Среди самых известных басистов мира музыкант, композитор, драматург, актёр и активист, назвавший себя в честь маленького заострённого органа на брюшке пчелы, является настоящим гигантом в игре на басовом инструменте, хотя его мастерство в этой ипостаси часто упускают из виду, поскольку его присутствие как исполнителя и автора порой затмевает его басовый талант.
Стинг - это, конечно, явление. И спорить с этим бессмысленно. Хотя я к нему раннему больше расположен, чем к позднему. Конечно, не могу полностью присоединиться к оценке Оззи (царствие ему уж не знаю какое... сильно желаю, чтобы небесное), когда он непрозрачно намекая на то, что Стинг стал скучным, сказал вот такое, 👇
но то что поздний Стинг стал чересчур что-ли правильным и ровным, без толики той "сумасшедшинки", которая просто необходима рок-музыканту, для меня - это факт. Прошу заметить - слово "скучный" я вслух не произнёс (хотя и подумал). Впрочем, никому своего мнения не навязываю.
Но без всякого сомнения - Стинг — один из самых выдающихся британских музыкантов в истории современной музыки. Помимо этого, он просто очень умный чувак! 👇 Лучше и не скажешь!
Среди его самых заметных достижений — 17 премий «Грэмми», несколько премий Brit Awards, премия «Эмми» и «Золотой глобус», и это лишь некоторые из них. Кроме того, «Every breath You Take» группы The Police — самая популярная песня на радио за всю историю!
Он не только потрясающий автор песен, но и создатель — если говорить о моем любимом инструменте — одних из самых запоминающихся рок-басовых партий в истории музыки.
________
Кто такой Стинг?
Английский музыкант Стинг - Sting - Гордон Мэттью Томас Самнер (Gordon Matthew Thomas Sumner, род. 2 октября 1951).
Маму, папу, муки рождения, младенчество, кормление соской, приучивание к горшку, первые шаги, школьные годы, первую любовь, первые музыкальные опыты, семью, детей и прочее, что для объёма положено писать в статьях такого рода - опускаю и сразу перехожу к главному.
В 1977 году вместе с барабанщиком Стюартом Коуплендом и гитаристом Генри Падовани основал группу The Police.
Главным источником вдохновения для них была зарождающаяся панк-сцена в Лондоне. Вскоре после создания группы они начали выступать в лондонских барах и панк-клубах в качестве аккомпанирующей группы для таких исполнителей, как Cherry Vanilla и Wayne County & The Electric Chairs.
Позже, в 1977 году, Генри Падовани был заменён на Энди Саммерса, что завершило формирование классического состава группы.
Именно в это время они с ограниченным бюджетом записали свой первый студийный альбом Outlandos d’Amour .
Примерно в это же время они начали расширять сферу своего влияния, выходя за рамки панк-музыки. В своих темах они черпали вдохновение из регги, джаза и прогрессивного рока. Их дебютный альбом занял шестое место в британском чарте альбомов, что обеспечило им массовую популярность.
The Police за свою карьеру выпустили ещё четыре студийных альбома: Reggatta de Blanc (1979), Zenyatta Mondatta (1980), Ghost in the Machine (1981) и Synchronicity (1983).
Они считаются одними из самых продаваемых артистов всех времён: по всему миру было продано более 75 миллионов их пластинок. The Police также считаются группой, возглавившей второе британское вторжение в США.
После выхода их последнего альбома группа взяла перерыв. Именно тогда Стинг сосредоточился на сольной карьере. Стинг продолжал бить рекорды и добился ещё большего успеха. Его работа с The Police и успех в сольной карьере закрепили за ним статус одного из самых уважаемых артистов нашего времени
Группа The Police просуществовала всего с 1977 по 1984 год, но за это время они стали самым популярным трио со времён Jimi Hendrix Experience. В чём же был их секрет?
«Ну, мы были поп-группой,
— говорит Стинг.
— Но мы также были хорошими музыкантами.
Дело не только в светлых волосах и хорошей внешности, но и в том, чтобы в том, что ты делаешь, было что-то стоящее».
_________
Поговорим о стиле Стинга, как басиста
Стинг известен своими ритмичными и относительно простыми басовыми партиями — он считает, что это и есть искусство быть хорошим басистом .
«Мне не стыдно играть самую простую партию, если это работает»,
— говорит он.
«Для меня главное — закрепить музыку, обеспечить ей прочную основу».
Если говорить о его роли как басиста, то творчество Стинга в составе The Police с Энди Самнером и Стюартом Коплендом — это образцовый пример в области ритма и гармонии. Стинг умело отклонялся от привычного голосоведения на основной ноте, а его фразировка, навеянная глубоким влиянием регги, джаза и фанка, наряду с красочным контрапунктом и гармоническими дополнениями, создала собственный жанр.
Его мастерство игры на бас-гитаре узнаваемо сразу же, буквально с нескольких нот, как и звучание ансамбля, которым он руководил.
Я сравниваю The Police с такими культовыми «небольшими группами», как Miles Davis, Bill Evans и John Coltrane, а также с их рок-аналогами Cream, Rush, ELP и Jimi Hendrix Experience.
Обратите внимание, что Стинг также является мастером игры и на гитаре: он приглушает звук, перебирает струны пальцами и играет медиатором — в зависимости от ситуации.
Хотя Стинг и славится тем, что в своей игре на бас-гитаре он использует самые разные стили, есть одно, в чем он по-настоящему неизменен: он никогда не заменит свою винтажную гитару Fender Precision P-Bass 1957 года, которая, по его словам, почти такая же старая, как и он сам.
Инструменты
Среди множества инструментов, которые Стинг использовал в The Police, были бас-гитары Fender Precision с ладами и без, Ibanez, Steinberger XL и L2, Spector, 8-струнная Hamer и вертикальная Van Zalinge, и это лишь некоторые из них. Но сейчас Гордон всему этому великолепию предпочитает сильно изношенную гитарку Fender Precision 1950-х годов.
«Одна из вещей, которые я ценю особенно, — это моя бас-гитара, которой я пользуюсь уже четверть века, —
говорит Стинг.
— Она выпущена в 1957 году, почти столько же лет мне, это P-Bass, и она действительно была буквально истончена за годы её использования».
«Выглядит очень, очень потрёпанной, но у неё такой рык, которого просто нет у современной бас-гитары.
У неё круглый звукосниматель.
Представляю, как сам Лео Фендер обтачивал её на токарном станке, чтобы сделать её, и в ней есть подлинная душа».
«Когда играешь на инструменте, чем больше играешь, тем отзывчивее он становится.
Он почти духовен, если можно так сказать о неодушевлённом куске дерева.
Для меня он живой: у него есть характер».
Однако, независимо от того, какой бас он использует, Стинг — живое доказательство того, что мастерство заключается в исполнителе, а не в инструменте.
Что касается выдающейся сольной карьеры мистера Самнера, то я рад, что для своего сольного дебюта The Dream of the Blue Turtles (1985) он уступил место бас-гитариста молодому льву Дэррилу Джонсу, только что покинувшему удивительный кроссовер-джаз-фьюжн-ансамбль Майлза Дэвиса, — чтобы усилить джазовую составляющую своего нового направления. Хотя его игра на бас-гитаре не так заметна, как в формате трио Police, Стинг стал более композиционно ориентированным музыкантом, как и сэр Пол.
________
В этом своём трек-листе я постараюсь собрать самые знаковые (естественно, на мой взгляд) басовые партии Стинга, которые он когда-либо записывал.
Знаю, что он записал несколько отличных басовых партий и после ухода из группы, но большинство из них всё-таки относятся к эпохе The Police.
Поскольку группа The Police по-прежнему популярна, давайте повспоминаем самые известные басовые партии Стинга.
Даю чертову дюжину комозиций.
Итак... Погнали!
1) "Demolition Man" (Ghost in the Machine, 1981)
Это по-прежнему одна из самых зажигательных басовых партий Стинга.
Demolition Man, начинается с унисонного баса и гитарного риффа, сопровождаемого неоднозначным регги-грувом барабанщика Стюарта Коупленда. Хотя автором песни был Стинг, говорят, что на самом деле на бас-гитаре играл его гитарный техник Дэнни Кватрочи.
2) "Hole In My Life" (Outlandos d'Amour, 1978)
Следующая песня в нашем списке — одна из их ранних композиций с первого альбома ‘Outlandos d’Amour‘. В этой песне Стинг играет дополнительную фанковую басовую партию с помощью медиатора.
3) "Masoko Tanga" (Outlandos d'Amour, 1978)
Далее следует ещё одна заводная песня из их альбома ‘Outlandos d’Amour‘ Стинг играет ещё одну фанковую басовую партию в стиле регги, которую он чудесно дополняет своим инструментом.
4) "Peanuts" (Outlandos d'Amour, 1978)
И наконец, у нас есть «Peanuts». Эта песня в стиле панк снова звучит с их первого альбома. Эту песню написали Стинг и Коупленд вместе.
5) "Roxanne" (Outlandos d'Amour, 1978)
Песня «Roxanne» не стала хитом, когда впервые вышла в 1978 году, но была переиздана годом позже и стала визитной карточкой The Police.
Небольшая басовая линия Стинга в куплете построена на простых двухнотных неритмичных ударах, которые добавляют точности к основной идее, в то время как гитара и хай-хэт обеспечивают основной ритмический рисунок. В припеве же, напротив, царит рок восьмых нот.
6) "Message In A Bottle" (Regatta de Blanc, 1979)
Если Roxanne продемонстрировала способность Стинга точно задавать необычный ритм группы, то именно «Message in a Bottle» раскрыла, насколько он был хорошим басистом.
Этот трек выделяется своей энергичностью и почти дерзкой подачей: басовая линия следует за основными нотами аккордов в арпеджированной гитарной партии.
Эта песня открывала почти каждый концерт реюнион-тура Police 2007/08.
7) "Walking On The Moon" (Regatta de Blanc, 1979)
Чистая простота « Walking On The Moon» строится вокруг очередной, довольно непринуждённой басовой линии Стинга, на этот раз основанной на цепляющей идее вопросов и ответов.
Это был второй сингл с альбома Regatta de Blanc , ставший очередным мировым хитом группы.
Хотя Стинг, безусловно, придумал и более интересные басовые партии в более поздние годы своей карьеры, его фразировка и практически ленинский принцип - "лучше меньше, да лучше" — это настоящий мастер-класс для всех.
8) "Can’t Stand Losing You" (Outlandos d'Amour, 1978)
Между этой басовой линией и Roxanne довольно много общего . Два ударных ноты в куплете, как и припев на восьмых нотах, расположены в одном месте.
Обратите внимание на регги-брейк, где Стинг добавляет пару простых, но запоминающихся фраз, основанных на пентатонике ре минор.
Песня мгновенно стала хитом и стала ярким событием на ранних концертах группы.
9) "De Do Do Do De Da Da Da" (Outlandos d'Amour, 1978)
Этот трек - неистовый и весёлый, с мелодичной чувствительностью Стинга, где любые его панковские претензии полностью отступают на второй план.
Басовая линия во вступлении идеально дополняет гитарную партию: Стинг играет энергичную басовую линию восьмыми нотами, используя только тонику каждого аккорда, вплоть до конца аккордовой фразы Энди Саммерса, после чего добавляет быстрое арпеджио из трёх нот.
Это отличный пример взаимодействия, которое и сделало группу такой популярной среди широкой публики.
10) "Every Breath You Take" (Synchronicity, 1983)
Песня Every Breath You Take , занявшая первое место по всему миру, стала первым синглом с последнего альбома The Police Synchronicity, обеспечив им огромный успех — она даже получила премию «Грэмми» в номинации «Песня года» в 1984 году.
Басовая линия снова полностью состоит из восьмых нот.
11) "Synchronicity II" (Synchronicity, 1983)
Как следует из названия, это вторая часть заглавного трека с альбома Synchronicity .
Synchronicity II, написанная как серия различных музыкальных фрагментов, подобранных друг к другу, в значительной степени опирается на нестандартные ударные и более ровные восьмые ноты.
Обратите внимание на пару толчков и общую динамику, которая меняется на протяжении всего трека.
12) "So Lonely" (Outlandos d'Amour, 1978)
Многие басовые партии Стинга построены по простой формуле: разрозненные регги-вставки в куплете и энергичные панк-линии в припеве.
So Lonely был третьим синглом группы и последним с дебютного альбома.
Припев, как открыто признался Стинг, представляет собой ускоренную интерпретацию песни Боба Марли No Woman No Cry .
13) "Don't Stand So Close To Me" (Zenyatta Mondatta, 1980)
Ещё одна синкопированная басовая линия с элементами регги, «Don't Stand So Close to Me», открывает третий альбом группы, Zenyatta Mondatta, и служит примером конструктивного использования музыкального пространства для достижения нужного настроения.
Высокий вокал Стинга занимает центральное место в треке, который принёс The Police премию «Грэмми» за лучшее вокальное рок-исполнение дуэтом или группой.
_________________
Больше про бас-гитаристов — здесь 👇
Всем спасибо за внимание
До встречи
Удачи!
Пока!
________________
(* - все фотографии из открытых источников)