Бывают в нашем общем культурном багаже такие имена. Они не гремели, как имена некоторых их коллег, о них не кричали с обложек глянцевых журналов, но без них тот самый советский кинематограф и тот самый театр, который мы так любим и помним, был бы… другим. Более бедным. Более безликим. Не хватало бы в нем той самой искренности, тепла и душевности, которую источала с экрана и со сцены Вера Марковна Орлова. Актриса, которую знала в лицо вся страна, но чья личная история оказалась на удивление тихой и, если вдуматься, трагичной.
Начало пути: от Екатеринослава к московским подмосткам
Вера Орлова появилась на свет в мае 1918-го, в самое смутное время, в городе Екатеринославе. Сама эпоха, полная революционных бурь и надежд, словно бы предопределила ее судьбу – ей было суждено стать человеком из народа и для народа. Юность ее пришлась на уже совсем другую, советскую Москву. И именно здесь, участвуя в самодеятельности и осваивая гитару, простая девушка из провинции поняла, что ее призвание – сцена.
Она не метила в звезды с порога. Она шла трудиться. В 1937-м она поступила в Театральное училище при Театре Революции, и этот выбор был судьбоносным. Учеба, прерванная войной, стала для нее тем фундаментом, на котором она выстроит свою блестящую карьеру. Уже в те годы в ней видели не просто подающую надежды ученицу, а состоявшегося, серьезного мастера, готового к большой работе.
Театр: главная любовь и верная сцена
Если в кино ее знали миллионы, то настоящим домом, творческой лабораторией и, увы, источником глубоких личных переживаний для нее стал театр. После коротких периодов работы в Театре им. Ленсовета и в эвакуированном Театре Сатиры, в 1942-м ее жизнь навсегда связалась с Московским академическим театром имени Владимира Маяковского.
Именно здесь, на сцене, раскрылся ее огромный диапазон. Молодая гвардейка Валя Филатова в постановке «Молодая гвардия», лукавая и живая Варвара в «Грозе», искренняя Надежда в «Домике на окраине» Арбузова – эти и многие другие роли стали эталоном психологической правды и глубины. Она не играла – она проживала судьбы своих героинь, наполняя их той самой «слезой русской актрисы», о которой писал Островский. В 1974-м она перешла в театр Ленком, где с тем же достоинством и талантом воплощала на сцене образы в спектаклях «Тиль», «Иванов», «В списках не значился».
Мы, зрители, к сожалению, в большой степени обделены. Мы не видели этих ее работ во всей красе, нам остались лишь отрывочные воспоминания современников и пожелтевшие афиши. Ее театральное наследие – это та основа, тот стержень, который позволял ей быть такой убедительной в кино. Она была настоящей, классической актрисой, для которой сцена – храм.
Кинематограф: народная слава и незабываемые образы
А вот кино подарило ей всенародную любовь. И началось это с поистине оглушительного дебюта. 1945-й, комедия «Близнецы». Скромная, очаровательная Лиза Карасева в исполнении Веры Орловой и ее песня из фильма в одночасье покорили всю страну. Фотографии молодой актрисы в киосках «Союзпечати» сметались мгновенно. Она стала идеалом простой русской девушки – красивой, но без лоска, милой, искренней, своей.
Вслед за этим успехом последовали другие знаковые работы. Кто из нас не помнит обаятельную Феню с бензоколонки из «Счастливого рейса», чья история любви с шофером Синичкиным (блестящий Николай Крючков) заставляла улыбаться и верить в лучшее? А потом была Полина, верная спутница незадачливого, но душевного Ивана Бровкина.
Эти роли сделали Веру Орлову не просто звездой, а своей, народной актрисой, чье лицо ассоциировалось с лучшими, светлыми сторонами жизни.
Но был в ее фильмографии и удивительно глубокий, серьезный образ. В 1965-м она сыграла Веру Петровну Бондаренко, жену «Дон Кихота» в исполнении Анатолия Папанова, в фильме «Дети Дон Кихота». Эта роль – пример невероятной актерской зрелости. Ее героиня – врач, женщина с огромным сердцем, принявшая в свою семью четверых приемных детей. Это игра, лишенная малейшей слащавости, наполненная внутренней силой, мудростью и настоящей, жертвенной любовью.
И конечно, нельзя не вспомнить ее блистательную Елену Станиславовну Боур из «12 стульев» Марка Захарова. Эту небольшую роль она наполнила таким комическим блеском и аристократической абсурдностью, что ее фразы тут же ушли в народ.
Трагедия за кулисами: любовь, которую не суждено было сберечь
Если в творчестве ее ждал оглушительный успех, то личная жизнь Веры Марковны сложилась трагически. Это та история, о которой в театре говорили шепотом, а для нас она остается свидетельством невероятной силы духа этой женщины.
Ее великой и, увы, несчастливой любовью стал актер того же Театра Маяковского Александр Холодков. Талантливый, яркий, он был окружен вниманием женщин. История эта достойна отдельной пьесы. Орлова полюбила его глкбоко, но его сердце было разделено между ней и другой известной актрисой – Люсьеной Овчинниковой. Ситуация, которая в любом другом месте привела бы к скандалу, женской вражде и горьким обидам, здесь обернулась иначе.
Понимаете, в чем сила настоящих, больших людей? В невероятном достоинстве. Орлова и Овчинникова, вместо того чтобы рвать друг другу волосы на парикмахерской, проявили мудрость, которую сегодня и представить-то сложно. Они не только не стали врагами, но и поддержали друг друга. А когда Холодкова настигла тяжелая болезнь, эти две женщины объединились, чтобы вместе ухаживать за ним, до последнего дня помогая тому, кого обе любили. Он умер в 1965-м на их руках. И на похоронах они стояли вместе у гроба, вызывая недоумение и сплетни, но демонстрируя пример поистине христианского терпения и силы духа.
Это не слабость. Это колоссальная сила. Сила любить больше себя, больше своих амбиций. После его смерти Вера Марковна ненадолго вышла замуж, но тот брак быстро распался. Детей у нее не было. Вся ее нерастраченная материнская ласка ушла в роли, в работу, в заботу о близких. Говорят, что самые светлые комедии часто снимают люди с непростой судьбой. Возможно, ее улыбка с экрана была тем светом, которого ей так не хватало в жизни.
Прощание с артисткой: достойный уход
Последние годы жизни Веры Марковны были омрачены тяжелой болезнью – ей было сложно передвигаться, она реже выходила на сцену. Но коллеги, режиссеры, весь театр помнили и ценили ее. На ее 75-летие, в 1993-м, практически весь Ленком пришел поздравить ее домой. Это был прощальный, трогательный и очень душевный жест уважения к великой актрисе.
Она ушла из жизни 16 сентября того же года, словно дождавшись своего юбилея и прощания с дорогими ей людьми. Ее похоронили в Москве на Новом Донском кладбище.
_________________
Вот такая история. История великой труженицы сцены и экрана, женщины с невероятно сильным характером и добрым сердцем, которую жизнь нещадно испытывала, но так и не смогла сломить.
А теперь я хочу спросить лично вас, уважаемые читатели. Закройте глаза на секунду. Вспомните черно-белое кино. Вспомните улыбку Фени с «Счастливого рейса», строгую, но добрую Полину Бровкину, смешную манерную Боур… Вспомнили? Вот это и есть ее главная награда и наше общее достояние. Она навсегда осталась в кадре нашей памяти.
Если вам была интересна эта статья, почувствовали ее и вспомнили что-то свое –подпишитесь на наш канал. Только подписка позволяет каналу двигаться вперед. Здесь мы говорим о настоящем искусстве и о тех, кто его создавал.