Манихейство — таинственная религия, зародившаяся на Ближнем Востоке в III веке н. э. в империи Сасанидов, основана на философии пророка Мани. Она сочетает элементы христианства, иудаизма, зороастризма и восточного мистицизма.
Ключевое учение манихейства гласит, что мир состоит из борьбы противоположностей: света и тьмы, добра и зла, духа и материи. Цель каждого верующего — освобождение души от оков материального мира и возвращение к вечному миру света.
Отношения манихейства и христианства складывались непросто. Ранняя церковь считала манихейство опасным соперником, обвиняя его в искажении истины. Многие христианские мыслители критиковали манихейство за его радикальные взгляды на природу Бога и человека. Сам основатель манихейства, Мани, претендовал на звание последнего великого пророка после Будды, Заратустры и Иисуса Христа, что вызвало резкое неприятие со стороны ортодоксальных христиан.
Основные положения манихейства включают:
1. Дуализм: мир делится на две сущности — Добро (свет) и Зло (тьма).
2. Эманационизм: душа и тело являются двумя аспектами единой реальности.
3. Переселение душ: верующие проходят цикл перерождений, пока не достигнут просветления.
4. Нравственный кодекс: соблюдение моральных заповедей ведет к очищению души.
Происхождение манихейства тесно связано с личностью пророка Мани, рожденного в семье персидского аристократа, изучавшего различные религии и философские системы своего времени. Он путешествовал по Азии и Среднему Востоку, пропагандируя своё учение, которое быстро завоевывало сторонников благодаря своему универсальному характеру и способности интегрироваться в местные верования.
Манихейство не получило признания со стороны какого-либо государства и не послужило основой для конкретной культурной традиции, в отличие от многих других религиозных движений той эпохи, но впитало элементы каждой из этих традиций, формируя синкретическое учение, объединявшее основополагающие принципы указанных религий.
Дуализм манихейства
Манихейство учит о трёх эпохах: прошлом, настоящем и будущем. Первая эпоха характеризуется идеальным равновесием между силами добра и зла. Во вторую эпоху, современную, это равновесие нарушается, и начинается борьба между светом и тьмой. Третья эпоха знаменует полную победу добра над злом и наступление вечного блаженства.
Данная концепция отражает христианское понимание линейного времени и эсхатологического конца света, где состоится финальная битва между Христом и антихристом, завершающаяся победой добра и наступлением райского блаженства.
Подобные идеи напоминают также буддийские представления о циклах времён и появлении Майтрейи, завершающего круговорот зла.
12 – священное число
Религиозные принципы, изложенные Мани, основаны на понимании двенадцати качеств, присущих Отцу Света, которые становятся добродетелями для человечества. Этими качествами являются: высшая власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, терпение, прямота, благотворительность, справедливость и свет. Число 12 приобретает сакральное значение в манихействе.
Особое внимание уделено понятию Тьмы. Исходя из гностической мысли, Тьма трактуется как отсутствие Света, составляя неотъемлемую часть бытия.
Мани развивает эту мысль, утверждая, что Тьма необходима для поддержания гармонии и существования мира, отражая китайский принцип взаимодействия Инь и Ян. Такой подход формирует специфическое видение человека как существа, находящегося в конфликте с самим собой: его бессмертная душа (Свет) заключена в материальное тело (Тьма). Верующий, наследник Отца Света, оказался погружённым в сон вследствие дисбаланса между этими силами. Исполнение заповедей и следование добродетелям позволяет человеку пробудить сознание и исполнить своё высшее предназначение — вступить в сражение со злом.
Со временем европейское манихейство сошло на нет, растворившись в рамках христианства, имевшего схожие этические нормы и идеи. Напротив, в Китае, где отсутствовали конкурирующие влиятельные религии, манихейство сохранилось дольше, пусть и трансформировавшись в различные секты, воспринявшие ключевые идеи Мани. Последние свидетельства чистой манихейской общины относятся к XVI веку, после чего традиция продолжилась преимущественно в адаптированных формах местных китайских сект.