Найти в Дзене
Книжная аптека

Читать обязательно! Е. Минкина – Тайчер «Время обнимать»

Вообще-то я хотела назвать отзыв «Жить эту жизнь». Но рискну – и настойчиво посоветую вам эту книгу. Которая ко мне в руки попала случайно – подруга взяла в библиотеке, прочитала и очень рекомендовала мне. И как же это здорово, что нечаянная встреча с книгой оборачивается абсолютной твоей очарованностью и попаданием книги в лучшее прочитанное года. Отзыв мой получился довольно объемным, поэтому разделю его на две части. Семейная сага, история четырех поколений немецко-еврейской семьи Шнайдеров – от начала ХХ века до конца 90-х годов. В романе по сути нет одного главного героя, или так: семья петербургских интеллигентов – это и есть главное действующее лицо книги. Ленинград объединит их всех – родившихся в Белоруссии, Германии или на просторах России. И может быть, главный герой книги – Ленинград вместе со своими людьми? Каждая глава – это «голос» одного из героев, его история, вплетенная в общую жизнь большой семьи. И нет в романе положительных или отрицательных лиц – все они живые
Оглавление

Вообще-то я хотела назвать отзыв «Жить эту жизнь». Но рискну – и настойчиво посоветую вам эту книгу. Которая ко мне в руки попала случайно – подруга взяла в библиотеке, прочитала и очень рекомендовала мне. И как же это здорово, что нечаянная встреча с книгой оборачивается абсолютной твоей очарованностью и попаданием книги в лучшее прочитанное года. Отзыв мой получился довольно объемным, поэтому разделю его на две части.

Сюжет и герои

Семейная сага, история четырех поколений немецко-еврейской семьи Шнайдеров – от начала ХХ века до конца 90-х годов. В романе по сути нет одного главного героя, или так: семья петербургских интеллигентов – это и есть главное действующее лицо книги. Ленинград объединит их всех – родившихся в Белоруссии, Германии или на просторах России. И может быть, главный герой книги – Ленинград вместе со своими людьми?

Каждая глава – это «голос» одного из героев, его история, вплетенная в общую жизнь большой семьи. И нет в романе положительных или отрицательных лиц – все они живые люди со своей историей любви или нелюбви, со своими бедами и радостями, с прошлым, которое иногда не хочется помнить, а иногда – в его тепло только и хочется вернуться. И как в настоящей жизни события в стране – это только фон:

«Все-таки память – странная штука. Столько событий произошло в стране за те десять лет – развенчали Сталина, реабилитировали несправедливо осужденных, построили новые станции метро, полетели в космос – а помнится лето на даче, домашний Новый год с Диной-Снегурочкой и мандаринами в серебристой фольге, какие-то шарады, посиделки, пирожки с капустой».
-2

Да, герои не ведут политических споров, не следят за сменой власти в стране, но этот фон, безусловно, влияет на их жизни, а иногда и перемалывает. Сам профессор Шнайдер умирает от инфаркта в тридцатые – когда вокруг идут аресты коллег-физиков. Его зять Виктор, лощеный преподаватель Консерватории и его вторая жена Наташа, звезда петербургской сцены, – участники войны, и это страшное военное прошлое настигнет Виктора много позже, и он так и останется непрощенным.

Автор так рассказывает истории непохожих судеб, что обязательно появляются те, кого ты как читатель начинаешь любить больше остальных, сопереживаешь и с непониманием задаешь вопрос: «Почему? За что ей (ему) так?»

Больно читать о судьбе Артема - талантливого правнука профессора, внука преподавателя консерватории. Мне было искренне обидно, что жена Артема, меркантильная и мерзкая особа, приехала в Ленинград именно из Смоленска. С Артемом связан и один из конфликтных узлов романа – его бойкот любимому и любящему деду, непрощение даже перед смертью.

Ленинград и русская культура в книге

Для меня эти слова давно уже синонимы. Как и для автора книги. Как и для всех ее героев. Они ходят в Консерваторию и Русский музей, гуляют в Летнем саду, по Каналу Грибоедова и по Петроградской стороне, бесконечно цитируют Пушкина, Ахматову (это любимый поэт женской половины семьи), русских прозаиков. Да и название глав книги – это история русской литературы.

-3

В отличие от политической и социальной жизни культура – это не фон. Это то, чем живут действующие лица, это их опора и отдушина. И не только квартиру профессора Консерватории и звезды петербургского театра, но даже коммуналки Минкина-Тайчер романтизирует с их уютным бытом, наполненным осколками дореволюционного прошлого: прабабушкины платья и скатерти, дедушкин письменный стол, фамильная супница:

«В хорошем уютном питерском доме должна быть удобная прихожая с подставкой для зонтиков, веселая теплая детская, кабинет с обязательным кожаным диваном и письменным столом хорошего темного дерева и, самое главное, просторная гостиная, полная света и праздника – обеденный стол, большая лампа, керамическая супница с гнутыми ручками, серебряные подставочки для приборов. И пианино, как же она забыла про пианино с ворохом растрепаных нот! Дом должен жить и дышать, а не превращаться в музей воспоминаний».
Большой зал Филармонии - сюда герои книги ходят часто.
Большой зал Филармонии - сюда герои книги ходят часто.
  • Во второй части расскажу о стиле писательницы и ее авторской позиции.
  • И есть ли в книге счастливые люди и те, кто действительно обнимает.

А вы читали книгу? Если да – что скажете?

Спасибо, что читаете блог «Книжная аптека»!