На днях занесло меня с приятелем в дилерский центр Haval. Искали ему Jolion с пробегом, хотели посмотреть, что вообще есть живого на вторичном рынке. Огромная площадка, сотни машин... И вот, бродя между рядами блестящих «китайцев», я споткнулся о странное чувство. Что-то здесь было не так. Какая-то деталь выбивалась из общей картины и резала глаз. Понадобилось пара минут, чтобы осознать: аномально, просто неприлично много почти новых автомобилей Lada.
И это не уставшие «Приоры» или «десятки» из-под такси. Нет. Целые ряды свежих Granta и Vesta 2023-2024 годов выпуска с пробегами 10-20 тысяч километров. Блестящие Lada Vesta NG в топовых комплектациях, за которые их первые владельцы еще год назад стояли в очередях. Они стояли здесь, на парковке китайского бренда, как молчаливый памятник разбитым надеждам.
Картина была настолько сюрреалистичной, что мы забыли про Haval. В голове стучал один вопрос: почему? Почему люди, которые совсем недавно отдали за эти машины по 1.5-2 миллиона, теперь массово от них бегут? Мы подловили менеджера отдела трейд-ин, который как раз оформлял очередную годовалую «Весту». Его честный и развернутый ответ оказался настоящим холодным душем для отечественного автопрома.
«Три всадника апокалипсиса» для Lada: откровения из автосалона
«Да вы не первые, кто в шоке», — усмехнулся менеджер, кивая на ряды отечественных авто. — «У нас сейчас каждая третья сдаваемая машина — это Lada с пробегом до 50 тысяч. Их везут пачками. И если не вдаваться в детали каждого клиента, то глобальных причин всего три. Мы их между собой зовем „три всадника“: обманутые ожидания, кредитная удавка и китайский нокаут».
Пропасть между ценой и реальностью. «Я ждал иномарку, а получил... Lada»
«Первая и главная причина — тотальное разочарование», — начал менеджер. — «Особенно это касается Vesta NG. Поймите, АвтоВАЗ так долго и красиво рассказывал про прорыв, про „почти иномарку“, что люди поверили. Они смотрели рекламу, читали обзоры и шли в салон, готовые отдать почти 2 миллиона за чудо. А чуда не случилось».
По его словам, владельцы сталкиваются с массой мелких, но безумно раздражающих косяков, которых просто не должно быть в машине за такие деньги. Дешевый пластик начинает скрипеть и «дышать» через пару тысяч километров. Мультимедиа живет своей жизнью: может зависнуть намертво или перезагрузиться прямо на ходу. Качество сборки — это лотерея. У одного зазоры ровные, у другого — с палец, и двери нужно захлопывать с разным усилием.
«Недавно приезжал мужчина на Vesta с пробегом 12 000 км», — продолжает менеджер. — «Он просто швырнул ключи на стол со словами: „Заберите это ведро! Я устал бороться!“. Вариатор гудит на холодную, в панели приборов поселился „сверчок“, а официальный дилер на все жалобы отвечает: „Это конструктивная особенность“. Человек отдал два миллиона, а по факту получил „Гранту“ в дорогой обертке. Вот это несоответствие цены и качества — главный спусковой крючок. Люди чувствуют себя обманутыми».
Кредитная удавка. «Платеж съедает всю радость»
«Второй всадник — это, конечно, кредиты», — вздыхает наш собеседник. — «Ставки по автокредитам сейчас просто космос, 20-25% годовых — это уже норма. Человек на эмоциях, поддавшись желанию „хочу новую машину“, берет условную Granta за 1.2-1.3 миллиона в кредит на 5-7 лет. Первые месяцы — эйфория. А потом он садится с калькулятором и понимает, что ежемесячный платеж в 30-40 тысяч рублей — это финансовая яма. Радость от покупки улетучивается, а кабала остается».
По словам менеджера, огромное количество машин привозят с пробегом 5-10 тысяч. Люди просто не вывозят ежемесячные платежи и пытаются скинуть с себя кредитное бремя, пока автомобиль не забрал банк.
«Они готовы потерять на этом 200-300 тысяч, лишь бы закрыть долг. Мы оцениваем машину, гасим их кредит, и часто у них на руках не остается ничего. Это печальная, но очень частая история. Люди переоценивают свои силы, и машина из мечты превращается в неподъемный груз».
Китайский нокаут. «А что можно взять, немного доплатив?»
«Ну и третий, самый мощный всадник, который добивает Lada — это мы», — улыбается менеджер, указывая на шоу-рум Haval. — «Это самая интересная категория клиентов. Человек приезжает на своей годовалой „Весте“ просто прицениться, узнать, за сколько ее можно сдать. Мы называем цену, он кивает. А потом задает сакральный вопрос: „А что я могу у вас купить, добавив тысяч 200-300?“ И тут начинается магия».
Менеджер ведет его к подержанному Haval Jolion или Chery Tiggo 4 Pro. После «Весты» человек садится внутрь и просто молчит. Салон просторнее, материалы на порядок качественнее, панорамная крыша, камеры 360, адаптивный круиз-контроль, подогревы всего и вся, турбомотор, который едет, а не просто жужжит.
«В этот момент у человека в голове происходит щелчок», — объясняет менеджер. — «Он осознает, что за минимальную доплату пересаживается из отечественного седана в отлично упакованный кроссовер. Он получает принципиально другой уровень комфорта, технологий и ощущений. Выбор становится очевиден. Он оставляет нам ключи от своей „Лады“ и уезжает на „китайце“. У нас таких сделок — половина от всего трейд-ина».
Так что, у людей открылись глаза?
После этого разговора я снова окинул взглядом ряды сиротливо стоящих «Лад». Ответ стал кристально ясен. Да, у людей открылись глаза. Они поняли, что за патриотичными лозунгами и красивой рекламой часто скрывается продукт, который отчаянно не дотягивает до своей цены.
Они увидели, что монополия АвтоВАЗа в бюджетном сегменте закончилась. Появились сильные и агрессивные конкуренты, которые за те же или чуть большие деньги предлагают несравнимо больше. И люди начали голосовать рублем.
А как считаете вы? Это временный кризис для АвтоВАЗа или начало конца его доминирования на рынке? Что бы вы выбрали за 2 миллиона: новую Vesta или трехлетнего «китайца»?