Найти в Дзене
IQша

Дети и AI: заменят ли технологии педагога?

или Как вырастить ребёнка в эпоху ИИ Малыши сегодня нередко просыпаются и первым, кого слышат, — не мамин голос, а Алису из колонки: «Доброе утро, малыш!» Дети говорят с голосовыми ассистентами, засыпают под аудиоистории, задают вопросы не родителям, а роботу: «Почему ежик колючий?» — и получают от робота быстрый и понятный ответ. Но многие взрослые, которые учат наших дошколят, с компьютером на «Вы». Word вызывает панику, а про ChatGPT и прочие нейросети слышали только краем уха. А дети уже живут в другом измерении: они знают как получить информацию, хоть и не умеют ей пользоваться, играют и с мячом на улице, и строят компьютерные миры. Разрыв колоссальный. Очевидно, что систему образования за год-два не перестроишь. И уж точно никто не засунет детей обратно в мир без компьютеров и интернета. Они уже там — в мире, где технологии естественны, как воздух. Значит, задача родителей и педагогов — не отгородить детей от AI, а найти баланс. Чтобы искусственный интеллект был не костылём, а
Оглавление

или Как вырастить ребёнка в эпоху ИИ

Малыши сегодня нередко просыпаются и первым, кого слышат, — не мамин голос, а Алису из колонки: «Доброе утро, малыш!» Дети говорят с голосовыми ассистентами, засыпают под аудиоистории, задают вопросы не родителям, а роботу: «Почему ежик колючий?» — и получают от робота быстрый и понятный ответ.

freepik.ru
freepik.ru

Но многие взрослые, которые учат наших дошколят, с компьютером на «Вы». Word вызывает панику, а про ChatGPT и прочие нейросети слышали только краем уха. А дети уже живут в другом измерении: они знают как получить информацию, хоть и не умеют ей пользоваться, играют и с мячом на улице, и строят компьютерные миры. Разрыв колоссальный.

Систему не поменять, детей в 20 век не вернёшь

Очевидно, что систему образования за год-два не перестроишь. И уж точно никто не засунет детей обратно в мир без компьютеров и интернета. Они уже там — в мире, где технологии естественны, как воздух.

Значит, задача родителей и педагогов — не отгородить детей от AI, а найти баланс. Чтобы искусственный интеллект был не костылём, а помощником. Чтобы он не «делал за ребёнка», а помогал учиться с интересом.

Что говорят исследования

Вот несколько реальных фактов, которые показывают, как дети взаимодействуют с искусственным интеллектом и так ли всё уже «под контролем»:

  • Согласно исследованию Digital Wellness Lab (2024), родители детей 3–5 лет чаще, чем те, чьи дети старше, считают, что голосовые ассистенты улучшают:
    способность ребёнка к самостоятельности — около
    63%, The Digital Wellness Lab
  • Другое исследование: дети от 3 до 5 лет с голосовыми ассистентами часто слушают сказки и музыку, задают вопросы. При этом родители используют ассистентов совместно с детьми в среднем чаще, чем дети бы общались с ними одиночку. The Digital Wellness Lab
  • Но есть и нюансы. Например:
    Некоторые исследования (Children & Screens, Harvard и др.) показывают: когда дети учатся с AI-компаньонами, они могут достигать хороших результатов, но это справедливо только если ИИ спроектирован по образовательным принципам — с учётом внимания, обратной связи, мотивации.
    gse.harvard.edu+1

    Дети младших классов часто думают об ИИ как о чём-то врождённо умном, почти магическом.
    arXiv+1 И от этого могут быть ожидания, которые будут негативно влиять на жизнь ребенка, если он не разовьет критическое мышление.

создано ИИ
создано ИИ

Живой человек vs. Робот: что важно дошкольнику

Сравним два сценария:

Робот-ассистент

Плюсы:

  • отвечает сразу, доступен всегда, может повторять много раз без усталости, не отвлекается.
  • может предложить яркие визуальные/аудио-элементы, игры, сказки.

Минусы:

  • не чувствует усталости ребёнка, его настроения, не может создать «сочувствие».
  • не умеет делать «человеческие паузы»: «я вижу, ты устал, давай передохнём».
  • иногда не слышит правильно — особенно когда речь нечеткая, дети говорят тихо или сбивчиво.

Живой педагог / родитель / воспитатель

Плюсы:

  • эмоциональная связь, поощрение, поддержка.
  • способность адаптировать: менять задания, стиль, темп, придумывать примеры из жизни.
  • может замечать, что ребёнку скучно или напряжённо, и менять ход.

Минусы:

  • человеческий ресурс ограничен. Педагог может устать, не справиться с индивидуальной скоростью, вниманием всех детей.
  • не всегда есть доступ к качественным педагогам и методикам, особенно в удалённых районах.

Как достичь баланса (на примере IQsha + идеи для родителей)

Мы в IQsha видим этот баланс так:

  • Задания и материалы всегда создают педагоги и психологи. Не алгоритмом «готовь-упражнение по шаблону», а с учётом того, как развивается внимание, речь, мышление дошкольников.
  • Технология используется как инструмент. Например, AI-компоненты помогают с визуализацией, интерактивом, дают ребёнку момент, когда можно попробовать самим.
  • Сопровождение взрослого обязательно. Родитель или педагог — не просто смотрят, но участвуют, комментируют, обсуждают, придумывают истории вместе с ребёнком.

Для родителей и педагогов есть несколько практических советов:

  1. Используйте «совместное время с технологией» — слушать сказку через Алису вместе, обсуждать её, задавать вопросы: «А что бы ты сделал / сказал в такой ситуации?»
  2. Ограничивайте экранное и голосовое время — исследования показывают, что слишком частое использование ассистентов голосом может ухудшать точность распознавания речи, особенно у маленьких детей. Лучше, если часть занятий будет «вживую» — рисование, игры, разговор «по-человечески».
  3. Развивайте критическое мышление — ребёнка надо учить: «А может ли Алиса ошибаться?» «Почему Алиса отвечает так, а не иначе?» Это помогает формировать правильное представление об ИИ, не идеализировать его.
  4. Выбирайте качественные программы / платформы, в которых педагоги проверяют упражнения, где методика продуманная, где есть обратная связь не просто от машины, а от человека.

Немного провокации: что потеряем, если переборщить

Если доверить всё ИИ:

  • ребёнок может перестать ждать живого одобрения, похвалы — а её иногда не даст ни одна колонка, ни один робот;
  • может появиться эффект «готовых ответов» — когда детям важно не разобраться, а просто получить решение;
  • риск, что эмоциональное развитие, умение сопереживать, понимать эмоции собеседника (человека) пострадает, если большую часть времени общение будет с машинами.

Дети нашего времени растут с Алисой или другими голосовыми помощниками. Это реальность, и от неё никуда не деться.

Наша задача — не запретить технологии, а сделать так, чтобы технологии служили развитию ребёнка, а не «замещали» человеческое.

В IQsha за 13 лет мы учимся сочетать: педагогику + технологии, человеческое участие + инновации. Так, чтобы ребёнок не рос в прошлом, но и не потерял самое главное — тепло, внимание, вдохновение человека.

Искусственный интеллект — это мотор. Человек — это руль. Если оставить только мотор, машина уедет не туда. А вместе они дают детям шанс учиться интереснее и быстрее.