Найти в Дзене

Какие машины оставят в такси и кто потеряет работу: разбираем новый закон

С 1 марта 2026 года в России вступит в силу новый закон: в реестр такси будут включать только автомобили, которые набрали высокий уровень локализации производства – не менее 3200 условных баллов (по аналогии с требованиями к госзакупкам), либо выпускаются по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключённым в 2022–2025 годах. Проще говоря, работать в такси смогут машины отечественной сборки или иностранные модели, максимально «русифицированные» в производстве. Мы изучили мнения экспертов и участников рынка, чтобы ответить на следующие вопросы: Сегодня парк российских такси преимущественно состоит из недорогих массовых моделей – как зарубежных, так и отечественных. В сегменте экономкласса многие водители (особенно самозанятые, работающие на личном авто) выбирают проверенные временем седаны Hyundai Solaris и Kia Rio, бюджетные модели LADA (например, Granta и Vesta), а также распространённые раньше Renault Logan или Volkswagen Polo. По данным РБК, этот набор лидируют среди под
Оглавление

С 1 марта 2026 года в России вступит в силу новый закон: в реестр такси будут включать только автомобили, которые набрали высокий уровень локализации производства – не менее 3200 условных баллов (по аналогии с требованиями к госзакупкам), либо выпускаются по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), заключённым в 2022–2025 годах.

Проще говоря, работать в такси смогут машины отечественной сборки или иностранные модели, максимально «русифицированные» в производстве.

Мы изучили мнения экспертов и участников рынка, чтобы ответить на следующие вопросы:

  • Зачем это нужно государству?
  • Что будет с водителями, которые уже сегодня возят пассажиров на старых иномарках?
  • Коснётся ли новое ограничение простого человека, подрабатывающего в такси по вечерам?

Популярные машины в такси

Сегодня парк российских такси преимущественно состоит из недорогих массовых моделей – как зарубежных, так и отечественных. В сегменте экономкласса многие водители (особенно самозанятые, работающие на личном авто) выбирают проверенные временем седаны Hyundai Solaris и Kia Rio, бюджетные модели LADA (например, Granta и Vesta), а также распространённые раньше Renault Logan или Volkswagen Polo.

По данным РБК, этот набор лидируют среди подержанных автомобилей, приходящих в такси: Lada Granta (около 4% парка), Hyundai Solaris (3%), Kia Rio (3%) и VW Polo (2%). Среди новых: LADA Granta (8%) и Vesta (3%), Haval Jolion (6%), Geely Emgrand (2%), BAIC U5 Plus (2%).

-2

Однако будут ли эти «рабочие лошадки» допущены к перевозкам по новым правилам? К сожалению, нет: большинство популярных ныне иномарок, скорее всего, не смогут официально регистрироваться в такси после 2026 года.

Разрешения, которые уже выданы таким машинам, действуют до конца своего пятилетнего срока, после чего продлить их не получится. Иными словами, парк этих иномарок будет сокращаться естественным путём: машины доработают оставшиеся годы и уйдут из такси по износу, а новые такие модели в реестр уже не внесут.

Какие машины останутся

Если привычные Solaris, Rio и Logan не отвечают новым требованиям, то что же придёт им на смену? Пока однозначного списка «разрешённых» моделей нет – Министерство промышленности и торговли опубликует его ближе к вступлению закона в силу. Тем не менее уже известно главное: критерий 3200 баллов локализации фактически оставляет в такси только автомобили российских брендов либо те, что выпускаются в РФ по специнвестконтрактам.

«На сегодня этому показателю соответствует лишь продукция АвтоВАЗа, а также некоторые модели бренда “Москвич” и электромобили Evolute», – сообщают ura.news.

То же подтверждают данные «Аналитического центра при правительстве РФ»: полностью под новые требования подпадают четыре модели LADA – Granta, Vesta, а также перспективные Aura и Iskra – плюс несколько моделей возрождённой марки «Москвич» и локально собираемые электрокары Evolute.

Фото Алекса Гагарина на Unsplash
Фото Алекса Гагарина на Unsplash

На практике это значит, что в такси останутся главным образом семейство Lada от «АвтоВАЗа», который и выступил главным «двигателем» законопроекта.

По словам председателя комитета Госдумы Владимира Гутенева, рассчитывает сделать российский автопром самостоятельным и независимым от импорта за счёт такого решения.

А что же иностранные марки?

Полностью импортированных машин в легальном такси не останется. Зато некоторые зарубежные бренды имеют локальные заводы, и их продукция при определённых условиях тоже смогут удовлетворить требованию. Возможно, что право работать в такси получат Haval, Solaris, Evolute, Sollers, Voyah.

Например, китайский автопроизводитель Haval уже организовал выпуск кроссовера Jolion в Тульской области, а модель Haval M6 – в Калуге. По данным «Коммерсанта», Haval M6 могут включить в перечень разрешённых машин – благодаря тому, что её сборка локализована, вплоть до сварки и окраски кузовов.

Не исключено, что в список добавят и некоторые модели китайского премиум-бренда Voyah (который собирают выпускать в Липецкой области) для обслуживания сегмента бизнес-класса.

Таким образом, парк такси после 2026 года будет состоять в основном из автомобилей отечественных марок или иностранных моделей, собираемых на российских заводах. Можно сказать, что такси станут «целиком отечественными» – хотя и не обязательно представленными только брендом Lada.

Однако моментального «вымывания» иностранных авто из рынка такси ждать не стоит. Согласно принятому закону, все автомобили, уже внесённые в региональные реестры такси до даты вступления новых правил, сохранят право работать до окончания срока разрешения.

Обычно разрешение выдаётся на 5 лет, поэтому, к примеру, если водитель зарегистрировал машину в феврале 2026-го, то до 2031 года он ещё сможет легально возить пассажиров на ней.

Удар по самозанятым и маленьким паркам

Нововведение беспокоит водителей и владельцев небольших таксопарков. Перед ними встаёт вопрос вопрос: где взять деньги на обновление автопарка?

Многие компании и индивидуалы едва вздохнули после пандемии и прошлогоднего роста цен. По словам Наталии Лозинской, исполнительного директора ассоциации «Национальный совет такси», многие перевозчики временно приостановили обновление парка из-за удорожания машин, продают старые авто, оптимизируют расходы и надеются на улучшение ситуации. Теперь же им фактически ставят условие покупать определённые, зачастую более дорогие модели.

-4

Согласно опросу, лишь 27% таксопарков готовы рассмотреть приобретение продукции отечественного автопрома – и то только при условии субсидий, чтобы общая стоимость владения уложилась в экономику компании. По расчётам перевозчиков, цена нового седана экономкласса не должна превышать ~1 млн рублей (с учётом НДС), иначе владение им нерентабельно. Сейчас же даже самая дешёвая Lada Granta в салоне стоит около 800–900 тыс. руб., а более вместительная Vesta – от 1,3 млн руб и выше.

Для самозанятых таксистов, работающих на личном автомобиле, ситуация ещё сложнее. Большинство таких водителей используют такси как подработку, источник дополнительного дохода, и не готовы влазить в кредиты ради новой машины. По оценке Аналитического центра при правительстве РФ, расходы частично занятого водителя на замену одного автомобиля могут достигать 470,9 тыс. рублей, а окупаться эта инвестиция будет до 16 лет при текущих тарифах.

«Риски, скажем так, оттока или недопритока необходимого количества водителей есть. <...> Некоторая вероятность все-таки сохраняется того, что, в первую очередь, самозанятые перестанут рассматривать такси как такой для себя быстрый источник заработка и возможность поддержать доход семьи», – сообщил директор по работе с государственными органами "Яндекс такси" Антон Петраков.

К похожим выводам пришли и независимые специалисты. Так, исследование Высшей школы экономики прогнозирует уход с рынка порядка 500 тысяч водителей, то есть примерно каждого второго таксиста.

Аналитический центр при правительстве приводит близкие цифры: при сохранении жестких требований без мер поддержки отрасль может лишиться до 507 тысяч водителей (≈50% от общего числа). Среди самозанятых без работы может остаться почти 90%, так как у них нет ресурсов и мотивации покупать новую машину специально для редких поездок. Даже среди профессиональных таксистов на собственных авто под угрозой ухода около 15% – каждый шестой.

Большинство российских водителей могут рассчитывать лишь на «отсрочку»: успеть вписать автомобиль в реестр перевозчиков до 1 марта 2026 года и использовать его вплоть до марта 2031-го.

Для некоторых регионов депутаты сделали исключения. Так, требования к такси в Калининградской области и Сибирском федеральном округе не будут применяться до 1 марта 2028 года, в регионах ДФО - до 1 марта 2030 года.

Последствия для рынка и пассажиров

Кардинальное обновление автопарка такси неизбежно повлияет и на пассажиров. Главное опасение – повышение цен на поездки. Если водителей станет меньше, а себестоимость их работы вырастет, рыночный результат очевиден: автоэксперты прогнозируют рост цен на поездки до 50–100% в регионах и до 150–200% в Москве, отток водителей и удар по легализации отрасли.

-5
«На сегодняшний день созданы все условия, чтобы легализации бизнеса не было в регионах, то есть все, это вот сейчас последний гвоздь вбили в крышку гроба», — сообщил URA.RU председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.

Новые автомобили, соответствующие требованиям локализации, стоят в среднем в 2,1 раза дороже тех подержанных иномарок, на которых многие ездят сейчас (медианная цена ~1,73 млн руб против 840 тыс руб).

За 2023–2025 годы цены на отечественные легковушки выросли почти на 26%, тогда как на подержанные иномарки – на ~18%. Это означает, что водителям придётся закладывать в тариф больше затрат на амортизацию и кредитные платежи.

Даже если доля свободных машин на линии сократится, агрегаторы такси вряд ли смогут сдерживать рост цен – иначе оставшиеся водители просто откажутся работать из-за нерентабельности. Таким образом, такси, скорее всего, станет дороже для пассажиров уже в первые год-два после реформы.

Заключение

Реформа такси через критерий локализации – шаг беспрецедентный для российского транспортного рынка. Он продиктован благими целями: поддержать национальный автопром, обезопасить отрасль такси от внешних потрясений и стимулировать обновление парка машин.

В то же время, побочные эффекты могут оказаться серьезными: от уходa рынка в «тень» до роста цен на поездки. Однозначного ответа, как именно повлияет новый закон, пока нет – многое станет ясно лишь после его вступления в силу и первых месяцев практики. Возможно, к 2026 году требования ещё скорректируют, или государство предложит таксистам программы помощи, чтобы смягчить переход.

🚀 Наш канал в Telegram