утверждать, что перед нами именно вода.
Важную роль в понимании этих законов имеет категория истины.
Истиной в материалистическом понимании считают отношение (правило) соответствия между реальным явлением и мыслимым образом-представлением о нём. Истинность суждений, в конечном итоге, может быть определена только практически, в реальном взаимодействии с явлениями. Противоположными истинным являются ложные суждения. Поскольку истина и ложь являются противоположностями, то всякое суждение может оказаться и не абсолютно истинным и не абсолютно ложным. И таких суждений большинство. Такие суждения называют относительно истинными или относительно ложными. Абсолютная истина и абсолютная ложь в практике познания «встречаются» редко.
Формами рационального мышления являются суждения и умозаключения.
Суждением называется форма мышления, с помощью которой раскрывается содержание (предмет) мысли или утверждается наличие (или отсутствие) какого-либо явления.
К видам суждений можно отнести определения понятий и утверждения.
Определение понятия, это суждение, с помощью которого явление определяется через необходимые и достаточные признаки (свойства), позволяющие выделить именно это явление из множества других. Определение понятия строится по логической формуле: «субъект – глагол-связка – предикат» и лишено психологической (эмоциональной) окраски.
Например: вода, это жидкость, имеющая химическую формулу Н2О.
Здесь слово «Вода», это определяемое понятие, субъект (предмет определения),
«это» (или есть), является глаголом-связкой, связывающим субъект и предикат,
«жидкость, имеющая химическую формулу Н2О» является предикатом, то есть определителем субъекта (понятия).
Через это определение мы можем однозначно выделить именно воду из множества других видов вещества. В этом случае слово вода становитсяпонятием именно этого химического вещества. Чтобы слово стало понятием, его содержание (смысл) нужно однозначно определить.
В логической формуле определения понятий кроме элементов «субъект», «глагол-связка», «предикат» используют операторы (кванторы) общности (этот, некоторые, все и т.п.) и существования (есть, нет, существует, не существует и т.п.). Кванторы общности определяют количественные характеристики субъекта, кванторы существования определяют качественные характеристики отношений между субъектом и предикатом.
Не все суждения являются определениями.
Например. Высказывание «Коля гуляет» является суждением, поскольку раскрывает содержание мысли. Но оно не является определением, поскольку здесь целью высказывания является констатация факта, описание процесса, а не раскрытие содержания того, кто такой «Коля».
Такие суждения называют утверждениями. Утверждения могут иметь психологическую (эмоциональную) окраску.
Всякое суждение что-либо утверждает или отрицает. В этом смысле вопросительное высказывание суждением не является.
Умозаключением называется форма мышления, в которой отдельные (простые, ассерторические) суждения можно объединить с помощью определённых правил (законов) в новое умозаключение (новую мысль), которая будет истинной, если истинны исходные суждения и правила (законы) объединения не нарушены. В логике умозаключения называют силлогизмами.
Так мы получаем новые знания (познаём мир), не прибегая к практическим действиям (проверкам истинности высказываний).
Например.
В смеси концентрированной соляной и серной кислоты растворяются все металлы.
Золото является металлом.
Следовательно, золото растворяется в смеси концентрированной соляной и серной кислоты.
Не проводя никаких опытов, используя только практически проверенные знания других людей, мы получили новое для нас знание о том, что золото можно растворить в «царской водке».
Известны две формы умозаключений: дедукция и индукция.
Каждая из форм может иметь также вид условного и безусловного (категорического) умозаключений. В условном умозаключении используют оператор «если, … то». В безусловном умозаключении этот оператор не используют.
Дедуктивное умозаключение или дедукция (от лат. Deduction – выведение), умозаключение, основанное на выведении частного суждения (заключения) из общих суждений (посылок) на основе логического закона построения дедуктивных умозаключений. Логический закон построения дедуктивных умозаключений утверждает, что из истинных общих суждений (посылок) истинным является только частное суждение (заключение).
Например.
Дедуктивное безусловное умозаключение.
В смеси концентрированной соляной и серной кислоты растворяются все металлы.
Золото является металлом.
Следовательно, золото растворится в смеси концентрированной соляной и серной кислоты.
Дедуктивное условное умозаключение.
Если в смеси концентрированной соляной и серной кислоты растворяются все металлы.
Если золото является металлом.
То, следовательно, золото растворится в смеси концентрированной соляной и серной кислоты.
Противоположным дедуктивному является индуктивное умозаключение.
Индуктивное умозаключение или индукция (от лат. Induction – наведение) основано на выведении общего суждения (вывода) из частных суждений (посылок). В этом случае логический закон построения индуктивных умозаключений гласит, что из частных истинных посылок выводимое общее суждение всегда носит только вероятностный характер.
Например.
Индуктивное безусловное умозаключение.
Этот организм – живой.
Этот организм живёт в воде.
Вероятно (возможно) это рыба.
Индуктивное условное умозаключение.
Если этот организм – живой.
Если этот организм живёт в воде.
То, вероятно (возможно) это рыба.
Подвидом индуктивного умозаключения является умозаключение по Аналогии (от греч. analogia – соответствие, сходство между явлениями). Аналогия представляет собой логическую операцию сравнения явлений по несущественным признакам (свойствам). Как и всякое индуктивное умозаключение, аналогия носит вероятностный характер и может быть условной и безусловной. Выводы по аналогии принято называть не истинными, а правдоподобными.
Например. Планеты земля и Марс находятся относительно рядом в Солнечной системе.
Обе планеты имеют некоторые схожие параметры, например, атмосферу и воду.
На Земле есть жизнь.
Возможно, и на Марсе есть жизнь.
Аналогия, помимо того, что как всякое индуктивное умозаключение может служить средством выдвижения новых гипотез (предположений), также может являться и удобным объяснительным принципом, позволяющим некоторые абстрактные модели представить в виде наглядных и более понятных образов-представлений.
Так английский физик Эрнест Резерфорд в начале 20 в., пытаясь описать строение атома, предложил рассматривать атом как планетарную систему, в которой электроны вращаются вокруг ядра атома, как планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Такая аналогия позволяла наглядно представить себе внутреннюю структуру атома.
Если в процессе мышления нарушены законы логики, то такое мышление становится иррациональным, то есть нелогичным. Как правило, иррациональное мышление приводит к ложным или вероятностным выводам (суждениям). Однако иногда, в силу случайных совпадений, нарушение правил логики приводит и к истинным выводам.
Например. Исследуя жидкость по несущественным признакам (таким как текучесть и отсутствие цвета), мы можем сделать вывод о том, что это вода и выпьем эту жидкость. И это действительно может оказаться вода, хоть мы и нарушили закон достаточного основания. Но мы в своём исследовании сильно рисковали, поскольку это могла оказаться кислота. Выпив эту жидкость, мы могли и отравиться.
Часто иррациональное мышление связывают с интуицией. Интуиция основана на способности мышления делать умозаключения на уровне подсознания. Примером тому могут служить некоторые научные открытия, которые были сделаны, как утверждают некоторые учёные, во сне.
Например. Ходит легенда о том, что Д.И. Менделеев описал свою знаменитую периодическую таблицу химических элементов так, как он увидел её во сне.
Но такой пример свидетельствует лишь о том, что Д.И. Менделеев много внимания уделял именно этой проблеме. Его мышление было занято именно этим, и психические процессы были выстроены именно таким образом. А поскольку психика «работает» и во время сна, то после засыпания, мышление продолжалось, и образы-представления о различных схемах классификации химических элементов иногда всплывали во сне. Если человек просыпается во время поверхностного сна, то он этот сон помнит и может пересказать. Остальные же сны, перебитые фазой глубокого сна, как правило, забываются. Так срабатывает то, что мы называем интуицией. Однако, интуитивные умозаключения носят исключительно вероятностный характер, поскольку часто нарушают законы логики.
Познание опирается на два важнейших взаимосвязанных между собой процесса: понимание и объяснение.
Понимание, это способность человека определить суть (смысл) явления или высказывания о нём. Суть (смысл) явления или высказывания можно считать пОнятым, если:
1. человек сам может определить его существенное содержание (дать содержательное определение через указание на необходимые и достаточные признаки для его выделения из множества других).
2. Кроме этого, человек сам может дать функциональное определение явлению, то есть определить как, по каким правилам явление существует.
3. Затем он в состоянии сам дать определение причин существования явления.
То есть человек в состоянии дать ответ на три вопроса: что существует, как это существует и почему это существует. В этом случае можно говорить о полном понимании явления. Если же ответы есть не на все вопросы, то можно говорить о частичном понимании явления.
Однако, следует помнить, что если определения даны с нарушениями законов логики, то такое понимание является ложным или вероятностным.
Вторым процессом познания, связанным с пониманием, является объяснение.
Объяснение, это процесс высказывания о явлении с целью его понимания.
Как и в понимании, объяснение явления предполагает раскрытие его сути (смысла) через:
1. раскрытие его содержания (структурное объяснение), отвечающее на вопрос, как устроено это явление,
2. раскрытие его функции, предназначения (функциональное объяснение), отвечающее на вопрос, как и зачем существует это явление,
3. раскрытие причин существования явления (причинное объяснение), отвечающее на вопрос, почему существует это явление.
В зависимости от применяемой формы умозаключения, оно может быть каузальным (основанном на дедукции), или вероятностным (основанном на индукции).
Общая схема дедуктивного, каузального объяснения:
«А» является причиной «В»,
«А» имеет место (существует),
Следовательно, «В» также имеет место (существует).
Например. Во время грозы молния является причиной раскатов грома.
Во время грозы слышатся раскаты грома.
Следовательно, где-то сверкнула молния.
Общей схемой индуктивного, вероятностного объяснения является схема:
Пример. Имеет место «В»,
«В» является следствием «А»,
Возможно «А» является причиной «В».
Например. В небе раздался грохот.
Грохот в небе часто является следствием разряда молнии.
Возможно, где-то сверкнула молния.
Вывод является вероятностным, поскольку:
1. Это умозаключение построено по принципу индукции (рассуждение от частного к общему).
2. Грохот в небе может быть следствием, например, взрыва.
Поскольку объяснение является процессом высказывания мысли для её понимания другими людьми, важным условием является условие использования объясняющим языка, понятного тому, кто должен понять объясняемое. В этом случае полезным представляется использование аналогии, как объяснительного принципа, о котором было сказано выше. Причём при объяснении нужно использовать образы, понятные (известные) тому, кто должен понять то, что объясняется.
Кроме того, в практике жизни, кроме знания законов логики и умения их использовать, важное значение имеет учёт психологической стороны процесса объяснения. Поскольку образы, которые используются при объяснении, особенно образы восприятия, часто эмоционально окрашены, то их использование будет более эффективным, если эти эмоции учитывать (использовать) в процессе объяснения.
2.3. Некоторые основные принципы (правила) научного познания:
1. «Бритва Оккама»[18]. «Не стоит умножать сущности без необходимости». Прежде, чем объяснить явление через новое знание, нужно попытаться объяснить его через имеющиеся знания. И только если никакое известное знание не помогает объяснить явление, нужно искать новое знание.
2. Принцип сомнения. Если известное знание вызывает подозрение в его научной истинности, следует подвергнуть его сомнению. Всякое знание, если оно не доказано, имеет право на существование только в виде гипотезы (предположения).
3. Принцип детерминизма. Все явления, которые происходят в этом Мире, взаимосвязаны между собой. Мир един во всём своём многообразии[19].
4. Принцип вероятности. Мир устроен вероятностным образом.
5. Принцип независимости. Исследование и его результаты должны быть описаны (изложены) таким образом, чтобы любой независимый исследователь мог воспроизвести это исследование и подтвердить или опровергнуть его научную истинность.
6. Принцип дополнительности. Теории, научная истинность которых доказана, с появлением новых, более общих теорий не отменяются, а сохраняют свою научную истинность как предельная форма, частный случай новых теорий.
7. Принцип соответствия. Научное знание соответствует действительности в той степени, в какой оно обладает прогностической силой и может быть проверено практикой применения[20].
2.4. Уровни (направления) научного исследования.
Известны два уровня научного исследования: эмпирический и теоретический.
1. На эмпирическом (опытном) уровне познания происходит процесс чувственного восприятия, накопления, установления фактов.
2. На теоретическом(абстрактном) уровне познания происходит обобщение эмпирических знаний, разработка теории.
Процесс познания предполагает два направления:
3. «Восхождение от конкретного к абстрактному». На этом пути изучаемые эмпирические факты «очищаются» (абстрагируются) от посторонних влияний, для выявления закономерностей существования изучаемого явления (факта).
4. «Восхождение от абстрактного к конкретному». Это обратный процесс, попытка применения выявленной закономерности в практике жизни.
«Напрямую» закономерность, как правило, практически применить сложно, а порой и невозможно. Абстрагирование от посторонних влияний ради выявления закономерности, приводит к устранению этих побочных влияний. При «прямом» применении в практике жизни выявленной закономерности влияние побочных факторов не учитывается, поэтому результат часто оказывается не соответствующим ожиданию[21]. Для устранения этого несоответствия необходимо проведение «Прикладных исследований», так называемых НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в которых ведётся учёт этих побочных факторов.
4.3. Основные нормы научной этики:
1. Ответственность исследователя за последствия применения результатов исследования (для кого предназначены результаты).
2. Бескорыстность исследователя. Поиск истины не для себя лично, а на благо общества.
3. Общность результатов. Новые знания должны быть достоянием общества.
4. Универсализм научной истинности. Новые знания должны быть оценены независимо от пола, возраста, расы, социального положения учёного. Перед наукой все равны.
5. Рациональный скептицизм. Подтасовка результатов исследований и плагиат (воровство идей и выдача их, как своих) в науке недопустимы.
4.3.1. Классификация методов научного исследования.
Метод научного познания, это методологически обоснованный способ, путь познания. Он представляет собой определённую методологическими принципами (правилами) последовательность действий (приёмов, операций) направленных на измерение форм проявления свойств и процессов изучаемого явления.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1. Всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания,
2. Общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и общественных науках,
3. Специальные – для конкретной науки, области научного познания.
В научном исследовании существует понятие методики. Методика, это конкретный свод правил, приёмов, действий, операций, предназначенный для проведения конкретного исследования. Для каждого исследования разрабатывается конкретная методика, которая аккуратно описывается в приложении к исследованию для того, чтобы исследование соответствовало принципу независимости[22] . В исследованиях иногда применяются стандартизированные и сертифицированные методики[23].
Измерение, как способ исследования форм явлений.
Познать явление, это значит измерить формы проявления его содержания. О том, как грамотно измерять формы явлений, в методологии существует раздел, который называется «Теория измерений». Для того, чтобы что-то измерить, нужно выбрать для этого соответствующую шкалу (измерительный инструмент, принцип, стандарт). В физике это может быть метр для измерения пространства, час для измерения времени, тонна для измерения веса и т.д. А как измерить страх, счастье, идею? В теории измерений для этого разработаны специальные шкалы. Цель шкалирования – перевод описательных характеристик формы явления в числа. С числами можно проводить некоторые мысленные математические операции, которые отражают закономерности существования свойств и процессов, т.е. содержания изучаемого явления. Известны 4 основные шкалы измерений.
1. Шкала классов (наименований). Эта шкала позволяет устанавливать похожесть (одинаковость, равенство, тождество) форм явлений. С её помощью можно установить количество одинаковых форм, их процентное соотношение, некоторые виды зависимости между ними. (например, можно разделить множество предметов по цвету). Примером применения шкалы классов является любая классификация (например, таблица химических элементов Д.И. Менделеева). В основе любой классификации должен лежать принцип (правило, основание) классификации. Например, все предметы можно разделить по цвету на чёрные, белые и остальные.
2. Шкала порядка (рангов). Эта шкала позволяет установить между формами отношения больше-меньше. Это позволит вычислить медиану (наибольшее значение) и ранговую корреляцию (один из видов зависимости между формами). Например, по шкале «уровень образованности» (гений, талант, среднего ума, не очень умный, глупец) можно выделить самого умного и разделить людей по уровню образованности на группы от самых глупых до самых умных.
3. Шкала интервалов (баллов). Эта шкала позволяет устанавливать равенство интервалов между формами. Сказать: «На сколько эта форма больше или меньше другой». Здесь допустим расчёт среднего арифметического и корреляции (взаимозависимости) количественных переменных. Например, тест измерения интеллекта (IQ) позволяет выяснить, на сколько баллов один человек умнее (глупее) другого. Самым распространённым примером применения шкалы интервалов (баллов) являются школьные оценки знаний по предметам. Но, поскольку здесь нет единой начальной (нулевой) точки отсчёта (каждый учитель задаёт её самостоятельно), уровень знания предмета у разных учеников, получивших пять по предмету, может быть разный. Однако, средний уровень успеваемости по предмету в классе будет соответствовать действительности.
4. Шкала отношений (пропорций). Эта шкала имеет начальную (нулевую) точку измерения и позволяет устанавливать наличие равенства отношений между формами. Позволяет сказать, например, во сколько раз этот человек старше или моложе другого. Эта шкала позволяет применять к изучаемым формам любые математические операции.
Выбор шкалы определяется целью исследования.
Классификация методов.
Научные методы можно классифицировать по различным основаниям.По основанию выделения реальных физических взаимодействий с изучаемым явлением можно выделить следующие методы исследования:
1. Наблюдение – основанный на непосредственном, или опосредованном через приборы, восприятии, способ познания свойств, предметов, явлений без вмешательства в само явление, предмет исследования.
2. Эксперимент – искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Если наблюдение, это измерение (фиксация) того, что происходит с изучаемым объектом без нашего воздействия на него, то эксперимент предполагает наше целенаправленное воздействие на объект изучения с целью измерения (фиксации) результатов нашего воздействия.
Для того, чтобы это было научно обоснованно эксперимент необходимо спланировать. Существует несколько видов экспериментальных планов. Они бывают достаточно сложными и трудоёмкими для исполнения. Есть даже специальный раздел методологии научных исследований, который занимается разработкой экспериментальных планов.
Самый простой экспериментальный план состоит в том, что для выявления влияния нашего воздействия на объект изучения мы будем использовать два одинаковых объекта. Один назовём экспериментальным, второй контрольным. Перед экспериментом мы измерим изучаемую форму обоих объектов. Затем мы воздействуем только на экспериментальный объект. После этого опять измерим формы проявления обоих объектов. По разнице в повторных измерениях мы сможем судить о наличии и степени влияния нашего воздействия на изучаемый объект в сравнении с контрольным объектом. Если наша гипотеза предполагает такое влияние, то она получит подтверждение и будет считаться научно доказанной. Мы получим или подтвердим наличие научной истины.
3. Моделирование – способ познания, основанный на таком виде умозаключения, как строгая аналогия отношения между моделью явления и самим явлением. Например, испытания ядерного оружия давно уже проводятся не на полигонах в виде реальных взрывов, а в компьютерах с помощью специальных программ, моделирующих реальную ядерную реакцию. Или проверка аэродинамических свойств новых летательных аппаратов проводится не на реальных самолётах, что очень рискованно, а на моделях планеров этих самолётов в аэродинамических трубах. Широкое распространение для исследования количественных характеристик явлений получило использование математических моделей.
3. Общество и человек как объекты научного исследования.
3.1. Методы исследования общества и человека.
После того, как сформулирована гипотеза, можно приступать к разработке методики (метода, способа проверки истинности конкретной гипотезы) для её проверки. Для исследования общества и личности наиболее распространёнными являются методы социологического опроса (анкетирования) и беседы (интервью, тесты).
3.1.1. Социологический опрос как метод исследования социума (общественной группы).
Анкетирование.
1. Составление анкеты.
Анкета – перечень вопросов, цель которых проверить научную истинность гипотезы.
Гипотеза, сформулированная как вопрос, называется программным вопросом. Как правило, по разным причинам людям трудно прямо ответить на программный вопрос[24]. Поэтому программный вопрос «переводят» в анкетные вопросы. Анкетный вопрос считается грамотно сформулированным, если:
1. Отвечающим (респондентом) легко понимает смысл вопроса,
2. Вопрос «не навязывает» респонденту какой-то определённый ответ,
3. Вопрос является конкретным (не допускает нескольких толкований),
4. Ответ на вопрос простой и короткий (не требуется «красноречия» для ответа),
5. Не требуется наблюдательность для ответа на него,
6. Ответ не требует развитой памяти,
7. Вопрос «не утомляет» (не является большим по объёму, сложносочинённым),
8. У респондента не возникает желания «угодить» кому-то своим ответом,
9. Вопрос не вызывает у респондента какого-либо опасения, страха, недоверия,
10. Ответ не снижает престиж респондента,
11. Вопрос не носит интимного характера,
12. Ответ не унижает личное достоинство респондента,
13. Вопрос не касается неосознаваемых обстоятельств (сколько раз в минуту Вы моргаете глазами?)
Любая анкета должна быть валидной, т.е. точно отвечать на программный вопрос истинности конкретной гипотезы.
Анкета должна быть анонимной, т.е. респондент, отвечавший на неё, должен оставаться неизвестным.
2.Репрезентативность выборки.
Репрезентативная выборка, это копия генеральной совокупности по выбранным качествам, только в сильно уменьшенном масштабе.
Группу в 20 человек можно опросить за 15 – 20 минут и получить достоверный результат, что думает эта группа в целом по какому-то вопросу. А как быстро опросить население города и быстро получить достоверный результат? Если опрашивать всех, то это очень долго и очень дорого. Для решения такой проблемы социологи используют репрезентативные выборки. Всё население, чьё мнение нужно выяснить, называют генеральной совокупностью. Из неё, по определённым правилам выбирают репрезентативную, т.е. представительную выборку. Выясняя мнение репрезентативной выборки, делают заключение о мнении всей генеральной совокупности. Достоверность результата с заданной точностью обеспечивается:
- Принципом случайности попадания любого респондента в выборку(существует таблица случайных чисел),
- Законом «больших чисел», который гласит: «Каждый респондент, может, отвечая на вопросы, врать, как ему вздумается. Все вместе они всё равно скажут правду».
- Статистическими методами обработки результатов.
3. Подготовка интервьюера и проведение опроса.
Интервьюер – человек, непосредственно проводящий опрос людей с помощью анкеты (вопросника). Задача интервьюера – неукоснительно выполнять инструкции по сбору информации, данные ему разработчиком анкеты. Интервьюер не должен быть в курсе цели и задач исследования, поскольку он, как человек, может повлиять на выбор ответа респондентом. Он должен быть общительным и вежливым человеком, очень аккуратным, исполнительным и честным. Если интервьюер не будет соответствовать этим требованиям, результаты интервью (анкетирования) могут оказаться бесполезными. Результаты анкетирования станут невалидными, выборка нерепрезентативной. Далеко не каждый человек может стать грамотным интервьюером. Хорошего интервьюера выбирают по специальной системе тестов и обучают. Поэтому он «дорого стоит». Но результат работы интервьюера оправдывает затраты на его поиск и подготовку.
Для проведения опроса разработчик анкеты предоставляет интервьюеру анкету (вопросник), подробную инструкцию по правилам ответов на вопросы, подробную инструкцию по поиску и выбору случайных людей в выборку. Интервьюер, используя анкету (вопросник) и инструкции проводит анкетирование, а заполненные анкеты передаёт на обработку результатов.
4. Обработка и анализ результатов.
При обработке результатов одинаковые ответы суммируются в специально приготовленных таблицах. Например:
Для обработки результатовбольших массивов данных ещё на этапе создания анкеты создаётся система кодирования ответов. Каждый вопрос имеет свой уникальный номер. Каждый ответ также имеет свой номер (код). Например, вопрос: «Вы читали действующую Конституцию России? - кодируется цифрой (1). Возможные ответы «ДА», «НЕТ» - кодируются цифрами 1.1.и 1.2. Эти коды позволяют использовать специальные компьютерные программы. С их помощью на больших массивах данных можно посчитать не только абсолютное количество вариантов ответов на вопрос и их процентное соотношение, но и взаимосвязи (зависимости) между разными мнениями (корреляционный анализ), а также степень влияния мнения на поведение людей (факторный анализ).
5. Отчёт о проделанной работе.
Работа считается оконченной, если написан «Отчёт о проделанной работе». В отчёте описываются:
1. Название темы и описание исследуемой проблемы, обоснование необходимости исследования,
2. Объект и предмет исследования,
3. Цель и задачи исследования,
4. Теоретический анализ проблемы, определение основных понятий (содержательных и операциональных),
5. Рабочая гипотеза для проверки,
6. Описание анкеты и основных условий её применения.Время, место, объём и способ получения выборки, способ получения результата(использование интервьюеров и т.п.),
7. Описание результатов (полученные таблицы, графики и т.п.),
8. Выводы из таблиц, графиков о соответствии полученных результатов рабочей гипотезе исследования,
9. Практические рекомендации по применению полученных результатов в практике.
10. Обоснование необходимости и перспектив продолжения исследований проблемы.
2.3.1. Беседа (интервью) и тест как методы исследования личности.
Беседа (интервью).
Беседа (интервью) – диалог между корреспондентом и собеседником. В отличие от анкеты, где респонденту предлагаются, как правило, готовые варианты ответов на вопрос (такие вопросы называются закрытыми), в беседе собеседнику предлагается самому сформулировать ответ на вопрос (такой вопрос называется открытым). Если цель анкеты – формальный (строго в рамках логических правил) анализ информации для поиска закономерностей, то цель беседы – изучение содержания (смысла) ответа, поиск новых смыслов. Однако, как в любом научном исследовании беседа должна быть «построена» по правилам именно научного исследования. Т.е. после формулировки проблемы, нужно определить объект, предмет исследования, сформулировать цель, задачи, выдвинуть рабочую гипотезу. Потом поискать ответы в подобных исследованиях. Если там нет ответов, нужно переформулировать гипотезу в программный вопрос. На основе программного вопроса разработать вопросы для беседы. И только после этого беседу можно провести. Результаты беседы, как правило, не требуют математического (статистического) анализа. Здесь нужен содержательный, смысловой анализ на выявление тех смыслов, которые имел в виду собеседник, отвечая на Ваши вопросы.
Огромное значение для успешности беседы имеет личность корреспондента. Для повышения успешности беседы корреспондент должен придерживаться следующих правил общения:
ПРАВИЛА, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛИТ СКЛОНИТЬ ЛЮДЕЙ К ОБЩЕНИЮ С ВАМИ.
1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
4. С самого начала придерживайтесь дружеского тона.
5. «Склоните» собеседника сразу же ответить вам " ДА ".
6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
8. Искренне старайтесь смотреть на «вещи» с точки зрения вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
10. Взывайте к благородным мотивам.
11. Драматизируйте свои позитивные идеи, подавайте их эффектно.
12. Если ничего не помогает, попробуйте бросить вызов, «задеть за живое». Но не доводите до конфликта.
ПРАВИЛА,СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛИТ КОНТАКТИРОВАТЬ С ЛЮДЬМИ, НЕ ОСКОРБЛЯЯ ИХ И НЕ ВЫЗЫВАЯ У НИХ ЧУВСТВА ОБИДЫ.
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.
5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.
6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех.
7. Будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".
8. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдывать.
9. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.
10. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им не трудным.
11. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете (но не навязывайте им ничего, а соедините свою просьбу с их интересом).
ПРАВИЛА, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛИТ ПОНРАВИТЬСЯ ЛЮДЯМ.
1. Искренне интересуйтесь другими людьми (их интересами).
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
ДРУГИЕ СОВЕТЫ.
1. ВСЕГДА - ЛИ НУЖНО, ЧТОБЫ БЫЛО, ПО-ВАШЕМУ.
2. ЕСЛИ ВЫ ЧТО-ТО ДОЛЖНЫ – СДЕЛАЙТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО.
3. НЕ ГОВОРИТЕ ЛЮДЯМ НЕПРИЯТНОЕ ДЛЯ НИХ.
4. НЕ ТЕШЬТЕ СВОЕ САМОЛЮБИЕ ПУСТЫМИ УКОРАМИ.
5. ПОЧАЩЕ СТАВЬТЕ СЕБЯ НА МЕСТО СОБЕСЕДНИКА.
6. ВЫБИРАЙТЕ АКТИВНУЮ АЛЬТЕРНАТИВУ. (Если собеседник затрудняется с выбором пути решения вопроса, старайтесь предложить ему хотя бы одну альтернативу, с обязательным учётом его интересов.)
7. НЕМЕДЛЕННО РАЗРЕШАЙТЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ ПУТЕМ ПЕРЕГОВОРОВ. ПРИЗНАК НЕДОРАЗУМЕНИЯ - ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ОЖИДАНИЕ ДЕЙСТВИЯ.
8. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ СЕБЯ ЖДАТЬ И НЕ ЖДИТЕ НИКОГО. (Этикет допускает опоздание на 5, максимум 10 минут. Опоздавший должен извиниться и указать на уважительность опоздания. Проявление вежливости всегда подсознательно засчитывается в плюс.)
Профессионально грамотная беседа – очень сложный инструмент научного исследования. Однако, его освоение резко повышает шансы карьерного роста.
Тест.
Тест (испытание) – стандартизированный метод исследования, направленный на выявление, оценку отдельных характеристик (черт) личности испытуемого. Широко известны такие психологические тесты, как IQ (оценка уровня интеллекта), семантический дифференциал Осгуда (исследование смыслового поля), репертуарные решётки Келли и т.п. Цель тестирования – получить вербальную (словесную) или поведенческую реакцию человека на строго стандартизированный стимул (побуждение к действию). Эта реакция должна выявить наличие (степень выраженности) или отсутствие определённой черты личности.
Примеры тестов на завершение предложений.
Проблема ответственности.
Встречаются двое знакомых. Один говорит другому: «Мне на работе предложили повышение в должности. Зарплата, значительно выше, но меня предупредили, что за ошибки отдела я буду нести личную материальную ответственность. Как ты думаешь, должен ли я принять предложение?». Что бы Вы ответили в подобной ситуации?
Проблема агрессивности.
Незнакомый человек входит в купе вагона поезда и случайно чемоданом очень больно ударяет одного из пассажиров и пачкает его костюм. Извиняется. Как бы Вы отреагировали на месте пострадавшего человека? (самая первая реакция).
Примерный план научно-исследовательской работы.
1. Введение.
1.1. Описание темы исследования. (Это про что? Немного истории темы, кто ей занимался, какие там проблемы выделены исследователями, каковы успехи).
1.2. Описание и формулировка основной проблемы исследования, по заявленной теме. (Ответ на какой вопрос необходимо получить. Нужно точно сформулировать этот вопрос).
1.3. Обоснование и формулировка (определение) объекта исследования, выделение предмета исследования. Постановка цели и задач исследования.
1.3.1. Определение объекта исследования. (Что будет исследоваться).
1.3.2. Выделение предмета из объекта исследования. (Какие свойства, процессы, состояния этого объекта будут исследоваться).
1.3.3. Постановка цели. (Чего хотим получить в результате проведения этой работы).
1.3.4. Определение задач. (Последовательность шагов для достижения поставленной цели).
2. Теоретический анализ проблемы.
2.1. Анализ литературы на предмет выявления подобных исследований по миру, по регионам. (Со ссылками на источники).
2.2. Определение основных понятий. (Поиск и сравнение применяемых в науке понятий по этой теме, объекту, предмету со ссылками на тех, кто эти понятия сформулировал. Обоснование применения понятий, использованных в данной работе).
2.2.1.Содержательные определения. (Что есть объект, предмет исследования).
2.2.2.Операциональные определения. (Как, в каких шкалах будем измерять предмет исследования).
2.3. Формулировка рабочей гипотезы в системе выделенных понятий. (Предполагаемый ответ на вопрос, сформулированный в п. 1.2. плана исследования).
3. Эмпирический анализ проблемы.
3.1. Таблицы сравнительной статистики количественных и качественных показателей по выделенным определениями для изучения факторов (предметам, свойствам, состояниям).
3.2. Анализ таблиц и выводы на предмет соответствия полученных данных рабочей гипотезе.
4. Заключение.
4.1. О соответствии проведённой работы цели исследования.
4.2. Практические рекомендации по результатам работы.
Перспективы и возможные направления продолжения исследования.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Цитируемая литература.
2. Использованная литература.
P.S. Некоторые замечания:
§ В науке принято пользоваться не словами (терминами), а понятиями, которые строго определяются. Подмена понятий в процессе работы приводит к её ничтожности.
§ В научном исследовании не принято ссылаться на «случаи из жизни» или пользоваться аналогиями в качестве аргументов. В науке всё нужно ДОКАЗЫВАТЬ.
§ Отличительным качеством научной работы является возможность её воспроизводимости и проверяемости сторонними исследователями.
§ В науке всё, что не доказано, существует только в виде гипотезы. Всякое «высказывание», кем бы оно ни было высказано, должно проверяться на доказанность, иначе это лишь гипотеза, и только в таком виде может применяться в исследовании.
В научной публикации любое «высказывание» должно ссылаться на его источник, даже если это не цитата. Иначе это плагиат.