Найти в Дзене
Makar Cinema

«Заклятие 4: Последний обряд» — обзор фильма | Худшая часть во вселенной?

Приветствую! Вселенная «Заклятия» — одна из лучших и успешных хоррор-франшиз современности. Успешной она остаётся и по сей день, а вот о качестве последних фильмов можно поспорить. Что «Заклятие 3», что второе «Проклятие монахини» от режиссёра Майкла Чавеса собрали хорошую кассу, но были они откровенно слабыми и критически не то чтобы провалились, но и успеха не имели. Казалось бы, Чавеса нужно убирать, ведь он уходит от жанра хоррор в детектив. Но его не только оставили, так ещё и доверили снять четвёртое «Заклятие», которое позиционируется как финальная часть. Не вселенной, а первой фазы, так скажем. Но всё равно финал. Оправдалась ли ставка? Что у Майкла получилось и получилось ли вообще? Давайте поговорим об этом. Обязательно пишите ваше мнение о фильме, если успели посмотреть, и погнали. Итак, сюжет у фильма таков. Начинается всё с эпизода в прошлом, конкретней в 1964 году, когда молодые Эд и Лоррейн расследуют дело о зловещем антикварном зеркале. Но вот дела, в этот момент Лоррей
Приветствую! Вселенная «Заклятия» — одна из лучших и успешных хоррор-франшиз современности. Успешной она остаётся и по сей день, а вот о качестве последних фильмов можно поспорить. Что «Заклятие 3», что второе «Проклятие монахини» от режиссёра Майкла Чавеса собрали хорошую кассу, но были они откровенно слабыми и критически не то чтобы провалились, но и успеха не имели. Казалось бы, Чавеса нужно убирать, ведь он уходит от жанра хоррор в детектив. Но его не только оставили, так ещё и доверили снять четвёртое «Заклятие», которое позиционируется как финальная часть. Не вселенной, а первой фазы, так скажем. Но всё равно финал. Оправдалась ли ставка? Что у Майкла получилось и получилось ли вообще? Давайте поговорим об этом. Обязательно пишите ваше мнение о фильме, если успели посмотреть, и погнали.

Итак, сюжет у фильма таков. Начинается всё с эпизода в прошлом, конкретней в 1964 году, когда молодые Эд и Лоррейн расследуют дело о зловещем антикварном зеркале. Но вот дела, в этот момент Лоррейн была беременна, и демон вызвал у неё преждевременные роды. Так появилась на свет Джуди. События же происходят спустя 22 года, когда в Пенсильванию переезжает семья Смерл, и у них оказывается в доме то самое зеркало. Эд и Лоррейн не интересуются этим делом, но интересуется Джуди. Родителям пришлось поехать за ней в этот жуткий дом. Вот как-то так.

Чавес, Чавес, что же ты наделал. Хотя есть ли к нему какие-то претензии? О том, что Чавес с жанром работает так себе, говорили прошлые фильмы, и вины в нём как бы нет, он сделал свою работу как может. Тут скорее вопросы к студии и продюсерам, которые, несмотря на критический провал третьего «Заклятия» и двух проклятий, монахини и плачущей в смысле, решили поставить его на режиссуру четвёртого, финального фильма для четы Уорренов. Ну, по крайней мере, так он преподносится.

-2

Знаете, я смотрел фильм с максимально заниженными ожиданиями, но даже это не помогло улучшить восприятие. Окей, я был готов к тому, что лента будет сентиментальной семейной драмой-мелодрамой. Это было ожидаемо, так как финальная часть и все дела. Но можно же было сделать это всё куда более интересней, живей и динамичней. Просто такое ощущение, что на протяжении фильма вообще ничего не происходит. Лоррейн переживает за дочь, Эд переживает за дочь, Тони хочет их дочь, где-то там на фоне в Пенсильвании у какой-то там семьи что-то там происходит. Вот каким-то таким образом можно описать весь фильм.

Семье Смерл на этот раз уделили настолько мало внимания, что вы вряд ли их вспомните. Что Перроны из первого фильма, что Ходжсоны из второго запоминаются, ведь мы с ними банально проводили много времени. Джеймс Ван нас к ним привязывал. Здесь мало того, что семья Смерл абсолютно безликая, так ещё и кто на них нападал вообще непонятно. Что-то какой-то мужик кого-то убил, и какая-то старуха постоянно появляется. Ещё и зеркало добавили, хотя его в реальной истории вообще не было. Вот она, сценарная лень, когда для оправдания сюжета добавили какой-то непонятный предмет непонятного происхождения. И так сойдёт, что называется. Демон по итогу заманивал Джуди, а вот зачем, да кто его знает.

-3

И знаете, я даже могу оправдать вступительный титр, где нам говорят, что это дело было настолько страшным и жутким, что Уоррены после него окончательно отошли от дел. Ну, точнее, не я, а сам фильм оправдывает, мол, в этом деле Уоррены могли потерять самое дорогое — их дочь. На деле же Уоррены просто ничего не смогли сделать и рекомендовали семье Смерл переехать. Всё. То есть, понимаете, они же вообще не парились. Да, к этому моменту Лоррейн Уоррен покинула наш бренный мир, и узнать о сложностях и тонкостях у них не получилось, но они ведь даже не старались. Каждая история в прошлых частях выглядела на порядок сложнее, чем здесь. Так, может, вам не следовало больше часа разворачивать какую-то мелодраму, а сосредоточиться на действительно опасности?

Ладно, это можно всё понять, но можно ли это принять? Вот тут вопросы. От четвёртого «Заклятия», я думаю, все невольно ожидают чего-то эдакого. Ну просто хотя бы потому, что это «Заклятие», потому что это финальное «Заклятие». А ещё прочитав титр, что это самое невероятно страшное и опасное дело, то ожидания завышаются ещё больше. Вы же по итогу сами завышаете ожидания и не оправдывайте их. На деле мы получаем обычный фансервисный пшик, в котором Чавес решил отдать дань уважения прошлым фильмам, продемонстрировав старых персонажей, добавив кучу отсылок и напихав старых клише. Кукла, собака, экзорцизм, в общем, отовсюду понемногу. Да, для фанатов тут будет раздолье, и можно каждые 10 минут пародировать Ди Каприо из «Однажды в Голливуде», а толку.

-4

Также стоит отметить, что Майкл снова сделал красиво. Что-что, а с визуалом он работает очень хорошо. В третьем «Заклятии» была проделана изумительная работа со светом, а во втором «Проклятии монахини» были действительно красивые кадры. Так же и здесь. Одна сцена с зеркалами чего стоит. Это было достойно. Операторская работа и выстраивание атмосферы у Чавеса на хорошем уровне. Повествование страдает.

Что тут скажешь, хилеют хорроры, что даже «Заклятие» превратился из чистого фильма ужасов, в драму с лёгкими элементами ужасов. За весь фильм страшных моментов было ровно ноль. Особенно если вы смотрели все фильмы этой вселенной. При этом меня не покидало ощущение, что в нём не хватает каких-то кусков и некоторые моменты случились вдруг. Фильм и так идёт два часа, но, видимо, был ещё больше и кое-что пришлось вырезать. И ещё один момент: в этой вселенной Джуди сыграло уже 4 актрисы. Я, кстати, этого не совсем понял. Стерлинг Джеринс появилась во всех трёх частях. Ей сейчас 21 год, с ней что, не договорились? Есть Маккенна Грейс из третьего «Проклятия Аннабель», которой сейчас 19, и она бы тоже смогла сыграть. У меня нет претензий к Мии Томлинсон, она сыграла хорошо, но если её не подписали сразу на несколько проектов вперёд, то зачем они меняли актрису, которая какой-то медийности не приносит. Маккенна популярней, а Стерлинг — канон. Странно, в общем.

-5

Короче, хотел Чавес сделать семейную хоррор-драму, попутно отдав дань уважения вселенной, а получилось унылое, серое и абсолютно безыдейное кино. Худшее ли во вселенной? А знаете, я скажу «Да». Что первое «Проклятие Аннабель», что первое «Проклятие монахини», которые мне не очень понравились, получились простенькими, но с каким-никаким вкусом. Безвкусное четвёртое «Заклятие» проигрывает им хотя бы потому, что это четвёртое «Заклятие» и оно не может быть таким априори. Печально.

Завершить экранную историю Уорренов на высокой ноте у них, увы, не получилось. Да, было грустненько в конце, ну а как иначе. Если бы и чувство сентиментальности они потеряли, то это была бы вообще беда.

  • Режиссёр — Майкл Чавес.
  • В ролях — Вера Фармига, Патрик Уилсон, Бен Харди, Джон Бразертон, Эллиот Кауэн и другие.
  • Оценки — Кп - 6.6; IMDB - 6.5
Но это лишь моё мнение, которое может кардинально отличаться от вашего. Пишите ваши мысли об этом всём и до новых встреч.