Бог миловал - Гарри Поттер во время мирового помешательства на книгах Роулинг прошел мимо меня. На момент выхода первого фильма, запустившего фанатское безумие, мне было 14 лет, я, воспитанный на классической литературе подросток, презрительно относился к фэнтези со всем его волшебством, превращениями, драконами и прочей магической чепухой. Даже "Властилин колец" смог посмотреть только в правильном переводе Дмитрия Пучкова — Гоблина. Все это казалось мне глупой детской сказкой. Когда у меня родились и подросли свои дети, просьба старшего принести ему "Гарри Поттера" меня удивила. Казалось, интерес с этому персонажу давно схлынул. Все семь книг, однако, были прочитаны и усвоены моими отпрысками за пару месяцев. Вскоре они уже носились по квартире с воплями: "Крутите в другую сторону, Пивз!" или "Дементоры! Дементоры!" Волей-неволей пришлось приобщаться, взять в руки начало истории и приступить к серьёзному анализу.
В основе цикла, как и у множества подобных книг, лежит сюжет о Золушке. То есть, говоря очень грубо, вечная история о забитом чмошнике/чмошнице, который в итоге становится королем или избранным, постоянно используемая авторами вплоть до наших дней (возьмите хотя бы ту же "Матрицу"). Сходство особенно заметно в деталях. Золушка спала на чердаке под крышей, а отдыхала, сидя на ящике с золой. Гарри любящие родственники в лице тети Петунии и ее супруга Вернона Дурсля (перевод фамилий и имен заслуживает отдельного разговора) поместили в чулан под лестницей. Физиономия у паренька исполосована от рождения, правда шрам на лбу легко закрывается челкой длинных спутанных волос (понятие гигиены в этих книгах тоже трактуется весьма своеобразно). Главный герой постоянно носит треснутые, скрепленные скотчем, одним словом, сломанные очки, без которых, судя по всему, ничего не видит. Интересно, какое в этом случае у него зрение? Помнится, я хохотал в голос при просмотре в кинотеатре очередной спортивной драмы отечественного разлива «Движение вверх», где баскетболист сборной СССР (!!!) с не особо критичным зрением в минус четыре диоптрии, потеряв во время игры контактные линзы, с расстояния двух метров (!!!) отдает пас игроку команды соперника (видимо, персонаж еще и дальтоник, форма-то на командах одета разных цветов). В реальности у баскетболиста Алжана Жармухамедова зрение было минус два с половиной и блестяще играть в баскетбол это ему никак не мешало. Для справки, я свои очки использую только для работы в офисе за компьютером или когда мне нужно что-то подкрутить, подвертеть по хозяйству. По улице хожу без них, и в канализационный люк ни разу не проваливался, и под машины не попадал. Впрочем, это частая ошибка — людей с ослабленным зрением записывают в инвалиды, считая, что без линз или очков на носу они полностью беспомощны.
Возращаемся к нашему многострадальному Гарри Поттеру. После того как личности, отправившие его отбывать детство в колонии строгого режима, именуемой домом на Тисовый улице, объясняют ему "кто есть Who", начинается его обучение в школе волшебников Хогвартс — месте весьма странном, с непонятно по каким принципам функционирующим отделом кадров и полным отсутствием службы безопасности. Благодаря этому на ключевой должности профессора защиты от Темных искусств в течение нескольких лет сменяют друг друга засланный главным злодеем казачок—заика (как он преподавал-то вообще), пустослов-мошенник и оборотень в погонах. А распределение по факультетам производится волшебной шляпой, поочередно напяливаемой на бОшки всех новоприбывших (с учетом того в каком состоянии содержат свои волосы Гарри, Рон и прочие, включая профессора Снейпа, через пару месяцев весь Хогвартс в полном составе пришлось бы брить налысо из-за расплодившихся вшей). Про сюжетные «косяки» Роулинг, от самых мелких до катастрофических, вроде того, что близнецы Уизли в упор не видят на Карте Мародеров преспокойно спящего каждую ночь в комнате Рона, а до этого Перси, анимага Питера Петтигрю в облике крысы Коросты, написано много. Логике это повествование детей не научит точно. Но логика - прерогатива скучных взрослых душнил, а здесь чародейство, волшебные палочки, приключения, дружба с переходом в любовь-морковь. Что еще нужно взрослеющему ребенку?
Размышляя над причинами популярности этого цикла, я выделил для себя следующее.
1. Идеальное попадание в аудиторию. Главные герои дети. И не просто дети, а дети в школе. А значит можно охватить все школьные горести и радости, создать узнаваемый каждому фон. Кто не мечтал сделать бяку нелюбимому преподавателю или похимичить тайком в лаборатории? Вот оно - мечты сбываются.
2. Классная экранизация. В дальнейшем она потащила за собой интерес к первоисточнику. После выхода каждого нового фильма фанаты с еще большим нетерпением ждали новую книгу, и наоборот. Важно отметить еще один аспект: время, когда фильмы снимались. На рубеже веков Голливуд явно обрисовал социальную тенденцию: люди досыта наелись боевиками и серьезной фантастикой. Многократно вдалбливаемый в головы жителям стран "золотого миллиарда" миф о том, что рай на планете наступит, когда рухнет "Империя зла", Советский Союз, работать перестал. Окончательно - 11 сентября 2001 года. Людям захотелось в детство. Людям захотелось в сказку. Тогда свои рекордные 11 Оскаров получило "Возвращение короля " - третья часть киносаги Питера Джексона (естественно, награды давались по совокупности заслуг за все три фильма, а не только за последний). Дисней взялся за «Пиратов Карибского моря». Экранизировали подзабытые «Хроники Нарнии» (до "Хроник Амбера", впрочем, так и не добрались). Рикошетом воскрес даже, казалось бы, окончательно похороненный жанр пеплума ("Гладиатор", "Троя") как иллюстрация к тому, что лучшая на свете сказка - это история. Апофеозом стала «Игра престолов» с ее безумными сборами. Сейчас маятник качнулся в обратную сторону. Изрядно подгадила инклюзивная повесточка: чернокожие актеры в роли эльфов и средневековых рыцарей смотрятся абсурдно. Кому хочется, чтобы из него делали дурака?
3. Доступность повествования. Роулинг пишет просто и понятно, детям не надо напрягаться. Плюс полным-полно футбола... виноват, квиддича. Много диалогов, минимум размышлений. Особенно в первых книгах. Дальше Роулинг начала пытаться играть в двойственность, «серую мораль», что детьми, чей мир делится по принципу «черное/белое» воспринимается плохо. Хотя и какого-то особенного морализаторства и отсылок к христианским ценностям, что бы ни говорил известный религиозный публицист Андрей Кураев, в последних книгах я не заметил, это вам не «Хроники Нарнии». Написано, повторюсь, просто и хорошо, хотя взрослые ценители словесности с намного большим удовольствием прочтут и оценят другую историю о школе волшебников - жемчужину фэнтези "Маг Земноморья" Урсулы Ле Гуин, чей литературный язык несравнимо изящнее и богаче, чем язык Роулинг. Но по сравнению с новым литературным мейнстримом школьников младшего возраста - «Как приручить дракона» Крессиды Коуэлл, творения Роулинг просто идеал беллетристики.
4. Совпадение момента публикации и выхода первого фильма с развитием Интернета и внедрением его в повседневную жизнь. А значит несравнимо больший масштаб рекламы, возможность широкого обсуждения, кратное увеличение популярности. «Гарри Поттер» - это идеальной пример «мягкой силы», популяризации страны, которую описывает автор, и формирование позитивного отношения к ней. Не сомневаюсь, что многие релоканты стремились в Великобританию именно как на родину Гарри Поттера. Хотя с учетом того, что коренных Поттеров, Уизли и Грейнджер в современном Лондоне осталось не более двадцати процентов, судить по этим книгам об Англии все равно что по песням «Битлз».
На этом фоне показательна дискуссия относительно отсутствия/наличия «Гарри Поттера» в списке рекомендуемой для школьного чтения литературы. Вероятно, подросло и заняло свое место в коридорах власти первое поколение, воспитанное на произведениях Роулинг. Либо просто ничего иного из современной прозы и предложить нельзя. Решили - пусть уж лучше будет (или не будет) «Гарри Поттер». Не Чака Паланика же рекомендовать, при всем к нему уважении. А может быть, это и неплохо? Что давать читать школьникам (сейчас речь идет не об их возрасте, а о самом моменте целенаправленного формирования личностей в ходе обучения)? Еще пару произведений Антона Павловича Чехова или Леонида Андреева, после прочтения которых хочется намылить веревочку? Нашей национальной литературе, отравленной духом самоуничижения (это очень извращенная форма гордыни), да и что там греха таить, весьма снобистской по своей сути, в свое время категорически не хватило своих положительных персонажей, вроде Шерлока Холмса, которые в сериальном варианте утверждали, вбивали бы в головы подрастающего поколения простейшие положительные тезисы: "Все будет хорошо", "Есть справедливость на свете". Хороших добрых книг у нас много, а вот СЕРИЙ книг или рассказов с постоянно побеждающими зло одними и теми же героями — по пальцам пересчитать. Разве что Элли с Энни в историях Волкова. Или Алиса Селезнева Кира Булычева. Но последняя вообще-то жила в прекрасном коммунистическом будущем (по крайней мере, в лучших книгах автора). А как только это будущее накрылось медным тазом, то и качество книг о ней резко упало, и экранизации ее похождений получаются в последнее время, как бы помягче сказать, своеобразными...
Подведем итоги.
НЕТ! Цикл произведений Джоан Роулинг о Гарри Поттере с художественной точки зрения не достоин и четверти того ажиотажа, который развернулся вокруг этого персонажа. Ажиотаж этот — продукт маркетинга и идеального попадания сказочной истории в изменявшиеся на рубеже тысячелетий культурные потребности широкой аудитории. Попытки отыскать в «Гарри Поттере» глубокие философские мысли смехотворны - не тот масштаб. Хотите христианской морали — ищите ее в «Хрониках Нарнии». Хотите завораживающе красивого языка — читайте Ле Гуин. Хотите историй про мальчишек и девчонок, историй веселых, интересных, воспитывающих в читающих их подростках чувство справедливости, чести и достоинства — к вашим услугам книги замечательного советского писателя Владислава Крапивина.
И в то же время, если забыть о поднятой вокруг Гарри Поттера шумихе...
ДА! Это действительно очень хорошие, достойные прочтения детские книги, блестящее продолжение традиций классической английской сказочной литературы.
Приятного чтения!
Картина к книге:
Джон Анстер Фицджеральд. «Пиршество фей»