Найти в Дзене

Манихейство — таинственное религиозное учение о царстве света.

Манихейство — таинственная религия, зародившаяся на Ближнем Востоке в III веке н. э. в империи Сасанидов, основана на философии пророка Мани. Она сочетает элементы христианства, иудаизма, зороастризма и восточного мистицизма.

Ключевое учение манихейства гласит, что мир состоит из борьбы противоположностей: света и тьмы, добра и зла, духа и материи. Цель каждого верующего — освобождение души от оков материального мира и возвращение к вечному миру света.

Отношения манихейства и христианства складывались непросто. Ранняя церковь считала манихейство опасным соперником, обвиняя его в искажении истины. Многие христианские мыслители критиковали манихейство за его радикальные взгляды на природу Бога и человека. Сам основатель манихейства, Мани, претендовал на звание последнего великого пророка после Будды, Заратустры и Иисуса Христа, что вызвало резкое неприятие со стороны ортодоксальных христиан.

Основные положения манихейства включают:

1. Дуализм: мир делится на две сущности — Добро (свет) и Зло (тьма).

2. Эманационизм: душа и тело являются двумя аспектами единой реальности.

3. Переселение душ: верующие проходят цикл перерождений, пока не достигнут просветления.

4. Нравственный кодекс: соблюдение моральных заповедей ведет к очищению души.

Происхождение манихейства тесно связано с личностью пророка Мани, рожденного в семье персидского аристократа, изучавшего различные религии и философские системы своего времени. Он путешествовал по Азии и Среднему Востоку, пропагандируя своё учение, которое быстро завоевывало сторонников благодаря своему универсальному характеру и способности интегрироваться в местные верования.

Империя Сасанидов Фото из открытого доступа
Империя Сасанидов Фото из открытого доступа

Манихейство не получило признания со стороны какого-либо государства и не послужило основой для конкретной культурной традиции, в отличие от многих других религиозных движений той эпохи, но впитало элементы каждой из этих традиций, формируя синкретическое учение, объединявшее основополагающие принципы указанных религий.

Пророк Мани Фото из открытого доступа
Пророк Мани Фото из открытого доступа

Дуализм манихейства

Манихейство учит о трёх эпохах: прошлом, настоящем и будущем. Первая эпоха характеризуется идеальным равновесием между силами добра и зла. Во вторую эпоху, современную, это равновесие нарушается, и начинается борьба между светом и тьмой. Третья эпоха знаменует полную победу добра над злом и наступление вечного блаженства.

Данная концепция отражает христианское понимание линейного времени и эсхатологического конца света, где состоится финальная битва между Христом и антихристом, завершающаяся победой добра и наступлением райского блаженства.

Подобные идеи напоминают также буддийские представления о циклах времён и появлении Майтрейи, завершающего круговорот зла.

12 – священное число

Религиозные принципы, изложенные Мани, основаны на понимании двенадцати качеств, присущих Отцу Света, которые становятся добродетелями для человечества. Этими качествами являются: высшая власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, терпение, прямота, благотворительность, справедливость и свет. Число 12 приобретает сакральное значение в манихействе.

Особое внимание уделено понятию Тьмы. Исходя из гностической мысли, Тьма трактуется как отсутствие Света, составляя неотъемлемую часть бытия.

Мани развивает эту мысль, утверждая, что Тьма необходима для поддержания гармонии и существования мира, отражая китайский принцип взаимодействия Инь и Ян. Такой подход формирует специфическое видение человека как существа, находящегося в конфликте с самим собой: его бессмертная душа (Свет) заключена в материальное тело (Тьма). Верующий, наследник Отца Света, оказался погружённым в сон вследствие дисбаланса между этими силами. Исполнение заповедей и следование добродетелям позволяет человеку пробудить сознание и исполнить своё высшее предназначение — вступить в сражение со злом.

Цаоань — последний сохранившийся храм манихейства. Фото из открытого доступа
Цаоань — последний сохранившийся храм манихейства. Фото из открытого доступа

Со временем европейское манихейство сошло на нет, растворившись в рамках христианства, имевшего схожие этические нормы и идеи. Напротив, в Китае, где отсутствовали конкурирующие влиятельные религии, манихейство сохранилось дольше, пусть и трансформировавшись в различные секты, воспринявшие ключевые идеи Мани. Последние свидетельства чистой манихейской общины относятся к XVI веку, после чего традиция продолжилась преимущественно в адаптированных формах местных китайских сект.